Анализ и оценка деятельности налоговой инспекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:34, реферат

Описание работы

Современная налоговая система - результат длительного развития цивилизации. Она представляет собой сложное социальное образование, тесно связанное с развитием, как экономики, так и государства. Функционирование налоговой системы должно быть нацелено в конечном итоге на максимальное стимулирование предпринимательской активности, экономической эффективности и достижение на этой основе макроэкономического равновесия. Крупнейшим среди косвенных налогов является налог на добавленную стоимость.

Файлы: 1 файл

реферратт.docx

— 26.35 Кб (Скачать файл)

Налоги - один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования экономики - могут либо способствовать, либо препятствовать росту благополучия страны. Они не только основная форма доходов государства, но и используются государственной властью в качестве одного из важнейших рычагов в экономике, политике, социальной сфере.

Современная налоговая  система - результат длительного  развития цивилизации. Она представляет собой сложное социальное образование, тесно связанное с развитием, как экономики, так и государства. Функционирование налоговой системы  должно быть нацелено в конечном итоге  на максимальное стимулирование предпринимательской  активности, экономической эффективности  и достижение на этой основе макроэкономического  равновесия. Крупнейшим среди косвенных  налогов является налог на добавленную  стоимость. Налог на добавленную  стоимость (НДС) является важнейшим  источником пополнения государственных  бюджетов большинства европейских  стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Представляет собой форму изъятия  в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях  производства и реализации - от сырья  до предметов потребления.

Налог классифицирован  как федеральный. Этот налог взимался при реализации большинства товаров, работ и услуг и определяется как разница между суммой начисленной  добавленной стоимости и суммой НДС, уплаченной поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые). Образно  можно выразить, что предприятие  не только покупает товары и услуги, но покупает вместе с ними заявку в  налоговое ведомство, оформленную  в форме счета-фактуры, которая  уменьшает его будущую задолженность  перед бюджетом по НДС. Отсюда и вытекает та высокая требовательность в правилах оформления счетов-фактур, ибо этот документ фактически служит ценной бумагой, по которой налогоплательщик может  получить обратно часть суммы  производственных материальных издержек. Существующий порядок исчисления налога позволяет бюджету извлечь дополнительную выгоду, например, если в цепочке  производителей хотя бы одно лицо освобождено  от уплаты НДС. Ведь, несмотря на уплату налога в бюджет всеми прежними производителями, затраты покупателя по приобретению продукции у предприятия, пользующегося  льготами, не будут квалифицированы  как зачетные по НДС и при их последующей продаже повторно обложены налогом с полного объема.

Актуальность работы заключается  в том, что собираемость налога на добавленную стоимость, тем самым, пополнение бюджета РФ зависит от правильной работы налоговой инспекции. При этом камеральная и выездная налоговые проверки являются приоритетной и всеобъемлющей формой налогового контроля, имеющая высокую степень  эффективности в формировании НДС.

Предметом исследования является управление работой налоговых органов  как процесс реализации его основных функций: организации, планирования, регулирования  и контроля по налогу на добавленную  стоимость.

Объектом исследования выступает практика налогообложения  и работа налоговых органов РФ, в т.ч. ИФНС по Советскому району г. Челябинска в формировании налога на добавленную стоимость.

Цель курсовой работы заключается  в разработке комплекса мер, направленных на повышение г. Челябинска по применению налога на добавленную стоимость.

В соответствие с целью  исследования необходимо решить следующие  задачи:

- изучение теоретических  аспектов НДС;

- изучение функций и  задач налоговых органов в  обеспечении собираемости НДС;

- исследование организации работы налоговых органов и определение направления их развития и совершенствования на примере ИФНС РФ по Советскому району г. Челябинска;

- рассмотрение вопросов  планирования, регулирования и стимулирования  в работе налоговых органов  в отдельно взятой инспекции;

- исследование организации и порядка проведения налогового контроля как основной функции налоговых органов;

- определение основных направлений совершенствования налогового администрирования в целях более эффективной деятельности налоговых органов.

Поставленная цель и  задачи предопределяют структуру работы, которая включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Теоретической основой  курсовой работы выступает учебники, монографии и литература, посвященная  проблемам применения налога на добавленную  стоимость. Нормативной основой  является налоговый кодекс РФ.

Информационной основой  служат данные о деятельности налоговой  инспекции по Советскому району г. Челябинска за 2007-2009 гг.

налоговый добавленный  стоимость администрирование

1. Теоретические аспекты исследования сущности налога на добавленную стоимость

1.1 Социально-экономическая природа  и содержание налога на добавленную  стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Представляет собой форму изъятия  в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях  производства и реализации - от сырья  до предметов потребления.

