Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:32, курсовая работа
Выполнение курсовой работы предполагает углубленное изучение вопросов организации аналитической работы, осуществление налогового прогнозирования и планирования, как на макроуровне, с позиции государства, так и на микроуровне, с позиции налогоплательщика. В работе предусмотрено закрепление полученных знаний проведением практических расчетов аналитической, прогнозной и плановой работы в соответствии с исходными данными.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР И ПРОГНОЗНЫХ РАСЧЁТОВ НА МАКРОУРОВНЕ………………………………………………………5
1.1.Горизонтальный анализ динамики налоговых поступлений…………………5
1.2.Вертикальный (структурный) анализ налоговых поступлений………………7
1.3.Анализ налоговой нагрузки……………………………………………………..9
1.4.Динамика налоговых поступлений по акцизам………………………………11
2 ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР И ПРОГНОЗНЫХ РАСЧЁТОВ НА УРОВНЕ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………..13
2.1.Результаты горизонтального анализа налоговых платежей…………………13
2.2.Результаты вертикального анализа налоговых платежей……………………14
2.3.Характеристика предприятия МУП ЖКХ «Южное». Налоговое поле и налоговый календарь на 2012год……………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Филиал государственного образовательного бюджетного учреждения
высшего профессионального образования
Байкальского государственного университета
экономики и права в г.Братске
Кафедра бухгалтерского учёта и налогообложения
Специальность «Налоги и налогообложение»
Дисциплина «Прогнозирование и планирование в налогообложении »
КУРСОВАЯ РАБОТА
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛОГОВ
вариант №7
Руководитель
курсовой работы:
Студент :
ЗАДАНИЕ
Выполнение курсовой работы
предполагает углубленное изучение
вопросов организации аналитической работы,
осуществление налогового прогнозирования
и планирования, как на макроуровне, с
позиции государства, так и на микроуровне,
с позиции налогоплательщика. В работе
предусмотрено закрепление полученных
знаний проведением практических расчетов
аналитической, прогнозной и плановой
работы в соответствии с исходными данными.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ
ПРОЦЕДУР И ПРОГНОЗНЫХ РАСЧЁТОВ
НА МАКРОУРОВНЕ…………………………………………………
1.1.Горизонтальный анализ
динамики налоговых
1.2.Вертикальный (структурный)
анализ налоговых поступлений……
1.3.Анализ налоговой нагрузки…
1.4.Динамика налоговых
поступлений по акцизам……………………
2 ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ
2.1.Результаты
2.2.Результаты вертикального
анализа налоговых платежей…………
2.3.Характеристика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..23
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая система Российской Федерации, которой отводится важная роль в решении проблем развития новых экономических отношений и обеспечения финансово- экономической стабильности в стране, призвана создавать благоприятные условия для укрепления и повышения эффективности производства, устранения диспропорции в экономики, способствовать росту жизненного уровня населения. В настоящее время процесс формирования в России эффективной системы налогообложения привёл к необходимости согласования достаточно противоречивых интересов государства и налогоплательщиков. От решения этой проблемы во многом зависит нормальное выполнение государством функций пополнения и расходования бюджетных средств, дальнейшее развитие субъектов хозяйственной деятельности, и экономики в целом. Механизмом, позволяющим решить данную проблему, является налоговое планирование. Необходимость планирования налоговых поступлений обусловлена: деятельностью государства как субъекта рыночных отношений; сложностью межотраслевых и региональных связей; необходимостью поддержания рациональных межбюджетных пропорций. Из-за несовершенства налогового законодательства РФ существует большое число неурегулированных ситуаций и спорных трактовок, требующих дополнительных разъяснений со стороны Министерства финансов и Федеральной налоговой службы России. Граница между налоговым планированием и уклонением от уплаты налогов размыта, и многие положения допускают противоположные толкования. По экспертным оценкам это приводит к значительным потерям в бюджете РФ. В этой связи, изучение вопросов совершенствования налогового планирования, как на уровне государства, так и на уровне налогоплательщика приобретает особую актуальность.[2]
Целью курсовой работы является закрепление практических навыков проведения аналитической работы и расчетных процедур в области прогнозирования и планирования налогов.
