Значение управленческого учета в принятии оперативных решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы являются:
1. Выявление сущности управленческих оперативных решений
2. Классификация управленческих решений на основе различных критериев
3. Рассмотрение информационного обеспечения управленческих решений на примере

Файлы: 1 файл

Основное.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Таблица №1. Сравнительная характеристика оперативных решений

Признак решения

Тип решения

Оперативное

Тактическое

Стратегическое

Сфера действия

Низовые звенья, участки, рабочие места

Подразделения или подсистемы управляемого объекта

Управляемый объект в  целом (предприятие, организация и  т. д.)

Степень сложности решаемой проблемы

Невысокая (несколько  факторов учитываемых сравнительно легко)

Умеренная

Повышенная (большое количество переменных критериев)

Степень структурированности  проблемы

Проблемы хорошо изучены, четко структурированы, логически осмыслены

Умеренно структурирована, известно, что надо делать на каждом этапе, может меняться последовательность этапов и их содержание

Неструктурированная, уникальная проблема (каждая проблема новая, не похожа на другие)

Горизонт решения

Дни, недели, декада, месяц

Недели, месяцы, год

Годы, десятки лет, срок жизни поколения

Периодичность решения

В реальном масштабе времени

Регулярная

Нерегулярная

Характер результатов  решения

Запрограммированный

Желаемый

Ожидаемый

Уровень руководства, принимающего решения

Низший уровень

Все уровни

Высший уровень и  другие в случае необходимости

Входная информация

Календарные планы, графики заявки, сводки

Планы, сводки, отчеты, прочие управленческие документы

Научно-техническая и экономическая информация, плановые и отчетные сводные документы

Обработка информации

Информационно-вычислительные операции, составление отчетов, сводок, регулирование по отклонениям

Информационно-вычислительные операции, оптимизация, вариантное планирование, моделирование

Анализ,

сопоставление и экспертная оценка информации, моделирование

Доля интеллектуальной, творческой деятельности

Незначительная

Умеренная

Высокая

Выходная информация

Отчеты, сводки, графики, оперативные решения

Планы, сводки, отчеты, текущие  решения

Цели, директивы, экономическая, социальная и организационная политика, перспективные планы, программы развития

Источники информации

Преимущественно внутренние

Внутренние и внешние

Внешние

Предметная область

Точно

определенная,

узкая

Функциональная

Очень широкая, расплывчатая, многофункциональная, междисциплинарная

Направленность информации

Прошлая, текущая

Недалекое будущее

Будущая

Частота использования информации

Высокая

Средняя

Низкая

Точность информации

Большая

Средняя

Небольшая


[6]

В зависимости от порядка  принятия решения могут быть индивидуальными, коллективными или коллегиальными.

Индивидуальная (единоличная) форма характеризуется тем, что руководитель единолично принимает решение и несет за него персональную ответственность, при этом в процессе подготовки решения он может выслушивать мнения подчиненных, консультироваться со специалистами и экспертами.

Единоличное принятие решения значительно повышает ответственность руководителя за результаты, процесс принятия решения, как правило, ускоряется, и определение источника успеха или неудачи в данном случае упрощается.

Коллективная форма  принятия решения означает, что решение принимается членами определенной группы, связанными между собой формальными или неформальными отношениями. Решение принимается либо голосованием, либо на основе консенсуса. Для принятия решения может потребоваться простое или квалифицированное большинство голосов в зависимости от регламента, установленного для данной процедуры.

Коллективный порядок  позволяет в окончательном решении  учесть мнения многих членов группы, и  в этом смысле групповое решение представляется более объективным, нежели индивидуальное.[7]

Коллегиальная форма  принятия решения состоит в том, что решения принимаются группой  специалистов, уполномоченных для этого коллективом. Так, в современных акционерных обществах наиболее принципиальные вопросы — распределение доходов, размеры выплат дивидендов, реорганизация, избрание руководящих органов общества — являются коллективными и принимаются общим собранием. Решения, связанные с текущей хозяйственной деятельностью общества, принимаемые правлением или советом директоров, т.е. группой менеджеров, осуществляющих управление компанией, относятся к коллегиальным.

