Специальная личная льгота,
снижающая налогооблагаемый доход, предоставляется
индивидуальным предпринимателям. Размер
этой льготы изменяется в зависимости
от величины полученной предпринимателем
налогооблагаемой прибыли. Предприниматель,
супруга (супруг) которого работает на
данном предприятии, имеет еще одну налоговую
льготу.
В Швеции малые предприятия
представляют упрощенную налоговую декларацию,
используют кассовый метод учета доходов
и обязаны зарегистрироваться только
в налоговой инспекции. Малые предприятия
с доходом менее $110000 могут подавать налоговую
декларацию только раз в год, а не ежемесячно,
как предприятия с большим доходом.
В тоже время в Соединенных
Штатах Америки отсутствуют какие-либо
особые налоговые режимы для малых и средних
предприятий. Все предприятия обязаны
вести полный и тщательный бухгалтерский
учет, который используется при расчете
прибыли для целей налогообложения. Однако
в законах о подоходном налоге имеется
ряд специальных положений о малых предприятиях,
которые позволяют упростить процедуру
учета и отчетности.
Проведенный анализ зарубежного
опыта налогообложения малого бизнеса
позволяет сделать вывод о том, что законодательством
большинства развитых стран малый бизнес
определен в качестве особого субъекта
государственного регулирования. В настоящее
время основной тенденцией развития налогообложения
малого бизнеса в экономически развитых
странах можно считать стремление к его
максимальной рационализации, упрощению,
отходу от сложных и трудоемких для разработки
и внедрения налоговых схем.
Глава 2. Анализ эффективности
применения упрощенной системы налогообложения
2.1 Налогоплательщики и объекты
налогообложения
Налогоплательщиками признаются
организации и индивидуальные предприниматели,
перешедшие на упрощенную систему налогообложения
и применяющие ее в порядке, установленном
главой НК РФ.8
Организация имеет право перейти
на упрощенную систему налогообложения,
если по итогам девяти месяцев того года,
в котором организация подает заявление
о переходе на упрощенную систему налогообложения,
доходы, определяемые в соответствии со
статьей 248 НК РФ, не превысили 45 млн. рублей.
Вышеуказанная величина предельного
размера доходов организации, ограничивающая
право организации перейти на упрощенную
систему налогообложения, подлежит индексации
на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый
ежегодно на каждый следующий календарный
год и учитывающий изменение потребительских
цен на товары (работы, услуги) в Российской
Федерации за предыдущий календарный
год. Коэффициент- дефлятор определяется
и подлежит официальному опубликованию
в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
Так, согласно приказу Минэкономразвития,
от 12.11.2008 г. N 395 коэффициент дефлятор на
2009 год равен 1,538. В документе сказано,
что коэффициент используется для индексации
величины доходов, ограничивающей право
перехода и (или) применения УСН. Из этого
можно сделать вывод, что перейти на общий
режим налогообложения «упрощенцы» должны,
если их доходы превысят сумму 23 070 рублей.
Объектом налогообложения признаются:9
-доходы;
-доходы, уменьшенные на
величину расходов.
Выбор объекта налогообложения
осуществляется самим налогоплательщиком,
за исключением случая, предусмотренного
пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ. Объект налогообложения
не может меняться налогоплательщиком
в течение трех лет с начала применения
упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, следует отметить,
что налогоплательщики, являющиеся участниками
договора простого товарищества (договора
о совместной деятельности) или договора
доверительного управления имуществом,
применяют в качестве объекта налогообложения
доходы, уменьшенные на величину расходов.
Порядок определения доходов
Налогоплательщики при определении
объекта налогообложения учитывают следующие
доходы:
-доходы от реализации,
определяемые в соответствии
со статьей 249НК РФ;
-внереализационные доходы,
определяемые в соответствии со статьей
250 НК РФ.
При определении объекта налогообложения
не учитываются доходы, предусмотренные
статьей 251НК РФ. Кроме того, не учитываются
в составе доходов доходы в виде полученных
дивидендов, если их налогообложение произведено
налоговым агентом в соответствии с положениями
статей 214 и НК РФ.