Налог классифицирован  как федеральный. Этот налог взимался при реализации большинства товаров, работ и услуг и определяется как разница между суммой начисленной  добавленной стоимости и суммой НДС, уплаченной поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые). Образно  можно выразить, что предприятие  не только покупает товары и услуги, но покупает вместе с ними заявку в  налоговое ведомство, оформленную  в форме счета-фактуры, которая  уменьшает его будущую задолженность  перед бюджетом по НДС. Отсюда и вытекает та высокая требовательность в правилах оформления счетов-фактур, ибо этот документ фактически служит ценной бумагой, по которой налогоплательщик может  получить обратно часть суммы  производственных материальных издержек. Существующий порядок исчисления налога позволяет бюджету извлечь дополнительную выгоду, например, если в цепочке  производителей хотя бы одно лицо освобождено  от уплаты НДС. Ведь, несмотря на уплату налога в бюджет всеми прежними производителями, затраты покупателя по приобретению продукции у предприятия, пользующегося  льготами, не будут квалифицированы  как зачетные по НДС и при их последующей продаже повторно обложены налогом с полного объема.

В соответствии со ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Объектами налогообложения  признаются следующие операции: реализация на территории РФ товаров, выполненных  работ и оказанных услуг, в  том числе реализация предметов  залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или  новации (передача права собственности  на товары, результатов выполненных  работ, оказание услуг на безвозмездной  основе также признается реализацией); передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не относятся на себестоимость  продукции, выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

В Целях главы 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в  пункте 3 статьи 39 НК РФ;

передача на безвозмездной  основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального  назначения, а также дорог, электрических  сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

передача имущества государственных  и муниципальных предприятий, выкупаемого  в порядке приватизации;

выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему  органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных  на них исключительных полномочий в  определенной сфере деятельности в  случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена  законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

передача на безвозмездной  основе объектов основных средств органам  государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным  унитарным предприятиям;

операции по реализации земельных участков (долей в них);

передача имущественных  прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).

3. Не признается реализацией  товаров, работ или услуг:

осуществление операций, связанных  с обращением российской или иностранной  валюты (за исключением целей нумизматики);

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного  имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации  этой организации;

3) передача основных  средств, нематериальных активов  и (или) иного имущества некоммерческим  организациям на осуществление  основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской  деятельностью;

4) передача имущества,  если такая передача носит  инвестиционный характер (в частности,  вклады в уставный (складочный) капитал  хозяйственных обществ и товариществ,  вклады по договору простого  товарищества (договору о совместной  деятельности), паевые взносы в  паевые фонды кооперативов);

5) передача имущества  в пределах первоначального взноса  участнику хозяйственного общества  или товарищества (его правопреемнику  или наследнику) при выходе (выбытии)  из хозяйственного общества или  товарищества, а также при распределении  имущества ликвидируемого хозяйственного  общества или товарищества между  его участниками;

6) передача имущества  в пределах первоначального взноса  участнику договора простого  товарищества (договора о совместной  деятельности) или его правопреемнику  в случае выдела его доли  из имущества, находящегося в  общей собственности участников  договора, или раздела такого  имущества;

7) передача жилых помещений  физическим лицам в домах государственного  или муниципального жилищного  фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества  путем конфискации, наследование  имущества, а также обращение  в собственность иных лиц бесхозяйных  и брошенных вещей, бесхозяйных  животных, находки, клада в соответствии  с нормами Гражданского кодекса  Российской Федерации;

9) иные операции в  случаях, предусмотренных Налоговым  кодексом РФ.

В соответствии со ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. [8]

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная  исходя из цен с учетом акцизов (для  подакцизных товаров) и без включения  в них налога. В зависимости  от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со статьями 155 - 162 НК РФ.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта; работ (услуг), непосредственно  связанных с производством и  реализацией товаров; работ (услуг), непосредственно связанных с  перевозкой (транспортировкой) через  таможенную территорию Российской Федерации  товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную  территорию; услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт  отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены  за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок  на основании единых международных  перевозочных документов; товаров (работ, услуг) для официального пользования  иностранными дипломатическими и приравненными  к ним представительствами или  для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая  проживающих вместе с ними членов их семей; припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. [10]

Налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации следующих товаров:

1. Продовольственных: скота  и птицы в живом весе; мяса  и мясопродуктов (за исключением  деликатесных); молока и молокопродуктов;  яйца и яйцепродуктов; масла  растительного; маргарина; сахара; соли; зерна, комбикормов; хлеба  и хлебобулочных изделий; крупы;  муки; макаронных изделий; рыбы; море- и рыбопродуктов; продуктов детского  и диабетического питания; овощей.

2. Товаров для детей:  трикотажных изделий для новорожденных  и детей ясельной, дошкольной, младшей  и старшей школьной возрастных  групп; швейных изделий; обуви;  кроватей детских; матрацев детских;  колясок; тетрадей школьных; игрушек;  пластилина; пеналов; счетных палочек;  счет школьных; дневников школьных; тетрадей для рисования; альбомов  для рисования; альбомов для  черчения; папок для тетрадей; обложек  для учебников, дневников, тетрадей; касс цифр и букв; подгузников.

3. Периодических печатных  изданий, за исключением периодических  печатных изданий рекламного  или эротического характера; книжной  продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением  книжной продукции рекламного  и эротического характера.

4. Медицинских товаров  отечественного и зарубежного  производства: лекарственных средств;  изделий медицинского назначения. [14]

Во все остальных случаях, не перечисленных ранее, налогообложение  производится по налоговой ставке 18%.

Информация о работе Анализ и оценка деятельности налоговой инспекции