Актуальные проблемы налогообложения добычи нефти и газового конденсата и пути их решения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ существующей системы налогового регулирования нефтегазовой отрасли, а именно: существующих элементов налоговой нагрузки нефтегазовой отрасли в виде НДПИ и экспортных пошлин, последних изменений законодательства а также рассмотрение спорных вопросов по данной теме и путей их решения.
В связи с этим был определен ряд задач:
• исследовать теоретическую базу посредством анализа имеющейся в научной литературе информации;
• обобщить и агрегировать имеющиеся данные для построения заключений или практического подтверждения полученных выводов;
• рассмотреть основные пути решения выявленных проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
I. РОЛЬ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ РФ………………5
Значение нефтегазового сектора для экономики РФ……………………5
Основные виды рисков и пути их решений в нефтегазовой отрасли….8
II АНАЛИЗ МЕТОДИК СТИМУЛИРОВАНИЯ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ……………………………………………….. 11
Особенности формирования налоговой базы и применения налоговых ставок в рамках налогообложения добычи нефти и газа по НДПИ…...11
Способы дифференциации НДПИ в целях повышения эффективности добычи углеводородного сырья…………………………………………18
Международный опыт стимулирования нефтегазовой отрасли………21

III ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В ТАТАРСТАНЕ И БАШКОРТАСТАНЕ…..25
Налоговое стимулирование добычи углеводородов в Башкортостане..25
Практика налогообложения нефтегазовой отрасли Татарстана……….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Klyuchko_Ya_P_n3-1_Kursovaya.docx

— 2.34 Мб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение 

 высшего профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

                    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

                           (Финуниверситет)

 

 Кафедра «Налоги  и налогообложение»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

  На тему

«Актуальные проблемы налогообложения добычи нефти и газового конденсата и пути их решения в Российской Федерации»

 

по учебной дисциплине «Налогообложение организаций»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки группы Н 3-1

Ключко Я.П.

 

Научный руководитель

 доц. Каширина М.В.

 

 

 

 

 

Москва 2013г.

 

Актуальные проблемы налогообложения добычи нефти и  газового конденсата и пути их решения  в Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

I. РОЛЬ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ РФ………………5

  1. Значение нефтегазового сектора для экономики РФ……………………5
  2. Основные виды рисков  и пути их решений в нефтегазовой отрасли….8

II АНАЛИЗ МЕТОДИК СТИМУЛИРОВАНИЯ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ……………………………………………….. 11

  1. Особенности формирования налоговой базы и применения налоговых ставок в рамках налогообложения добычи нефти и газа по НДПИ…...11
  2. Способы дифференциации НДПИ в целях повышения эффективности добычи углеводородного сырья…………………………………………18
  3. Международный опыт стимулирования нефтегазовой отрасли………21

 

III  ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В ТАТАРСТАНЕ И БАШКОРТАСТАНЕ…..25

  1. Налоговое стимулирование добычи углеводородов в Башкортостане..25
  2. Практика налогообложения нефтегазовой отрасли Татарстана……….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….33

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Россия занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в мировой торговле ими и в международном сотрудничестве в этой сфере.

За годы реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года энергетический сектор показал себя одним из самых устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики, обеспечивая основной вклад в формирование российского валового внутреннего продукта, экспортной выручки и доходной части бюджетной системы страны. Благоприятные внешнеэкономические условия также обеспечили рост финансового благосостояния нефтяных компаний и повысили их инвестиционные возможности.

Стратегической целью  государственной энергетической политики в области недропользования и управления государственным фондом недр является обеспечение устойчивого, эффективного и экологически безопасного воспроизводства минерально-сырьевой базы для удовлетворения энергетических потребностей экономики страны и обеспечения экспорта энергоресурсов.

Целью курсовой работы является анализ существующей системы налогового регулирования нефтегазовой отрасли, а именно: существующих элементов налоговой нагрузки нефтегазовой отрасли в виде НДПИ и экспортных пошлин, последних изменений законодательства а также рассмотрение спорных вопросов по данной теме и путей их решения.

В связи с этим был определен  ряд задач:

• исследовать теоретическую базу посредством анализа имеющейся в научной литературе информации;

• обобщить и агрегировать имеющиеся данные для построения заключений или практического подтверждения полученных выводов;

• рассмотреть основные пути решения выявленных проблем.

В работе использованы труды  российских ученых, официальные статистические данные, заключения экспертов, а также  аналитическая информация консалтинговых компаний. 

