Законодательство и нормативно-правовая база аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 04:09, реферат

Описание работы

Процесс формирования рынка аудита в России, по существу, завершен: определены положение участников с учетом их роли в отношениях по поводу аудита, их права и обязанности; установлены правила поведения на рынке аудита; создана многочисленная группа профессионалов, осуществляющих проверки финансовой отчетности, владеющих концепциями и процедурами бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 42.98 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации  ГОУ ВПО «Московский Государственный  Университет Экономики Статистики и Информатики»

(МЭСИ)

Бурятский филиал

 

 

 

 

 

 

Реферат:

 Законодательство и нормативно-правовая  база аудита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Журавлева Ю.С.,

  студентка гр. БУ-ДЛЭ-001

Руководитель: Субанакова П.И.

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2013 г.

Введение

 

       Предпосылкой появления аудита в России стала перестройка экономических отношений, переход к рынку, рост предпринимательской активности наших граждан. Аудит явился новой формой контролирования финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей; он сочетает в себе проверку финансовой отчетности организаций и оказание услуг по налоговому, правовому, управленческому консультированию.

       Период становления российского аудита характеризовался директивным созданием аудиторских фирм, работой по организации аттестации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, выработке требований к профессиональным участникам аудиторского рынка и правил проведения проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг.

Процесс формирования рынка аудита в России, по существу, завершен: определены положение  участников с учетом их роли в отношениях по поводу аудита, их права и обязанности; установлены правила поведения  на рынке аудита; создана многочисленная группа профессионалов, осуществляющих проверки финансовой отчетности, владеющих  концепциями и процедурами бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. 
1.Нормативная база аудита

       Аудиторская деятельность в Российской Федерации базируется на следующих правовых и законодательных документах :

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья.
  2. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. (Утверждены Указом Президента Российской Федерации №2263 от 22.12.93 с изменениями от 26.11.2001 года)
  3. Федеральный закон « О бухгалтерском учете » № 129-ФЗ от 30.06.2003 года
  4. Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. (Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 01.06.94года)
  5. Положение о Консультативном совете при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации (Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 01.06.94года.)
  6. Постановление Правительства Российской Федерации № 482 от 06.05.94 года «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации». (С изменениями от 06.02.2002 года).
  7. Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности (Утверждено Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России Протокол № 66 от 25.03.1999 года, с изменениями от 30.12.1999 года).
  8. Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
  9. Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков. (Утверждено Приказом МФ РФ № 69-н от 27.10.99 года).

Особое внимание при проведении аудиторской проверки уделяется её правовым аспектам. Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора. Аудитор обязан предоставлять экономическому субъекту эту информацию. В аналитической части аудиторского заключения указываются нарушения законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могли нанести ущерб интересам собственников экономических субъектов, государства или третьих лиц.

Исходя из выше написанного выводы о достоверности бухгалтерской  отчётности экономического субъекта должны подтверждаться соответствием их требованиям законов и других правовых актов Российской Федерации.

В настоящее время базовым нормативным документом является «Временное правило аудиторской деятельности в РФ». Эти правила определяют правовые основы осуществления в РФ аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля. Также эти правила определяют процедуры аттестации и лицензирования. Организация проведения аттестации возлагается на Министерство финансов РФ, Центральный банк России, для чего этими органами созданы соответствующие центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии.

2. Виды аудита

        Аудит подразделяется на внешний и внутренний. Внешний аудит проводится независимым аудитором, не имеющим на проверяемом предприятии никаких интересов. Задачей внешнего аудита является подтверждение правильности учета отчетности, оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике, цели деятельности предприятия и пр.

Внешний аудит может быть добровольным (по желанию предприятий-клиентов) и  обязательным (в соответствии с законодательными актами). Обязательный аудит может  быть организован также по решению  суда или следственных органов.

Внутренний аудит решает для  клиента такие задачи: изучает  систему контроля за активами; проверяет соответствие действующего контроля политике предприятия; анализирует ситуации риска и предохранение от банкротства; использует ноу-хау для увеличения прибыли и эффективности новых технологий, а также использует другие мероприятия, которые влияют на развитие предприятия в финансовом бизнесе. Внутренний аудит проводят на начальной стадии исполнения коммерческого, технологического или финансового договора, в процессе ее действия и после ее завершения, дает научно-обоснованную оценку хозяйственным операциям и процессам, но он не заменяет внутрихозяйственного контроля.

Независимо от проверяемых объектов, каждый аудитор, руководствуясь международными нормативами и соответствующими правилами, должен соблюдать этику поведения, быть независимым, иметь профессиональный уровень, уметь доказывать и точно представлять результаты проверки. Только при соблюдении этого комплекса требований могут быть гарантированы объективность выводов аудитора и представление их в качестве заключения (акта, отчета) пользователям.

Особенности внутреннего аудита предопределяются теми различиями, которые имеются  между внутрихозяйственным контролем  и ревизией.

Внутренний аудит отличается от ревизии по формальным признакам  и по существу. В соответствии с  формальными признаками аудит осуществляется как по обязательной форме, так и  по заявкам руководителя предприятия, по договорам с аудиторской фирмой и другими показателями. Ревизия  должна проводиться в обязательном порядке за 1 - 2 года. Документами, подтверждающими  результаты проделанной работы, служат: при аудите – заключение, при  ревизии – акт.

По существу внутренний аудит отличается от ревизии целями, задачами, принципами, методическими приемами, а также  объектами исследования.

