Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:48, курсовая работа
В условиях ускорения социально-экономического развития страны, когда народное хозяйство ориентируется на всемерное повышение эффективности общественного производства, внедрение современных достижений науки и техники, осуществление разработанных государством мероприятий, направленных на повышение его экономического потенциала, возможно лишь при наличии всесторонней, объективной, оперативно поступающей информации.
Введение…………………………………………………………………...…….4
1. Сущность и принципы построения журнально-ордерной
формы бухгалтерского учета……………………………………......…..6
1.1. Основные принципы построения журнально-ордерной формы
учета………………………………………………………...….........6
1.2. Характеристика основного регистра – журнала-ордера…..…….11
2. Порядок учетных записей в регистры журнально-ордерной формы...15
2.1. Первичные документы – основание для записей в учетные
регистры……………………………………………………….……15
2.2. Порядок записей в учетные регистры……………………….…....20
2.3. Ведение Главной книги……………………………………….……24
3. Характеристика отдельных регистров журнально-ордерной формы..27
3.1. Журналы-ордера для учета денежных средств и расчетных
операций………………………………………………..……….….29
3.2. Журналы-ордера для учета имущества и товарно-
материальных ценностей………………………...…………...…...34
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы……………………………………….…..38
Приложение………………………………………………………………..….….40
Основные
принципы журнально-ордерной формы
учета в широкой степени
Одним из недостатков журнально-ордерной формы учета, компенсируемым в использовании автоматизированной формы учета, является приспособленность к ручному труду. Автоматизированная форма учета предусматривает ввод данных на основании первичных документов в ЭВМ, которые в дальнейшем проходят машинную обработку. Обработанные данные предоставляются пользователю в необходимой для него форме: документы, видеограммы, регистры, отчетность [9, с. 182].
В настоящее время используются такие программы автоматизированной обработки информации как «1С: Бухгалтерия 7.7», «Галактика», «Ветразь» и др.
Упрощенная форма бухгалтерского учета применяется в организациях малого бизнеса. При использовании данной формы учета из 62 синтетических счетов действующего Плана счетов применяются 20-25 счетов, а все хозяйственные операции регистрируются в Книге учета хозяйственных операций по форме К-1 [3, с. 415].
Выбор организационной формы зависит от видов деятельности организации, объема документации, количества ПЭВМ и уровня квалификации работников.
Таким образом, в основу построения журнально-ордерной формы учета положены следующие важнейшие принципы:
1.2.
Характеристика основного
регистра – журнала-ордера
В процессе ведения бухгалтерского учета данные, полученные из первичных документов после их проверки и таксировки, группируются и распределяются в определенном порядке в других более обобщенных носителях информации – различных таблицах, которые называются регистрами бухгалтерского учета. В практике бухгалтерского учета применяется многообразие регистров различных видов.
При журнально-ордерной форме учета на основании первичных документов составляются накопительные ведомости и разработочные таблицы. Основными регистрами учета являются журналы-ордера.
Как видно из схемы [рис. 1], при журнально-ордерной форме бухгалтерского учета применяются три основных вида учетных регистров: журналы-ордера, ведомости (карточки), Кассовая книга и Главная книга. Важнейшим регистром при этой форме бухгалтерского учета является журнал-ордер, от которого и получила название сама форма учета.
Журнал-ордер
– это комбинированный регистр
хронологической и
Журналы ордера ведутся по кредиту бухгалтерских счетов и вспомогательным к ним ведомостям, составленным по дебету счетов. Благодаря этому становится возможным не только формировать текущую информацию в разрезе показателей, удовлетворяющих соответствующих пользователей, но и использовать эти показатели при заполнении соответствующих форм отчетности.
Этому способствует и другой отличительный признак строения журнала-ордера. По тем из них, где наряду с записями по кредиту отдельных счетов ведется и аналитический учет, предусмотрены два раздела: один — для регистрации хозяйственных операций по кредиту счетов, а другой — для отражения показателей непосредственно аналитического учета.
Дебетовые обороты счета, который кредитуется, отражаются в тех журналах-ордерах, где будут записаны данные, корреспондирующие с дебетом этого счета.
Во вспомогательных ведомостях записи осуществляются по дебетовому признаку одного счета в корреспонденции с кредитом другого счета. Тем самым раскрывается причинно-следственная связь конкретной хозяйственной операции. Поэтому записи как в журнале-ордере, так и в ведомости производятся по шахматному принципу, т. е. в один рабочий прием сумма операции записывается по дебету и кредиту корреспондирующих счетов.