    1. РОЛЬ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ РФ

1.Значение нефтегазового  сектора для экономики РФ

Роль нефтегазового сектора  в российской экономике продолжает оставаться чрезвычайно высокой.

В состав нефтяной промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и  предприятия по транспортировке  и сбыту нефти и нефтепродуктов. В отрасли действуют 28 крупных  нефтеперерабатывающих заводов (мощность от 1 млн.т/год), мини-НПЗ и заводы по производству масел. Протяженность  магистральных нефтепроводов составляет около 50 тыс. км и нефтепродуктопроводов  – 19,3 тыс. км.

Структуру нефтяной отрасли  составляют 10 крупных вертикально-интегрированных  нефтяных компаний. Наиболее мощными  из них являются нефтяные компании «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть». Транспортировка нефти и нефтепродуктов осуществляется предприятиями акционерных компаний «Транснефть» и «Транснефтепродукт».

Газовая промышленность России включает в себя предприятия, осуществляющие геолого-разведочные работы, бурение  разведочных и эксплуатационных скважин, добычу и транспортировку газа и хранение газа. Единая система газоснабжения имеет более 162 тыс. км магистральных газопроводов и отводов, 215 линейных компрессорных станций с общей мощностью газоперекачивающих агрегатов в 42,1 тыс. МВт, 6 комплексов по переработке газа и газового конденсата, 25 объектов подземного хранения газа.1

Природный и попутный нефтяной газ является в настоящее время  основным источником обеспечения внутренних потребностей страны в первичных энергоресурсах. Доля нефтегазовых доходов в бюджете Российской Федерации в 2012 г. составила почти 50% при вкладе в ВВП страны около 1/3 и в экспорт – почти 2/3.2

Сохранению экономической  эффективности отрасли способствует последовательный рост ключевых производственных показателей. За 12 лет добыча нефти в России выросла более, чем в 1,5 раза – то есть почти на 200 млн. тонн, что соответствует добыче 4 млн. баррелей в сутки. 3

 Все последние годы Россия стабильно находится в числе лидеров мировой добычи. Начиная с 2006 г. рост добычи нефти обеспечивался за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений в Восточной Сибири (Уватского, Толоканского, Ванкорского)

Положительно на показатели отрасли повлияла и стабилизация добычи в местах традиционного промысла – в Западной Сибири и в Европейской  части страны. Учитывая высокий уровень  выработанности месторождений в  этих регионах, можно констатировать наличие эффекта от мер, принимаемых государством и нефтяными компаниями для повышения нефтеотдачи.

Также отмечаются позитивные тенденции в объемах бурения, которые за последние 6 лет увеличились вдвое.4

По добыче газа Россия стабильно  находится в числе мировых  лидеров. В настоящее время объем  добычи находится на уровне, достаточном  для удовлетворения внутреннего  спроса и обеспечения поставок на внешние рынки. Более того, достигнутый  уровень развития производственной и газотранспортной инфраструктуры позволяют, в случае необходимости, плавно увеличить добычу.

Рост ключевых показателей  нефтегазовой отрасли основан на раскрытии инвестиционного потенциала отраслей ТЭК.

Так, инвестиции в нефтедобычу  за последние 12 лет увеличились в 7 раз, а в нефтепереработку –  почти восьмикратно. За тот же период ежегодные инвестиции Газпрома в  добычу газа и развитие инфраструктуры выросли в 12 раз и превысили 1,2 трлн. руб.

В результате объем и качество переработки нефти в стране демонстрирует  устойчивый рост. В прошлом году в России было переработано 270 млн. т. нефти (+ 4,6% к уровню 2011 г.), что является максимальным показателем со времени  распада СССР.5

 Таким образом, минерально-сырьевой комплекс является для России государствообразующим, а если точнее, то – государствосохраняющим. 6 Комплекс генерирует реальную природную ренту, на которой строится бюджет страны, обеспечивает конкурентоспособность, прочное геополитическое и геостратегическое положение России в мире. Поэтому и в ближней и в отдалённой перспективе МСК в жизни и развитии России будет играть важнейшую роль

      1. Основные виды рисков и пути их решений в нефтегазовой отрасли

 

На сегодняшний день Россия стоит  на пороге конца эпохи легкой нефти. Уже сейчас наблюдается объективный рост затрат в нефтедобыче как на действующих, так и на новых лицензионных участках.