Особенности внутреннего аудита проявляются  отчетливо при проверке состояния  бухгалтерского учета и достоверности  отчетности. Такая работа может проводиться  в течение одной аудиторской  проверки, где состояние бухгалтерского учета и достоверность отчетности выступают как единое направление (объект). Если же объектом аудита является достоверность отчетности, то проверку следует начинать с уточнения  реальности баланса и правильности оценки всех его статей.

При проверке реальности баланса необходимо исходить из того, что статьи баланса  должны подтверждаться записями в регистрах  синтетического и аналитического учета  и быть проинвентаризованы в период подготовительной работы по составлению годового отчета. Осмысливая материалы инвентаризаций, уточняя правильность выведения их результатов и своевременность отражения в бухгалтерском учете, аудитор обязан в момент аудиторской проверки организовать инвентаризацию незавершенного производства, поскольку контроль потребляемых ресурсов и изготавливаемой продукции, объективность и достоверность величины незавершенного производства, правильность его оценки могут быть обеспечены только инвентарным методом.

 

3. Способы проведения аудиторских  проверок

        К числу основных методов аудиторской проверки относятся фактическая проверка, подтверждение, документальная проверка, наблюдение, опрос, проверка механической точности, аналитические тесты, сканирование, обследование, специальная проверка, встречная проверка и др.

Под фактической проверкой понимается осмотр или подсчет аудитором  материальных активов (производственных запасов, денежных средств, ценных бумаг, основных средств и т.п.), т.е. инвентаризация.

Подтверждение — получение письменного  ответа от клиента или третьих  лиц для подтверждения точности информации (например, по дебиторской  задолженности).

Документальная, проверка — проверка документов и записей. В практике ревизоров и аудиторов используются такие методы документальной проверки, как формальная проверка документов - правильность заполнения всех реквизитов, наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц, арифметическая проверка — правильность подсчетов в документах, учетных регистрах и отчетных формах; проверка документов по существу - законность и целесообразность хозяйственной операции, правильность отнесения операции на счета и включения статьи).

Наблюдение — получение общего представления о возможностях клиента  на основании визуального наблюдения.

Опрос — получение письменной или  устной информации клиента.

Проверка механической точности —  перепроверка подсчетов и передачи информации.

Аналитические тесты — метод  сравнений, индексов, коэффициентов.

Сканирование — непрерывный, поэлементный просмотр информации (например бухгалтерских первичных документов) в надежде найти что-либо нетипичное. Обследование — личное ознакомление с проблемой. Специальная проверка — привлечение специалиста с узкой специализацией.

Аудиторы могут использовать и  метод встречных проверок, если такая возможность контроля имеется.

Помимо методов проведения проверки существуют и методы организации  проверки: сплошная проверка (документальная и фактическая); выборочная; аналитическая; комбинированная.

Аналитические процедуры используются для получения аудиторских доказательств. Термин «аналитические процедуры» в международных аудиторских стандартах употребляется для описания экономического анализа показателей и тенденций. Они включают сравнение финансовой информации:

с сопоставимой информацией за предшествующий период или периоды;

с ожидаемыми результатами (планом, бюджетом и т.п.); с аналогичной информацией  в отрасли (сравнение показателей  с показателями аналогичных предприятий  в отрасли). На стадии планирования аудита аналитические процедуры  помогают аудитору уяснить особенности деятельности клиента определить проблемы в формировании финансовой информации, а также степень риска. Они выявляют объекты, требующие особого внимания аудиторов.

Аналитические процедуры представляют оценку финансовых показателей при  помощи изучения вероятных зависимостей между ними. Основные используемые методы: процентные сравнения; коэффициентный анализ финансового состояния предприятия; балансовый метод; регрессионный анализ.

Аналитические процедуры применяются  при планировании аудита, оценке баланса, сравнении предприятий, оценке признаков жизнеспособности предприятия, на стадиях текущей проверки и анализа неожиданных отклонений.

4. Аудит кассовых операций

           Целью аудита кассы и кассовых операций является проверка соблюдения предприятием действующего законодательства в сфере хранения денежной наличности, ведения и учета операций с денежной наличностью.

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утв. решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. № 40 и Положением Банка России от 05.01.98 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утв. ЦБР 19.12.97г. (с изменениями и дополнениями от 22.01.99 г., 31.10.02г.) все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими  предприятиями, как правило, в безналичном  порядке через банки или применяют  другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Для осуществления расчетов наличными  деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями  при осуществлении расчетов с  населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

 

Движение денежных средств отражается в бухгалтерских регистрах и финансовой отчетности организации:

  • журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 по учету кассовых операций;
  • Главная книга;
  • баланс предприятия (ф. № 1), 2-й раздел актива;
  • Отчет о движении денежных средств (ф. № 4).

В целях проведения аудиторской  проверки кассовых операций необходимо проверить и проанализировать следующие  документы:

  • Кассовая книга;
  • Отчеты кассира;
  • Приходные и расходные кассовые ордера (ПКО, РКО);
  • Авансовые отчеты. Список подотчетных лиц;
  • Выписки банка;
  • Справка банка об установленном лимите остатка денег в кассе;
  • Чековые книжки;
  • Хозяйственные договоры (в том числе с банками);
  • Договоры о материальной ответственности;
  • Документы по ККМ;
  • Книги кассира-операциониста;
  • Журнал (книга) регистрации ПКО и РКО;
  • Журнал (книга) регистрации выданных доверенностей;
  • Журнал (книга) регистрации депонированных сумм;
  • Журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей;
  • Приказы руководящего органа;
  • Акты ревизии кассы, акты инвентаризации;
  • Учетная политика в части документооборота.

Информация о работе Законодательство и нормативно-правовая база аудита