Акцизы: действующий порядок взимания и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследование сущности, современного состояния и перспектив развития акцизного налогообложения в России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. охарактеризовать сущность акцизов;
2. определить роль акцизов в налоговой системе;
3. проанализировать порядок взимания акцизов;
4. исследовать зарубежный опыт организации акцизного налогообложения и возможности его применения в России;
5. исследовать основные проблемы и направления совершенствования акцизного налогообложения в России на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКЦИЗОВ
1.1 Экономическая сущность акцизов 5
1.2 Современный порядок взимания акцизов 8
1.3 Роль акцизов в формировании бюджета РФ 13

2 ПРОБЛЕМЫ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Проблемные вопросы акцизного налогообложения 15
2.2 Основные направления совершенствования акцизного налогообложения 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 104.22 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА 

 

Кафедра учета и налогообложения 

Курсовая работа

по дисциплине: «Федеральные налоги и сборы с организаций»

на тему:

АКЦИЗЫ: ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОРЯДОК ВЗИМАНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Автор работы:

 студент 3 курса, гр. НН-10-2

                          Матвеева Н.Г.

 

Научный руководитель,

        старший преподаватель

                    кафедры УиНО

                    Мишенина М.С

 

 

 

Тюмень, 2013 г. 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                    3

 

1  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКЦИЗОВ

1.1 Экономическая сущность акцизов                                                         5

1.2 Современный порядок взимания акцизов                                      8

1.3 Роль акцизов в формировании бюджета РФ            13

 

2 ПРОБЛЕМЫ  АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И  ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

2.1 Проблемные вопросы акцизного  налогообложения                      15

2.2 Основные направления совершенствования акцизного налогообложения                                                                                            18

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                      27

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                              30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря  относительной легкости их сбора  и четкому определению налоговой  базы. Доходы бюджета не являются эластичными  по отношению к личным доходам, и  поэтому бюджетные поступления  от них стабильны.

Кроме того, акцизы являются средством  ограничения потребления подакцизных  товаров (в основном социально вредных) и регулирования спроса и предложения  товаров. Все это свидетельствует  о том, что в настоящее время  проблема акцизного налогообложения  в Российской Федерации является достаточно актуальной.

Цель данной работы - исследование сущности, современного состояния и перспектив развития акцизного налогообложения в России.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. охарактеризовать сущность акцизов;

2. определить роль акцизов в налоговой системе;

3. проанализировать порядок взимания акцизов;

4. исследовать зарубежный опыт организации акцизного налогообложения и возможности его применения в России;

5. исследовать основные проблемы и направления совершенствования акцизного налогообложения в России на современном этапе.

Объектом исследования выступает действующий механизм взимания акцизов в Российской Федерации, предметом - частные аспекты и проблемы акцизного налогообложения.

В основе теоретической  и методологической части данной работы лежат законодательные и нормативные акты государственных органов Российской Федерации в области финансовых и экономических отношений, данных Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, статистические данные Федеральной налоговой службы, материалы монографических работ, текущие статьи ученых - экономистов, методические пособия, составленные такими авторами, как Пансков В.Г. , Черник И.Г., Кашин В.А.

В соответствии с целью и задачами построена структура курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованных источников.

В первой главе «Общая характеристика акцизов» дается понятие акцизов, раскрывается сущность акцизов как экономической категории в первом параграфе, а также роль акцизов в формировании консолидированного бюджета Российской Федерации во втором параграфе, рассматривается действующий порядок взимания акцизов в третьем параграфе.

Вторая глава «Проблемы акцизного налогообложения и пути его оптимизации» дает представление о проблемных вопросах акцизного налогообложения в первом параграфе и описывает пути совершенствования во втором.

Заключение дает нам ключевые выводы в отношении акцизного налогообложения.

Исследовательская работа состоит  из 30 листов, содержит 1 таблицу, 5 рисунков, 1 приложение, 30 использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКЦИЗОВ

 

1.1 Экономическая сущность акцизов

 

 

Акцизы выполняют двоякую роль. Во-первых, это один из важных источников дохода бюджета, во-вторых, это средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления, Акцизы препятствуют образованию сверхвысокой прибыли, поэтому ими облагаются компании, добывающие минеральное сырье или производящие спирт. Для снижения налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров обычно включают предметы роскоши (мотоциклы, автомобили и т.п.). Посредством акцизов ограничивается потребление социально вредных товаров (спиртных и табачных изделий). Экономическая сущность каждого конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования выступает алкоголь [11, C 89].

Неумеренная политика государства в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах [23, C. 80].

Обложение акцизами легковых автомобилей носит исключительно фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той простой причине, что легковые автомобили с объемом двигателя больше 2500 кубических сантиметров практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта мера имеет протекционистское воздействие. Ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и потребителя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров. Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом [16, C. 59].