 На действующих лицензионных  участках растет удельная стоимость добычи и поставки нефти вследствие ухудшения ресурсной базы и роста регулируемых государством тарифов. В свою очередь на новых лицензионных участках выявлен еще более высокий уровень затрат вследствие более сложных горно-геологических и экономических условий.7

Прогнозируется, что и в ближайшем будущем каждый баррель будет даваться нефтяным компаниям непросто. Способствовать развитию добычи нефти в стране и не допустить падения показателей сможет налоговое стимулирование.

Одним из способов помочь нефтегазовой отрасли может стать льготное обложение налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По мнению экспертов, снижение этого налога для сложных проектов не только увеличит добычу нефти в стране, но и повысит капитализацию нефтяного сектора.

Чтобы не остаться без углеводородов необходимо вести постоянный поиск новых месторождений. В России большинство неосвоенных участков находится за полярным кругом, условия ведения добычи на них сложно назвать легкими. Также пока не освоены месторождения с трудноизвлекаемой нефтью. Освоение таких участков требует значительных инвестиций. Не меньше затрат нужно на интенсификацию производства нефти на старых месторождениях.

По словам президента крупнейшей в  РФ нефтяной компании - "Роснефть", а в прошлом вице-премьера РФ Игоря Сечина, динамика роста добычи углеводородов требует разработки недр в неблагоприятных природных и геологических условиях. Согласно словам И.Сечина, "Время легкой нефти закончилось, поэтому ведущие мировые нефтегазовые компании вынуждены разрабатывать новые виды месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, в том числе углеводородные ресурсы на шельфе. А такие проекты, как разработка шельфа, требуют гигантских капиталовложений, и уверенно реализовывать их под силу только самым крупным международным компаниям"8.

В этой связи особо актуальным становится налоговое стимулирование разработки месторождений. У данного аспекта  есть две стороны: первая - налоги с  нефтегазового комплекса наполняют российский бюджет, вторая - суровые налоговые ставки способны привести к снижению добычи нефти в стране, а значит, бюджет может потерять еще больше, чем если бы государство решилось на льготы.

Как сообщил летом 2012г. министр  энергетики РФ Александр Новак, при  существующей системе налогообложения  нефтегазовой отрасли в РФ в ближайшие 10-20 лет в стране может произойти  снижение объемов добычи нефти с 500 млн до 370 млн т.

Допускать столь значительного  снижения добычи государство явно не намерено. По словам А.Новака, "Риски  снижения объемов добычи нефти, которые  сейчас существуют, должны быть нивелированы. Для этого необходимо создать  условия привлечения инвестиций в новые месторождения".

В настоящее время в России развернулась целая реформа налогообложения  отрасли. Планируется, что налоговые  льготы по широкому кругу проектов принесут в бюджет около 300 млрд долл. до 2030г. В ведомстве отметили, что  сегодня месторождения в Восточной  Сибири и северных регионах страны (примерно 10 млрд т запасов нефти) не разрабатываются из-за отсутствия экономических стимулов. Одним из аспектов реформирования является изменение  законодательства, связанное с налогом на добычу полезных ископаемых для нефти. 
 Исходя из представленной выше информации, можно сделать вывод о том, что главными проблемами налоговой системы нефтегазовой отрасли являются

  1. ожидаемое сокращение доходов бюджета от отрасли при «старой» налоговой системе
  2. привлечение инвестиций для разработки новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами

Решением данных проблем можно  считать комплексный подход к реформированию действующей налоговой системы на нефтяную отрасль.

 

II АНАЛИЗ МЕТОДИК СТИМУЛИРОВАНИЯ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ

  1. Особенности формирования налоговой базы и применения налоговых ставок в рамках налогообложения добычи нефти и газового конденсата по НДПИ

НДПИ был введен с 2002 года и фактически заменил три различных платежа: плату за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.

На первый взгляд правила налогообложения  несколько упростились. Однако порядок  расчета и уплаты НДПИ вызывает немало вопросов и споров.

Согласно экспертному  мнению Хорошего О.Д., руководителя Управления ФНС России по Челябинской области, в основном споры с налогоплательщиками бывают по порядку определения той базы, с которой исчисляется НДПИ. Суть проблемы заключается не в каких-то конкретных ошибках, а в разных подходах налоговой службы и налогоплательщиков к понятию «первый товарный продукт».. По мнению налоговых служб, первый товарный продукт – это то, что может быть реализовано налогоплательщиком, а мнение налогоплательщиков несколько иное – это то, что они непосредственно добыли.

Информация о работе Актуальные проблемы налогообложения добычи нефти и газового конденсата и пути их решения в Российской Федерации