Порядок определения расходов
При определении объекта налогообложения
налогоплательщик уменьшает полученные
доходы на следующие расходы:
-расходы на приобретение,
сооружение и изготовление основных
средств (с учетом положений нижеприведенных
пунктов 3 и 4);
-расходы на приобретение
нематериальных активов, а также
создание нематериальных активов
самим налогоплательщиком (с учетом
положений нижеприведенных пунктов
3 и 4);
-расходы на ремонт
основных средств (в том числе
арендованных);
-арендные (в том числе
лизинговые) платежи за арендуемое
(в том числе принятое в лизинг)
имущество;
-материальные расходы;
-расходы на оплату
труда, выплату пособий по временной
нетрудоспособности в соответствии
с законодательством Российской
Федерации;
-расходы на обязательное
страхование работников и имущества,
включая страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование,
взносы на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний, производимые в соответствии
с законодательством Российской
Федерации;
-суммы налога на добавленную
стоимость по оплаченным товарам
(работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком
и подлежащим включению в состав
расходов;
-проценты, уплачиваемые
за предоставление в пользование
денежных средств (кредитов, займов),
а также расходы, связанные с
оплатой услуг, оказываемых кредитными
организациями;
-расходы на обеспечение
пожарной безопасности налогоплательщика
в соответствии с законодательством
Российской Федерации, расходы на
услуги по охране имущества, обслуживанию
охранно-пожарной сигнализации, расходы
на приобретение услуг пожарной
охраны и иных услуг охранной
деятельности;
-суммы таможенных платежей,
уплаченные при ввозе товаров
на таможенную территорию Российской
Федерации и не подлежащие
возврату налогоплательщику в
соответствии с таможенным законодательством
Российской Федерации;
-расходы на содержание
служебного транспорта, а также
расходы на компенсацию за
использование для служебных
поездок личных легковых автомобилей
и мотоциклов в пределах норм,
установленных Правительством Российской
Федерации;
-расходы на командировки,
в частности на:
-проезд работника к
месту командировки и обратно
к месту постоянной работы;
-наем жилого помещения.
По этой статье расходов подлежат
возмещению также расходы работника
на оплату дополнительных услуг,
оказываемых в гостиницах (за
исключением расходов на обслуживание
в барах и ресторанах, расходов
на обслуживание в номере, расходов
за пользование рекреационно-оздоровительными
объектами); суточные или полевое
довольствие в пределах норм,
утверждаемых Правительством Российской
Федерации;
-оформление и выдачу
виз, паспортов, ваучеров, приглашений
и иных аналогичных документов;
-консульские, аэродромные
сборы, сборы за право въезда,
прохода, транзита автомобильного
и иного транспорта, за пользование
морскими каналами, другими подобными
сооружениями и иные аналогичные
платежи и сборы;
-плату государственному
и (или) частному нотариусу за
нотариальное оформление документов.
При этом такие расходы принимаются
в пределах тарифов, утвержденных
в установленном порядке;
-расходы на бухгалтерские,
аудиторские и юридические услуги;
-расходы на публикацию
бухгалтерской отчетности, а также
на публикацию и иное раскрытие
другой информации, если законодательством
Российской Федерации на налогоплательщика
возложена обязанность осуществлять
их публикацию (раскрытие);
-расходы на канцелярские
товары;
-расходы на почтовые,
телефонные, телеграфные и другие
подобные услуги, расходы на оплату
услуг связи;
-расходы, связанные с
приобретением права на использование
программ для ЭВМ и баз данных
по договорам с правообладателем
(по лицензионным соглашениям). К
указанным расходам относятся также расходы
на обновление программ для ЭВМ и баз данных;
-расходы на рекламу
производимых (приобретенных) и (или) реализуемых
товаров (работ, услуг), товарного знака
и знака обслуживания;
-расходы на подготовку
и освоение новых производств,
цехов и агрегатов;
-суммы налогов и сборов,
уплаченные в соответствии с
законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах;
-расходы на выплату
комиссионных, агентских вознаграждений
и вознаграждений по договорам
поручения;
-расходы на оказание
услуг по гарантийному ремонту
и обслуживанию;
-расходы на подтверждение
соответствия продукции или иных