Задачи курсовой работы:
- выбор хозяйствующего
субъекта, описание его деятельности
и используемого режима
- формирование налогового
поля для данного
- составление налогового
календаря для данного
1 ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР И ПРОГНОЗНЫХ РАСЧЁТОВ НА МАКРОУРОВНЕ
1.1.Горизонтальный анализ динамики налоговых поступлений
В соответствии с поставленной целью и задачами в курсовой работе проведём анализ поступления налогов в Консолидированный бюджет РФ за 2003-2006гг. Анализ динамики осуществляется с использованием базисных и цепных индексов. Результаты анализа динамики макроэкономических показателей представлены в табл.1.1. Графическое отражение динамики показано на рис.1.1.
Показатели |
Характеристика показателя |
Анализируемые периоды | |||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | ||
ВВП |
Абсолютное знач. |
13243 |
17048 |
21625 |
26904 |
Базисный индекс |
1 |
1,2873 |
1,6326 |
2,0316 | |
Цепной индекс |
1 |
1,2873 |
1,2682 |
1,2441 | |
Доходы, в том числе: |
Абсолютное знач. |
4138,7 |
5429,9 |
9695,8 |
10625,8 |
Базисный индекс |
1 |
1,3120 |
2,3427 |
2,5674 | |
Цепной индекс |
1 |
1,3120 |
1,7856 |
1,0959 | |
Налоговые доходы |
Абсолютное знач. |
3647,1 |
4524,6 |
6756,2 |
8179,7 |
Базисный |
1 |
1,2406 |
1,8525 |
2,2428 | |
Цепной |
1 |
1,2406 |
1,4932 |
1,2107 | |
Из них: |
|||||
Налог на прибыль орг-ции |
Абсолютное знач. |
526,5 |
867,6 |
1179,6 |
1670,6 |
Базисный индекс |
1 |
1,6479 |
2,2405 |
3,1730 | |
Цепной индекс |
1 |
1,6479 |
1,3596 |
1,4162 | |
НДФЛ |
Абсолютное знач. |
455,7 |
574,5 |
698,5 |
930,4 |
Базисный индекс |
1 |
1,2607 |
1,5328 |
2,0417 | |
Цепной индекс |
1 |
1,2607 |
1,2158 |
1,3320 | |
Налог на добавленную ст-ть |
Абсолютное знач. |
882,1 |
1069,7 |
1073,4 |
924,3 |
Базисный индекс |
1 |
1,2127 |
1,2169 |
1,0478 | |
Цепной индекс |
1 |
1,2127 |
1,0035 |
0,8611 | |
Акцизы |
абсолютное значение |
347,8 |
239,5 |
240,6 |
253,3 |
базисный индекс |
1 |
0,6886 |
0,6918 |
0,7283 | |
цепной индекс |
1 |
0,6886 |
1,0046 |
1,0528 | |
Налоги на совокупный доход |
абсолютное значение |
30,3 |
50,6 |
74 |
110 |
базисный индекс |
1 |
1,6700 |
2,4422 |
3,6304 | |
цепной индекс |
1 |
1,6700 |
1,4625 |
1,4865 | |
Налоги на имущество |
абсолютное значение |
137,8 |
146,8 |
251,2 |
310,9 |
базисный индекс |
1 |
1,0653 |
1,8229 |
2,2562 | |
цепной индекс |
1 |
1,0653 |
1,7112 |
1,2377 | |
Платежи за польз.прир.рес-ми |
абсолютное значение |
395,8 |
581 |
879,9 |
1187,2 |
базисный индекс |
1 |
1,4679 |
2,2231 |
2,9995 | |
цепной индекс |
1 |
1,4679 |
1,5145 |
1,3492 | |
ЕСН |
Абсолютное знач. |
364,6 |
442,2 |
512,6 |
614,2 |
Базисный индекс |
1 |
1,2128 |
1,4059 |
1,6846 | |
Цепной индекс |
1 |
1,2128 |
1,1592 |
1,1982 | |
Прочие налоговые доходы |
абсолютное значение |
506,5 |
552,7 |
1846,4 |
2178,8 |
базисный индекс |
1 |
1,0912 |
3,6454 |
4,3017 | |
цепной индекс |
1 |
1,0912 |
3,3407 |
1,1800 | |
Неналоговые и прочие доходы |
Абсолютное знач. |
491,6 |
905,3 |
2939,6 |
2446,1 |
Базисный индекс |
1 |
1,8415 |
5,9797 |
4,9757 | |
Цепной индекс |
1 |
1,8415 |
3,2447 |
0,8321 |
Из таблицы1.1 видно, что за анализируемый период ВВП увеличился в два раза, от 13243млрд.руб. до 26904млрд.руб. При этом максимальный объём приходится на 2004г. и составляет 29%.