Заметим, что мировая торговая практика не допускает взимания акцизов с импортируемой продукции по ставкам, превышающим те, которыми облагаются аналогичные товары местного производства. Такой запрет закреплен в статье Ш ГАТТ: «Товары, происходящие из одной страны участницы, не должны облагаться прямо или косвенно внутренними налогами или другими внутренними сборами, превышающими прямо или косвенно налоги и сборы, применяемые к товарам отечественного происхождения»[12, C. 23].

Следующая значительная группа акцизов, имеющая свою специфику - акцизы на минеральное сырье, т.е. акцизы на нефть и газ. Данные налоги служат для изъятия сверхдоходов с месторождений с лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками. Поскольку недра объективно являются общенациональным достоянием, поэтому взимание дополнительных налогов, забирающих сверхприбыль добывающих предприятий, выглядит справедливой платой обществу. Природные богатства не могут быть собственностью какого-либо предприятия, частного лица, или группы лиц - акционеров, они являются национальным достоянием. В целом через акциз, государство воздействует на объемы производства и потребления подакцизных товаров; влияет на структуру производства, стимулирование роста эффективности производства, повышения качества произведенного продукта, улучшения

потребительских характеристик произведенной продукции; регулирует рентабельность производства подакцизных товаров; ограничивает производство "социально опасных" товаров, таких как алкоголь, табак.

Механизм ограничивающего регулирования посредством акциза можно описать следующим образом. Изымая у предприятия часть выручки, акциз отрицательно влияет на финансовый результат деятельности предприятия, снижая его заинтересованность в производстве подакцизной продукции. Сокращение производства (а значит и рыночного предложения) подакцизного продукта в соответствии с теорией спроса и предложения стимулирует рост цен и при прочих равных условиях - снижение спроса [10, C. 67].

Другое направление акциза - стимулирование роста эффективности производства, повышения качества произведенного продукта, улучшения потребительских характеристик продукции - на практике реализуется путем установления дифференцированных ставок акциза внутри товарных групп, а также за счет применения фиксированных акцизных ставок. Облагая относительно более высоким акцизом низкосортный товар, государство стимулирует производителя переходить на изготовление более качественной продукции. В итоге посредством акциза государство влияет не только на изменение структуры производства, но и на характер потребления. Кроме того, стимулирование производства более качественной продукции осуществляется за счет установления твердых ставок акциза. Для производителей уплата фиксированного акциза с единицы продукции является стимулом для производства более дорогостоящих изделий, улучшения их потребительских качеств, дизайна т.д., повышения их рентабельности. Для конечного потребителя установление твердых ставок означает некоторое снижение цены на более качественные, дорогие изделия, а, следовательно, увеличивается возможность их приобретения. Воздействие посредством акциза на рентабельность производства отдельных товаров позволяет несколько снизить интерес производителей к вхождению в такие сферы бизнеса, как производство алкоголя, табака, добычи минерального сырья. Эти производства объективно обладают высокой рентабельностью в силу низких затрат и высоких рыночных цен на готовую продукцию. Акциз изымает в бюджет часть сверхнормативной прибыли с одной стороны и препятствует «перегреву» экономики в производственных сферах - с другой.

 

 

1.2 Современный порядок взимания акцизов

 

 

Плательщиками акцизов являются организации или индивидуальные предприниматели, которые совершают с подакцизными товарами нижеизложенные операции. Ими могут быть как субъекты, имеющие Российское гражданство, так и иностранные организации, и физические лица.

В соответствии со статьей 181 НК РФ подакцизными являются следующие товары, отраженные в рисунке 1.1.

 







 


 

 

Рисунок 1.1 - Подакцизные товары*

*Источник: составлено автором на основании [1].

 

 

 

 

И не являются товары, указанные в  таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 - Продукция, не признаваемая подакцизными товарами*

Наименование продукции 

Условия освобождения от налогообложения

Спиртосодержащие средства медицинского назначения.

Внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий  медицинского назначения.

Спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения.

Внесены в Государственный реестр ветеринарных препаратов и разлиты  в емкости не более 100 мл.

Парфюмерно-косметическая продукция.

1. с объемной долей этилового  спирта до 90 процентов включительно;

- разлитая в емкости до 100 мл;

- наличие пульверизатора.

2. разлитая в емкости не более  100 мл.;

- с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно.

Отходы.

Подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей;

- образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликеро-водочных изделий;

- соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти.


*Источник - составлено автором на основании  [1].

 

В соответствии со статьей 182 НК РФ, объектом налогообложения являются следующие операции:

1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров;

2) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозных подакцизных товаров, подакцизных товаров от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность;

3) передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику этого сырья;

4) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства не подакцизных товаров за исключением прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации имеющей свидетельство о регистрации лица совершающего операции с прямогонным бензином, передача денатурированного этилового спирта;

Информация о работе Акцизы: действующий порядок взимания и пути совершенствования