объектов, процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, выполнения работ
или оказания услуг требованиям
технических регламентов, положениям
стандартов или условиям договоров;
-расходы на проведение
(в случаях, установленных законодательством
Российской Федерации) обязательной
оценки в целях контроля за правильностью
уплаты налогов в случае возникновения
спора об исчислении налоговой базы;
-плата за предоставление
информации о зарегистрированных
правах;
-расходы на оплату
услуг специализированных организаций
по изготовлению документов кадастрового
и технического учета (инвентаризации)
объектов недвижимости (в том
числе правоустанавливающих документов
на земельные участки и документов
о межевании земельных участков);
-расходы на оплату
услуг специализированных организаций
по проведению экспертизы, обследований,
выдаче заключений и предоставлению
иных документов, наличие которых
обязательно для получения лицензии
(разрешения) на осуществление конкретного
вида деятельности;
-судебные расходы и
арбитражные сборы;
-периодические (текущие) платежи
за пользование правами на
результаты интеллектуальной деятельности
и средствами индивидуализации (в
частности, правами, возникающими из патентов
на изобретения, промышленные образцы
и другие виды интеллектуальной собственности);
-расходы в виде отрицательной
курсовой разницы, возникающей от
переоценки имущества в виде
валютных ценностей и требований
(обязательств), стоимость которых
выражена в иностранной валюте,
в том числе по валютным
счетам в банках, проводимой в
связи с изменением официального
курса иностранной валюты к
рублю Российской Федерации, установленного
Центральным банком Российской
Федерации.
Расходы на приобретение (сооружение,
изготовление) основных средств, а также
расходы на приобретение (создание самим
налогоплательщиком) нематериальных активов
принимаются в следующем порядке:
-в отношении приобретенных
(сооруженных, изготовленных) основных
средств в период применения упрощенной
системы налогообложения - с момента ввода
этих основных средств в эксплуатацию;
-в отношении приобретенных
(созданных самим налогоплательщиком)
нематериальных активов в период
применения упрощенной системы
налогообложения - с момента принятия
этого объекта нематериальных
активов на бухгалтерский учет;
-в отношении приобретенных
(сооруженных, изготовленных) основных
средств, а также приобретенных (созданных
самим налогоплательщиком) нематериальных
активов до перехода на упрощенную
систему налогообложения стоимость
основных средств и нематериальных
активов включается в расходы
в следующем порядке:
-в отношении основных
средств и нематериальных активов
со сроком полезного использования
до трех лет включительно - в
течение одного года применения
упрощенной системы налогообложения;
-в отношении основных
средств и нематериальных активов
со сроком полезного использования
от трех до 15 лет включительно
в течение первого года применения
упрощенной системы налогообложения
- 50 процентов стоимости, второго
года - 30 процентов стоимости и
третьего года - 20 процентов стоимости;
в отношении основных средств и нематериальных
активов со сроком полезного использования
свыше 15 лет - в течение 10 лет применения
упрощенной системы налогообложения равными
долями стоимости основных средств.
В случае, если налогоплательщик
применяет упрощенную систему налогообложения
с момента постановки на учет в налоговых
органах, стоимость основных средств и
нематериальных активов принимается по
первоначальной стоимости этого имущества,
определяемой в порядке, установленном
законодательством о бухгалтерском учете.
В случае, если налогоплательщик
перешел на упрощенную систему налогообложения
с иных режимов налогообложения, стоимость
основных средств и нематериальных активов
учитывается в порядке, установленном
пунктами 2.1 и 4 статьи 346.25 НК РФ
2.2 Налоговая база
и налоговые ставки
Налоговая база зависит
от объекта обложения УСН.
В случае, если объектом
налогообложения являются доходы организации
или индивидуального предпринимателя,
налоговой базой признается денежное
выражение доходов организации или индивидуального
предпринимателя.
В случае, если объектом
налогообложения являются доходы организации
или индивидуального предпринимателя,
уменьшенные на величину расходов, налоговой
базой признается денежное выражение
доходов, уменьшенных на величину расходов.