Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ существующей системы налогового регулирования нефтегазовой отрасли, а именно: существующих элементов налоговой нагрузки нефтегазовой отрасли в виде НДПИ и экспортных пошлин, последних изменений законодательства а также рассмотрение спорных вопросов по данной теме и путей их решения.
В связи с этим был определен ряд задач:
• исследовать теоретическую базу посредством анализа имеющейся в научной литературе информации;
• обобщить и агрегировать имеющиеся данные для построения заключений или практического подтверждения полученных выводов;
• рассмотреть основные пути решения выявленных проблем.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
I. РОЛЬ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ РФ………………5
Значение нефтегазового сектора для экономики РФ……………………5
Основные виды рисков и пути их решений в нефтегазовой отрасли….8
II АНАЛИЗ МЕТОДИК СТИМУЛИРОВАНИЯ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ……………………………………………….. 11
Особенности формирования налоговой базы и применения налоговых ставок в рамках налогообложения добычи нефти и газа по НДПИ…...11
Способы дифференциации НДПИ в целях повышения эффективности добычи углеводородного сырья…………………………………………18
Международный опыт стимулирования нефтегазовой отрасли………21
III ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В ТАТАРСТАНЕ И БАШКОРТАСТАНЕ…..25
Налоговое стимулирование добычи углеводородов в Башкортостане..25
Практика налогообложения нефтегазовой отрасли Татарстана……….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….33
В Оренбургской области «Башнефть» ведет разведку и разработку месторождений в пределах Китаямско-Благодаровского и Дачно-Репинского лицензионных участков. Как сообщил Александр Корсик, компания планирует увеличить инвестиции в нефтедобычу Оренбуржья.
Президент «Башнефти» Александр Корсик в своем выступлении предложил в качестве стимула для роста добычи заменить НДПИ, взимаемый с каждой тонны нефти, налогом на финансовый результат, а тестирование эффективности новой системы провести на месторождениях компании в Башкирии.
С его точки зрения, «Башнефти» это интересно, потому что на многих месторождениях добыча ведется уже 60-80 лет, обводненность – более 90%. То, что можно сделать для повышения коэффициента извлечения нефти (КИН) с помощью современных технологий, компания, но всему есть предел. Чтобы продолжать добычу в регионе не 5-10, а много-много лет, сохранить рабочие места, необходимо переходить на принцип налогообложения прибыли. Добыча «Башнефти» в масштабах России – это немного, около 3%. Риск для доходов бюджета небольшой. Поэтому компания предлагает себя в качестве полигона для эксперимента по отработке новой налоговой системы.
Министр энергетики РФ Александр Новак поддержал инициативу и на первом этапе предложил провести тестирование новой системы в «виртуальном» режиме. «Речь идет о том, чтобы не менять действующую систему налогообложения, но при этом проверить, как будет работать новая система. Создать электронную модель, которая будет работать параллельно с существующей системой налогообложения», – сказал А.Новак. По его словам, предварительные расчеты «Башнефти» показывают, что на первом этапе применения новой системы возможно некоторое снижение налоговых поступлений, но в дальнейшем с ростом добычи доходы растут и в 10-летней перспективе меньше, чем сегодня, точно не будут. Министр добавил, что методология расчета налога может быть разработана к концу текущего года, а тестирование системы можно будет начать с первых месяцев 2014 года.
Стоит отметить, что обоснованность
введения налога на добавленный доход
нефтяники мотивируют более справедливым
распределением налоговой нагрузки.
На начальном и заключительном этапах
освоения месторождений платежи
с дохода получаются гораздо ниже
существующих налогов, в период максимальной
добычи — выше, при повышении
коэффициента извлечения нефти и
использовании более
Итоги первого полугодия 2012 года группы «Татнефти», опубликованные по системе US GAAP, разочаровали инвесторов из-за неожиданного падения чистой прибыли в первом полугодии 2012 года на 16,7% по отношению к аналогичному периоду 2011 года. Кроме того, инвесторов насторожило отсутствие прироста выручки при заработавшем ТАНЕКО.