Коллективная и коллегиальная  формы принятия решения значительно  снижают ответственность и практически  исключают возможность выявления виновных за некачественное и малоэффективное принятое решение.

По способу фиксации решения делятся на письменные и устные. Управленческие решения в основном фиксируются в письменном виде в форме приказов, распоряжений, инструкций и т.д. Приказ — это наиболее императивная форма решения, определяющая сроки и методы реализации поставленной задачи. Разновидность приказа — распоряжение — регламентирует более частные вопросы и может существовать в некоторых случаях в устной форме.

Устная форма решения  используется также в чрезвычайных обстоятельствах. Ее недостатком является то, что участники реализации решения могут исказить содержание и трактовать решение иным образом. Причем этот процесс не всегда носит сознательный характер, а связан с непониманием полученной информации.

Методом фиксации решения в автоматизированных системах является кодирование (дискеты, табуляграммы и т.п.).[7]

По степени повторяемости (новизны) решения делятся на две группы: традиционные (запрограммированные), оригинальные (незапрограммированные).

Запрограммированные решения составляют около 90% основной массы решений, принимаемых в типичных ситуациях. Эти решения не требуют дополнительного сбора информации, аналитической и исследовательской работы, т.е. принимаются по трафарету. Как правило, запрограммированные решения составляют основу деятельности менеджеров среднего и низшего уровней управления.[8]

К незапрограммированным относятся  решения, принимаемые в новых ситуациях, которые требуют сбора и анализа информации и проявления таланта руководителя.

Некоторые авторы классифицируют решения по критерию новизны на четыре группы: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.

Рутинные решения принимаются  по определенной программе, как правило, не требуют высокой квалификации и творческого подхода. Они могут быть поручены работникам, отличающимся дисциплинированностью и обладающим определенным уровнем конкретных знаний в той области, в которой необходимо принять решение.

Селективные решения  предполагают большую свободу выбора, однако, в ограниченных пределах. Они могут быть поручены людям, обладающим необходимым уровнем квалификации с точки зрения, как теоретической подготовки, так и практического опыта. Обычно это менеджеры среднего звена.[9]

Адаптационные решения  требуют соединения большого багажа отработанных ранее методов решения проблем с умением оценить особенности сложившейся ситуации и осуществить сочетание оригинальных идей с уже накопленным опытом. Этот вид решений требует как высокой квалификации, так и наличия отличных управленческих способностей в сочетании с достаточно широкими должностными полномочиями.

Инновационные решения  в основе своей предполагают управленческие способности, определенные черты характера и высокое должностное положение, т.е., как правило, это решения, принимаемые на самом верхнем уровне управления.[9]

По содержанию решения делятся на имеющие количественные характеристики и не имеющие количественных характеристик.

Решения, имеющие количественные характеристики (достижение определенного объема производства, уровень рентабельности, вложение определенных средств в маркетинговые исследования), могут быть приняты с помощью различного рода математических и статистических методов. Оценка качества этих решений значительно облегчается тем, что можно сопоставить достигнутый уровень с тем, который был запланирован.

Решения, которые не имеют  количественных характеристик (например, формирование психологического климата в коллективе, многие кадровые проблемы), принимаются другими методами. Эти решения носят субъективный характер, так как определяются личностью субъекта, принимающего решения.

Классификация решений  в зависимости от поля их принятия (функции управления) определяет решения как экономические, организационные, социальные и технические или как относящиеся к функциям стратегического планирования, делегирования, мотивации и контроля.[10]

По продолжительности  периода действия выделяют долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные решения.

Долгосрочные решения  имеют прогнозный характер, что обусловлено  видением будущего исходя из потребностей и условий настоящего. Эти решения  могут остаться нереализованными, если будущая ситуация изменится, либо же иными станут потребности.

