Акцизы: действующий порядок взимания и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследование сущности, современного состояния и перспектив развития акцизного налогообложения в России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. охарактеризовать сущность акцизов;
2. определить роль акцизов в налоговой системе;
3. проанализировать порядок взимания акцизов;
4. исследовать зарубежный опыт организации акцизного налогообложения и возможности его применения в России;
5. исследовать основные проблемы и направления совершенствования акцизного налогообложения в России на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКЦИЗОВ
1.1 Экономическая сущность акцизов 5
1.2 Современный порядок взимания акцизов 8
1.3 Роль акцизов в формировании бюджета РФ 13

2 ПРОБЛЕМЫ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Проблемные вопросы акцизного налогообложения 15
2.2 Основные направления совершенствования акцизного налогообложения 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 104.22 Кб (Скачать файл)

Практика развитых европейских  винодельческих стран показывает, что  высокое качество производимого  ими вина достигается в результате выполнения многих условий. Например, законодательство и протекционистская  государственная политика в области  виноделия и виноградарства в  традиционно винодельческих странах ЕС - Италии, Испании, Германии, Греции и Португалии - выглядят следующим образом: местные производители освобождены от уплаты акциза на вино, для них существует льготное налогообложение в области виноградарства и налоговое стимулирование экспорта вина. Система государственных дотаций и гибкая политика в предоставлении государственных и коммерческих кредитов для предприятий отрасли, а также высокие таможенные пошлины на импортные вина и крепкие спиртные напитки - главные рычаги в организации национального виноделия в этих государствах [22, C. 40].

Россия обладает уникальным комплексом географических и климатических  условий, которые позволяют развивать  производство винограда. Но из 400 тыс. гектаров земель, пригодных для выращивания  винограда, виноградниками занято около 70 тысяч гектаров, то есть используется всего 20 % площадей. В России производится 250 тыс. тонн винограда и вырабатывается 20 млн. декалитров виноматериалов. Однако потребности отечественного рынка  удовлетворяются за счет собственного сырья только на 25-30 %. Для удовлетворения потребностей российского рынка  необходимо производить более 2 млн. тонн винограда, и возможности для этого в стране есть [19, C. 56].

По экспертным оценкам, доходы, полученные в России государством за счет ежегодной  индексации ставки акциза на крепкую  алкогольную продукцию, сопоставимы  с величиной затрат на устранение последствий упомянутой индексации: лечение отравившихся суррогатным  алкоголем, выплату пособий по инвалидности и дальнейшую реабилитацию инвалидов.

Одновременно с повышением акцизов необходимо установить минимальную розничную цену и серьезно ужесточить административную ответственность для производителей и продавцов нелегальной продукции. Иначе создается впечатление, что идет борьба не с теневым рынком, а с легальным. Особенно остро это чувствуют небольшие региональные производители. Употребление алкогольной и табачной продукции  не снизится - это, к сожалению, очевидно, а это рост потребления суррогата и как следствие очередная волна отравлений, последствия которых скажутся на легальном рынке. Для снижения смертности населения от отравления суррогатным алкоголем, сокращения объемов нелегального производства водки и обеспечения увеличения поступления акциза в бюджетную систему Российской Федерации необходимо принять целый ряд мер по регулированию алкогольного рынка, которые будут способствовать его легализации. Министерство финансов России, которое занимается вопросами формирования налоговой политики в стране, подготовило законопроект, отражающий основные предложения Правительства РФ по реформированию акцизов на алкоголь. Предложения законопроекта отражены на рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2 - Реформирование акцизов  на алкогольную продукцию*

*Источник - составлено автором  на основании [28].

Этот законопроект в ближайшее  время будет внесен Правительством РФ на рассмотрение в Госдуму РФ [15, C. 12].

В ходе расширенного выездного заседания  Комитета Совета Федерации по бюджету  в Краснодарском крае на тему: «Проблемы  акцизного налогообложения алкогольной продукции», были высказаны многочисленные предложения по реформированию законодательного регулирования налогообложения алкогольной продукции в России. В частности, была подчеркнута необходимость долгосрочной государственной программы по возрождению виноградарства и виноделия в России. Основная цель программы - это достижение максимальных объемов выработки собственной продукции, обеспечивающей минимизацию зависимости от импорта. Это позволит создать дополнительные рабочие места в зонах традиционного виноградарства и виноделия и решать социальные вопросы.