Чаще
всего применение таких ведомостей
связано с трудностью получения
необходимых аналитических
Исключением является регистрация записей по счетам денежных средств — 50 «Касса», 51 «Расчетный счета» и 52 «Валютные счета», по которым одновременно с журналами-ордерами по кредиту этих счетов составляются ведомости по их дебету. Такая методология обусловлена целесообразностью отражения в одном месте кассовых и банковских операций — достаточно специфичных по своему содержанию, поскольку относятся к наиболее ликвидным оборотным активам предприятия, и потому требующих надлежащего контроля за их движением.
В целях исключения дублирования записи в журналах-ордерах, в которых формируются кредитовые обороты в корреспонденции с дебетом счетов денежных средств, производятся, как правило, по данным соответствующих ведомостей итогами за отчетный период.
В журналах-ордерах заранее
Указанная
выше особенность по ведению учета
денежных средств тем не менее
не отрицает общую методологию, характерную
для журнально-ордерной формы счетоводства,
а именно: хронологическая и
Журнально-ордерная
форма характеризуется еще
В одном журнале-ордере, как правило, объединяются несколько экономически взаимосвязанных синтетических счетов. Например, журнал-ордер № 2-АПК ведется по кредиту четырех счетов: 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».
Строение отдельных журналов-ордеров по ряду счетов обеспечивает совмещение синтетического и аналитического учета при помощи линейной записи, что способствует составлению отчетности в более сжатые сроки.
Записи в учетных регистрах производятся по мере принятия к учету документов либо итогами за месяц. Каждый регистр в конце месяца должен быть подписан исполнителем, на которого возложено его ведение, и главным бухгалтером.
Итоги учетных регистров по окончании месяца записывают в Главную книгу, о чем в них делается соответствующая отметка.
Таким
образом, при журнально-ордерной форме
учета применяются
2. ПОРЯДОК УЧЕТНЫХ ЗАПИСЕЙ В РЕГИСТРЫ ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНОЙ ФОРМЫ
2.1.
Первичные документы
– основание для
записей в учетные
регистры
Бухгалтерский учет осуществляется непрерывно с момента организации предприятия до его ликвидации. Согласно принципу полноты все факты хозяйственной жизни находят сплошное и непрерывное отражение на счетах бухгалтерского учета на основе первичных документов, подтверждающих их законность и достоверность.
Первичные учетные документы служат средством обоснования учетных записей. Они также используются для руководства и управления хозяйственной деятельностью, с их помощью осуществляется передача распоряжений от распорядителей к исполнителям.
На
основании бухгалтерских
Документы содержат в себе как экономическую, так и юридическую информацию. Носителями экономической информации они становятся в силу того, что посредством документов осуществляются первичное наблюдение и первичная регистрация фактов хозяйственной жизни с дальнейшей группировкой и обобщением их цифровых показателей путем учетных записей в соответствующих бухгалтерских регистрах.
Носителями юридической информации документы считаются потому, что как материальные объекты они содержат сведения, необходимые для получения исчерпывающего представления о совершенном ФХЖ и обеспечения его доказательной силы.
Первичный учетный документ — это оформленное в установленном порядке письменное свидетельство о совершенном факте хозяйственной жизни, придающее ему юридическую силу [9, с. 169].
Поскольку документы придают юридическую силу ФХЖ. отражаемым в бухгалтерском учете, к ним предъявляются определенные требования: точность и полнота отражения фактов хозяйственной жизни, своевременность составления и ясность содержания, соблюдение установленных форм и реквизитов документов. Порядок документирования хозяйственных операций в бухгалтерском учете и хранения первичных документов определен Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
Документы состоят из отдельных элементов, которые называются реквизитами. Реквизиты делятся на постоянные и переменные. К постоянным относятся реквизиты, которые в рамках предприятия никогда или длительное время не меняются. Это наименование и адрес предприятия, номер расчетного счета, номер склада или цеха, табельные номера работников и т. д. Совокупность реквизитов документа предопределяет его форму.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков — Национальным банком Республики Беларусь), по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. При отсутствии утвержденных типовых форм или недостатке содержащейся в них информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы [6, ст. 9]. Первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование документа (формы), код формы; дату составления;
наименование организации, от имени которой составлен документ;
содержание факта хозяйственной жизни;
количественную и стоимостную оценку факта хозяйственной жизни;