Доходы увеличились более, чем в два раза и в 2006г. составляют 10625,8млрд.р. Максимальный темп прироста приходится на 2005г. и составляет 78%.
Налоговые доходы увеличились так же более чем в два раза с 3647,1 до 8179,7млрд.р. До 2005г. темп прироста увеличивается, а в 2006г. он уменьшается почти в два раза с 49% до 21%.
Из них налог на прибыль организации вырос в три раза с 526,5 до 1670,6млрд.руб. Показатель НДФЛ вырос в два раза, и в 2006 году составляет 930,4млрд.руб. Налог на добавленную стоимость в 2003 году составил 882,1млрд.руб. В 2004 году показатель увеличился на 21%, по сравнению с 2003 годом. В 2005 году идёт незначительное увеличение, а в 2006 году налог уменьшается и составляет 924,3 млрд.руб. Акцизы в 2003 году составляют 347,8 млрд.руб.В 2004 году показатель незначительно уменьшается, в 2005 и 2006 годах также незначительно увеличивается до показателя в 2006 году 253,3 млрд.руб. По налогу на совокупный доход идёт увеличение показателя в 2003 году с 30,3млрд.руб. до 110млрд.руб. в 2006 году.
Неналоговые и прочие доходы резко увеличиваются до 2005г. и составляют 2939,6млрд.р. Затем в 2006г. уменьшаются до 2446,1млрд.р.
Для графического представления можно построить диаграмму по абсолютным показателям.(рис.1.1)
Рис.1.1. Динамика налоговых поступлений по абсолютным показателям.
Также можно построить графики по базисным индексам (Рис.1.2) и цепным (Рис.1.3)
Рис.1.2 Динамика налоговых поступлений по базисным показателям.
Рис.1.3 Динамика налоговых поступлений по цепным показателям.
1.2.Вертикальный (структурный) анализ налоговых поступлений
Проведём анализ поступления налогов в Консолидированный бюджет РФ по их видам. Результаты аналитических расчётов представлены в таблице 1.4
Структурный (вертикальный) анализ налоговых поступлений, %
Наименование показателя |
Анализируемый период, % |
Отклонение, % | |
2005 |
2006 | ||
Налоговые поступления, в том числе: |
6756,2=100 |
8179,7=100 |
1423,5 |
Налог на прибыль |
17,46 |
20,42 |
2,96 |
Налог на доходы физических лиц |
10,34 |
11,37 |
1,03 |
Налог на добавленную стоимость |
15,89 |
11,30 |
-4,59 |
Акцизы |
3,56 |
3,10 |
-0,46 |
Налоги на совокупный доход |
1,09 |
1,34 |
0,25 |
Налоги на имущество |
3,72 |
3,80 |
0,08 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
13,02 |
14,51 |
1,49 |
Единый социальный налог |
7,59 |
7,51 |
-0,08 |
Прочие налоговые доходы |
27,33 |
26,65 |
-0,68 |
В 2005 году наибольшую фискальную роль в формировании доходов Консолидированного бюджета играют прочие налоговые доходы, на их долю приходится 27,33%. Также существенную фискальную функцию выполняют налог на прибыль, он составляет 17,46% и НДС, который составляет 15,89%. Значимыми в формировании доходов являются НДФЛ и платежи за пользование природными ресурсами, они составляют 10,34% и 13,02% соответственно. Остальные налоги существенной фискальной роли не играют.