Среди проблем, связанных с взиманием  акциза при импорте алкогольной  продукции, наиболее актуальной является проблема идентификации вин. В связи  с отсутствием в Налоговом  кодексе РФ разъяснений для целей  налогообложения того, какая алкогольная  продукция является натуральной, существуют определенные трудности при осуществлении  таможенного контроля достоверности  заявляемых при таможенном оформлении сведений, в том числе правильности уплаты акциза. В настоящее время  отсутствуют единые критерии отнесения  вин к категории натуральных, что приводит к возможности недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности заявлять недостоверные сведения о  товаре с целью занижения таможенных платежей. В результате подавляющее  большинство виноградных вин, ввозимых в Российскую Федерацию, декларируются  как натуральные и облагаются акцизом по минимальной ставке [8, C. 17].

Также в связи с зависимостью винодельческой отрасли на 70-75 % от импорта  виноматериалов остро стоит вопрос их таможенного декларирования и  классификации. Поэтому важное значение имеет разработка Технического регламента на винодельческую продукцию и Международного соглашения - технического регламента о требованиях к спирту, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Проект такого соглашения, которое должно обеспечить формирование единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в настоящее время согласовывается в федеральных органах исполнительной власти [30].

Что касается вопросов акцизного налогообложения пива, то по итогам 2012 года доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от уплаты акциза на пиво на территории России составили 30,2 млрд. руб. Позитивные результаты развития рынка пива за последние годы в нашей стране стали поводом для рассмотрения пивоварения как неисчерпаемого источника пополнения бюджета и компенсации его выпадающих доходов от реализации нелегального крепкого алкоголя. Только за период с 2006 по 2012 годы ставки акциза на пиво выросли на 400 %, в то время как на натуральное вино и крепкие спиртные напитки рост ставок акциза составил 59 % и 44 % соответственно.

В России в настоящее время большое  значение имеет вопрос о том, как  обеспечить меньшую доступность  крепких спиртных напитков по сравнению  со слабоградусной продукцией. Также  необходим достаточный переходный период для адаптации производственного  и торгового секторов, специализирующихся на выпуске и реализации слабоградусной продукции, к новым условиям работы [27].

Второй важнейшей ветвью акцизного  налогообложения является акциз  на автомобильный бензин.

Сейчас устанавлено две ставки акциза на автомобильный бензин: 2657 руб. за тонну бензина с октановым числом до 80 (марки 76 и 80) и 3629 руб. - свыше 80 (марки 92, 95, 98). Минэкономразвития готовит проект поправок в НК, которые дифференцируют топливные акцизы в зависимости от качества нефтепродуктов, рассказал замруководителя департамента Минэкономразвития Лев Феодосьев. По его словам, к ставкам акциза будет применяться корректирующий коэффициент: чем выше качество топлива, тем ниже будет налог. Цель - стимулировать спрос и предложение продукции, соответствующей международным стандартам, и активизировать экспорт российского топлива за рубеж [24, C. 12].

Акцизы на этиловый спирт, алкогольную продукцию, табак и автомобильный бензин больше всего нуждаются в реформировании, так как именно эти отрасли приносят наибольшие доходы в государственный бюджет. Долю акцизов по алкогольной продукции и автомобильному бензину отражает рисунок 2.2.1



 

 

 

Рисунок 2.2.1 - Поступления акцизов по автомобильному бензину и алкогольной продукции*

*Источник: составлено автором на  основании [24].

 

Что касается налоговой политики, то в целом налоговая политика в 2013-2015 г.г. будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса.

Таким образом, согласно данной политике по акцизам предусматривается:

- изменение порядка исчисления  и уплаты акцизов на этиловый  спирт, алкогольную продукцию;

- уточнение размеров индексации на 2013 и 2014 г.г., индексация ставок акцизов на 2013 год с учетом планируемого уровня инфляции.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Фактически, акцизное налогообложение  носит регрессивный характер, когда  налогообложение равным образом  ложится как на обеспеченные, так  и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют  асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую  часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы - тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают  значительный сдерживающий эффект на экономику. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.