Согласно опубликованным данным, выручка крупнейшей компании Татарстана за год почти не выросла (рост на 0,1% по сравнению с соответствующим полугодием 2011 года) и составила 294,2 млрд. рублей. Тем временем, добыча нефти группой увеличилась, но тоже незначительно (всего на 0,6% по сравнению с соответствующим полугодием 2011 года) и составила 13 060 тыс. тонн.
Казалось бы, все логично: роста
физических объемов не происходит,
цена сырой нефти тоже стоит на
месте, выручка в результате тоже
одинаковая. Все правильно. Если бы
не одно «но» - в первом полугодии 2012
года у «Татнефти» заработал
Наличие серьезного объема более дорогих,
чем сырая нефть, продуктов ее
переработки должно было привести к
значительному росту выручки
«Татнефти», именно за счет фактора
появления своей
Что касается значительного снижения чистой прибыли, то, судя по всему, оно обусловлено эффектом, неофициально названным в честь бывшего министра финансов РФ - «ножницы Кудрина». Этот эффект возникает в результате расхождения даты фиксации абсолютной величины налогов на нефтедобывающие компании в России с датой фактического получения ими доходов от реализации сырья по текущим ценам. И действительно, средние цены на нефть по отношению к сравниваемому периоду 2011 года были почти те же. А сумма налогов, главным образом НДПИ и акцизы, выросла на 5 млрд. рублей.
Тем временем, в первом полугодии 2012 года группа «Татнефти» отразила расходы по курсовым разницам в размере 686 млн. рублей против с 4 377 млн. рублей доходов в соответствующем периоде 2011 года. Совершенно очевидно, что это связано с волатильностью обменного курса рубля к доллару США в отчетных периодах, которая в результате привела к соответствующей переоценке долгосрочных банковских займов, номинированных в американской валюте. Такое резкое снижение доходов по курсовым разницам – еще один аргумент, объясняющий падение чистой прибыли «Татнефти» в первом полугодии 2012 года.
Экспортные пошлины, уплаченные «Татнефтью» в первом полугодии 2012 года, уменьшились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на более внушительную величину - 10,8% и составили 86,7 млрд. рублей. Произошло это с сокращением экспорта, как мы помним, за счет 3,55 млн. т сырой нефти, отправленных не за рубеж, а на родной ТАНЕКО. Отсюда и экономия, причем серьезная - 10,5 млрд. рублей. Впрочем, она будет намного снижена из-за перенаправления сырья из высокомаржинального сектора экспортной продажи сырой нефти в низкомаржинальный сектор производства нефтепродуктов первичной переработки.
А вот расходы по акцизам у «Татнефти», напротив, возросли. За первое полугодие 2012 года они увеличились на 192 млн. рублей, так же в результате роста установленных акцизных ставок.
К сожалению, внушительная сумма экономии по экспортным пошлинам была также наполовину смазана возросшими расходами по НДПИ. Расходы по налогу на добычу полезных ископаемых группы выросли на 10,5% (на 4,86 млрд. рублей) и составили 51,1 млрд. рублей в связи с ростом базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых. Парадоксально, но рост НДПИ совпал и со значительным ростом льгот по этому доходу.
Что касается третьего рода льгот по НДПИ (в связи с режимом «60 - 66»), то они связаны с появлением в НК РФ «именной», татарстанской статьи: «Статья 3432. Порядок уменьшения суммы налога, исчисленной при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, на сумму налогового вычета в связи с добычей нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан (Татарстан) или в границах Республики Башкортостан». Татарстану адресованы льготы по уплате НДПИ на общую сумму 37,8 млрд. рублей или 7,567 млрд. рублей в год (льгота дается на 5 лет).