В 2006году можно отметить несущественное уменьшение фискальных функций НДС. Их доля уменьшилась на 4,59 пунктов и составила 11,30%. Также уменьшилась доля по акцизам, ЕСН и прочим налоговым доходам, но незначительно.
Для графического представления можно построить диаграмму по относительным показателям.(рис.1.5)
Рис.1.5.Структура налоговых поступлений.
1.3.Анализ налоговой нагрузки
Далее проведём анализ налоговой нагрузки за 2003-2006гг.
В настоящее время в
Российской Федерации не существует
единого термина «налоговая нагрузка».
Так, под налоговой нагрузкой, очень часто,
подразумевается соотношение суммы уплаченных
налогов и оборота (выручки) организации
. Так же термин «налоговая нагрузка» трактуется
как «совокупность инструментов государства,
позволяющих ему конкретизировать общее
бюджетное решение о совокупном объёме
доходов, обеспечивающих необходимые
расходы общественного сектора» . Однако,
нам ближе следующая трактовка данного
понятия. Налоговая нагрузка - это обобщённая
количественная и качественная характеристика
влияния обязательных платежей в бюджетную
систему Российской Федерации на финансовое
положение предприятий-
Непосредственный анализ показателя налоговой нагрузки в России свидетельствует, что положение значительно сложнее, чем это представляется на первый взгляд:
Во-первых, необходимо иметь в виду, что данный показатель в России складывается в условиях серьёзных проблем с налоговой дисциплиной. В стране существовала и, к сожалению, продолжает существовать система создания различных схем ухода от налогообложения, например, зоны льготного налогообложения.
Во-вторых, на показатель налогового изъятия ВВП в России влияет еще и показатель так называемой собираемости налогов . Дело в том, что через налоги ВВП рассчитывается исходя из фактически уплаченных в бюджет налогов или же запланированных к поступлению в бюджет на очередной финансовый год. Между тем налоговые обязательства и их фактическое выполнение налогоплательщиком в российской экономике не одно и тоже, поскольку многие налогоплательщики уплачивают налоги в бюджет, исходя не из своих реальных, а созданных искусственно низких финансовых возможностей.
В-третьих, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершенным ещё и потому, что имеются существенные погрешности измерения ВВП.
В-четвёртых, немаловажное значение имеет и та экономическая среда, в которой приходится осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и платить налоги российским налогоплательщикам.
В-пятых, показатель доли ВВП, перераспределяемого через налоговую систему в России и в странах Запада, несопоставим для анализа степени налоговой нагрузки на бизнес. Дело в том, что при определении данного показателя вся сумма собранных в стране за год налогов соотносится с размером ВВП. Между тем эти налоги поступают как от компаний, так и от частных лиц. Следовательно, при анализе налоговой нагрузки в целом по всей экономике по доле налогов в ВВП надо обязательно учитывать ещё и структуру поступления налогов по юридическим и физическим лицам.
На основе изложенного можно сделать следующие выводы. Российская налоговая система построена таким образом, что реальная налоговая нагрузка на экономику несколько выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. При анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской экономики, в число которых входит ряд выявленных факторов - эти особенности обязывают сопоставлять не уровень налоговой нагрузки среднестатистического налогоплательщика и величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков и специфику формирования налоговой базы. [4]
Показатель налоговой нагрузки по отношению к величине ВВП рассчитывается по формуле 1.1.Результаты анализа налоговой нагрузки представлены в таблице 1.6.
НН= НД/ВВП
где: НН – налоговая нагрузка;
НД – налоговые доходы;
ВВП – Валовой внутренний продукт в номинальных ценах.
Анализ налоговой нагрузки за 2003-2006гг.
Показатели |
Анализируемые периоды | |||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
ВВП |
13243 |
17048 |
21625 |
26904 |
Налоговые доходы |
3647,1 |
4524,6 |
6756,2 |
8179,7 |
Налоговая нагрузка |
27,54 |
26,54 |
31,24 |
30,40 |