Среднесрочные решения  находят отражение в обязательных для исполнения планах и программах в соответствии, с которыми осуществляются конкретные практические мероприятия.

Краткосрочные решения  принимаются без предварительной подготовки.

По степени регламентации решения делятся на директивные (нормативные), ориентирующие и рекомендующие.

Директивные (нормативные) решения разрабатываются высшими  органами управления в стабильных условиях по поводу текущих и перспективных  проблем предприятия и предназначены для обязательного исполнения на его низших уровнях.

Ориентирующие решения  предназначены для низших уровней  управления действующих в условиях значительной свободы.[11]

Рекомендующие решения  готовятся совещательными органами, их исполнение не является обязательным, поскольку, как правило, те, к кому эти решения относятся, не подчиняются тем, кто их принимает.

Одно и то же решение  для разных категорий исполнителей может быть директивным, ориентирующим  и рекомендующим. Например, принятое в свое время решение руководства компании IBM о переходе при производстве пишущих машинок на труд роботов было директивным для лиц, ответственных за осуществление этой программы в течение трех лет. Оно было ориентирующим для работников этого цеха, поскольку ставило их в известность, что через три года их труд в том качестве, в котором он осуществлялся, не будет востребован. Одновременно это решение предусматривало подготовку наладчиков, осуществляющих наладку роботов и контроль за их работой. Таким образом, рассматриваемое решение являлось рекомендующим для технически подготовленных работников цеха повысить свою квалификацию и предложить свои услуги уже в качестве наладчиков.[12]

По способу принятия различают выборочные и систематические  решения.[12]

Выборочное решение  касается одного или нескольких близких  аспектов рассматриваемой проблемы.

Систематические решения  охватывают проблему в целом во всем многообразии и во взаимосвязи.

По широте охвата выделяют общие и специальные решения.

Общие решения касаются одинаковых проблем относящихся к различным подразделениям организации.

Специальные решения  относятся к проблемам присущим только одному подразделению.

В зависимости от системы  оценки эффективности различают однокритериальные и многокритериальные решения.[12]

Однокритериальные решения, как следует из их названия, позволяют  оценивать альтернативы на основе одного «главного» показателя, степень важности которого может вытекать из объективных условий или определяться субъективно лицом, принимающим решение (прибыль, доля рынка, первое место на товарной выставке и т.п.).

Многокритериальные решения  требуют для оценки системы показателей, что создает дополнительные трудности, так как необходимо выбрать показатели и оценить их влияние на конечный результат. Как правило, к многокритериальным решениям относятся стратегические решения (выбор поставщика, покупателя, определение оптимума реализации по критериям цены и объема и т.п.).[13]

 

3. Информационная  подготовка тактических и оперативных  управленческих решений

Среди возможных подходов к подготовке информационных пакетов для руководителей  разных уровней, наиболее распространен  маржинальный подход. Этот подход основывается на информации о переменных затратах.

В отчете о прибылях и  убытках предприятия с использованием показателя маржинальной прибыли можно найти ряд интересных характеристик, которые могут быть полезны руководителю, желающему выяснить, как изменится прибыль предприятия при изменении цены единицы продукции, объема производства и затрат на изготовление этой продукции.

Чтобы охарактеризовать эти показатели, рассмотрим отчет о прибылях предприятия. Допустим, что это предприятие выпускает изделия одного и того же типа, например телевизоры (см. табл. №2).[14]

 

Табл. №2 Отчет о прибылях и убытках за август 200Х г., ден.ед.

Показатели

Всего

На единицу

Выручка от реализации (400 шт.)

200 000

500 

Минус переменные затраты

120 000

300 

Маржинальная прибыль

80 000

200

Минус постоянные затраты

70 000

 

Прибыль

10 000

 

Информация о работе Значение управленческого учета в принятии оперативных решений