Законодательная база в сфере акцизов  еще недостаточно проработана. В  частности это относится к  большому объему документов, которые  недостаточно систематизированы и  трудны для восприятия.

Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства  на экономические процессы, имеющие  место в обществе. Совершенствование  налогообложения в сфере акцизов  является одним из важнейших условий  улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.

В результате проведённого исследования можно сделать ряд выводов:

Акцизы - один из древнейших видов  косвенных налогов. По существующим письменным свидетельствам обложение  акцизами осуществлялось еще в эпоху  Римской империи.

Акцизы - вид косвенных налогов  на товары преимущественно массового  потребления. Сумма акциза включается в цену товара.

В настоящее время акцизы применяются  во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую  роль:

- это один из важных источников  дохода бюджета;

- это средство ограничения потребления социально вредных товаров и регулирования спроса и предложения товаров.

Акцизы, являясь косвенным налогом, увеличивают цену товара и поэтому  оплачиваются потребителем.

Основными отличиями акцизов от прочих налогов и обязательных платежей на потребление являются, во-первых, их специфическая сфера применения - потребление определенной группы товаров, во-вторых, - безэквивалентность.

Акцизы - существенный источник доходов федерального бюджета и территориальных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В настоящий момент акцизы выполняют  в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или  иных акцизов не столько к регулированию  производства и потребления тех  или иных товаров, сколько к пополнению бюджета Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение  цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически  любого производства, следовательно, повышения  общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности  экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов  все же проявляется, и наиболее оно  благотворно в сфере оборота  алкогольной продукции.

Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает  уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации ка. 
Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.

Законодательная база в сфере акцизов  еще недостаточно проработана. В  частности это относится к  большому объему документов, которые  недостаточно систематизированы и  трудны для восприятия. Исправление  этого невозможно без принятия второй части Налогового Кодекса, что в  свою очередь зависит от множества  политических факторов.

Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства  на экономические процессы, имеющие  место в обществе. Совершенствование  налогообложения в сфере акцизов  является одним из важнейших условий  улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.

Совершенствование налогообложения  в сфере акцизов является одним  из важнейших условий улучшения  экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов. Этому вопросу уделяется очень  большое внимание. В частности, часто  поднимается вопрос об изменении  порядка исчисления и уплаты акцизов  на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно говорить о том, что на протяжении веков акцизы играли важную роль в налоговой системе России, прежде всего как фискальный источник и, чтобы они не утратили свое значение, необходимо разумное и целесообразное регулирование органов государственной власти в этой отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: Часть вторая. – М: Проспект КноРус, 2012. – 488 с.

2. Алексеев А. Налоги, которые мы (нас) выбирают [Текст] / А. Алексеев // ЭКО. - 2010. - № 9. - С. 17-33.

3. Богданова В.С. Совершенствование системы налогового планирования и прогнозирования [Текст]: практическое пособие / В.С. Богданова, М.С. Гусарова, Н.М. Чикишева. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2010. – 102 с.

4. Вострикова Л.Г. Финансовое право: практикум [Текст]: учебное пособие / Л.Г. Вострикова. – М.: Высшая школа, 2009. – 120 с.

5. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налоговое законодательство [Текст]: учебное пособие /  Е.Н. Евстигнеев. – М.: ЮНИТИ – ЛАНФ, 2010. – 230 с.

6. Козырина Ф. Н. Налоговое право зарубежных стран [Текст]: учебное пособие / Ф. Н. Козырина. - М.: Манускрипт, 2011. – 29 с.

7. Малис Н.И. Теория и практика  налогообложения [Текст]: учебник / Н.И. Малис. – М.: Магистр – ИНФА – М, 2010.- 382 с.

8. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / О.И. Мамрукова. – М.: Омега – Л, 2010. - 105 с.

9. Меляков Н.В. Налоги и налогообложение  [Текст]: учебник / Н.В. Меляков. – М.: Инфра-М, 2011. – 509 с.

Информация о работе Акцизы: действующий порядок взимания и пути совершенствования