Введение с 1 октября 2011 года так называемого налогового режима «60 - 66» здорово ударило по татарстанским нефтяникам и нефтепереработчикам. Этот режим предусматривает снижение экспортной пошлины на нефть и увеличение пошлин на темные нефтепродукты. Цель нововведений – подстегнуть нефтяные компании к увеличению качества переработки получаемых из нефти нефтепродуктов. Для всех российских нефтяных компаний были сделаны предварительные расчеты, потери были предварительно обнаружены лишь у Башнефти, где среднекачественные мощности по переработке в 2 раза превышают мощности по добыче. Исторически, со времен Союза, башкирская нефтепереработка строилась в увязке с татарстанской добычей, но парад суверенитетов разъединил этот кластер на два региональных гиганта - Татнефть и Башнефть. По Татнефти фондовые аналитики рисовали радужные перспективы экономии (переработки нет, а на экспорт нефти снизили пошлины).17
Когда началось обсуждение компенсаций для Башнефти в виде льгот по налогу на НДПИ (чтобы компенсировать большие объемы выработки темных нефтепродуктов), то по Татарстану всплыл парадоксальный факт. Да, Татнефть в прибылях, у них нет переработки (ТАНЕКО строится), но другое татарстанское предприятие ОАО «ТАИФ-НК» - в убытках, несмотря на глубину переработки в 74%. Потому что у него нет добычи. Поэтому компенсировать увеличение экспортных пошлин на темные нефтепродукты льготами по уплате НДПИ они не могут.
Чтобы разрешить патовую ситуацию, руководители Татарстана и «Татнефти», в частности, неоднократно обращались с соответствующими просьбами в федеральные органы власти. При этом предлагалась следующая схема: Татнефть транслирует льготы по НДПИ на ТАИФ через поставку на «ТАИФ-НК» сырья по скорректированной цене с учетом полученной льготы. Но минфин РФ вполне логично отказывал по причине непрозрачности и ненадежности механизма трансляции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Недостаточно справедливое и эффективное налогообложение искажает принятие рациональных экономических решений, отрицательно сказывается на конкуренции, создает риски злоупотреблений со стороны чиновников и стимулы к рентоориентированному поведению экономических агентов. В результате угнетается общая экономическая активность.
В ходе работы была прослежена
трансформация налогового регулирования,
изучена действующая
Также при выполнении исследования
были проведено сравнение
Также установлено, что проблемы налогового регулирования нефтегазовой отрасли кроются в основном в несовершенстве налогового законодательства нашей страны.
Таким образом, осуществлено выполнение поставленных задач и цели данной работы.
Список использованной литературы
Приложение 1
Рисунок 1
Рисунок 2
Приложение 2
Приложение 3
1
Министерство Энергетики Российской Федерации, http://minenergo.gov.ru/
2 Доклад Министра энергетики РФ А.В. Новака на Национальном нефтегазовом форуме «Приоритеты государственной политики в российской нефтегазовой отрасли»
3 Приложение 1, таблица 1 «Рост добычи нефти»
4 Приложение 1, таблица 2 «Проходка в бурении(по нефти)»
5 Доклад Министра энергетики РФ А.В. Новака на Национальном нефтегазовом форуме «Приоритеты государственной политики в российской нефтегазовой отрасли»
6 Орлов В.П.Президент Российского геологического общества, д.э.н., «Новости газового бизнеса»
7 Проект Генеральной схемы развития нефтяной отрасли
8 Коварный НДПИ: стимулирование добычи с риском снижения капитализации, RBK, 01 марта 2013 г
9
постановления ФАС Восточно-Сибирского
округа от 08.06.2001 № А33-4001/00-С3а-Ф02-1197/01-
10 Постановление Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 года № 1850/10
11 Налог для «белой нефти»,Виктор Бородин,партнер компании«Эрнст энд Янг»,Александр Понырко,менеджер компании«Эрнст энд Янг»
12 Приложение 2
13 Global Oil and Gas Guide 2011, Ernst&Young
14 Режимы налогообложения нефтегазовой отрасли по всему миру изменяются пока не в пользу инвесторов
15
Пресс-релиз от 30.04.2013, http://www.bashneft.ru/
16 Приложение 3
17 Альберт Бикбов, Аналитический центр "БИЗНЕС Online"