Анализ эффективности применения упрощенной системы налогообложения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 14:53, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является рассмотрение специального налогового режима УСНО. В связи с поставленной целью определим задачи работы: 1. Изучение теоретические аспекты упрощенной системы налогообложения: 2.Проведение анализа эффективности применения упрощенной системы налогообложения : 3. Перспективы развития упрощенной системы налогообложения 4. Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения
Содержание работы
Введение 2 Глава 1. Теоретические аспекты упрощенной системы налогообложения 4 1.1 Понятие, сущность и особенности упрощенной системы налогообложения 4 1.2 Условия перехода и методика начисления упрощенной системы налогообложения 8 1.3 Зарубежный опыт начисления упрощенной системы налогообложения 13 Глава 2. Анализ эффективности применения упрощенной системы налогообложени 18 2.1 Налогоплательщики и объекты налогообложения 18 2.2 Налоговая база и налоговые ставки 25 2.3 Порядок исчисления и уплаты налога. Налоговый и отчетный периоды 27 Глава 3. Практика применения положений главы части второй НК РФ и основные выводы. 33 3.1 Перспективы развития упрощенной системы налогообложения 33 3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения 41 Заключение 46 Список использованных источников 48
Необходимо учитывать интересы
налогоплательщиков выбравших такой вид
УСН как «доходы минус расходы». Следует
расширить список расходов, учитываемых
при применении данного налогового режима
(амортизация, НИОКР, расходы на рекламу
и т.д.). Во избежание произвола со стороны
налоговых органов необходимо более четко
прописать в Налоговом Кодексе учитываемые
расходы. Следует также расширить перечень
фирм, имеющих право применять УСН, приведя
его в соответствие с законом «О государственной
поддержке малого предпринимательства».
Необходимы также более низкие
ставки УСН - 5% от выручки или 12% от дохода.
Это позволило бы значительно облегчить
налоговое бремя субъектов малого предпринимательства
и стимулировало бы их успешную работу
на благо российской экономики.
Российский фонд поддержки
предпринимательства «Опора» считает,
что в результате принятых мер возможно
снижение налогового бремени и направление
высвободившихся средств в следующих
направлениях:
1) увеличение фонда оплаты
труда.
Дополнительные средства в
несырьевых отраслях экономики (особенно
в легкой и пищевой промышленности и машиностроении),
могут быть направлены на увеличение фонда
оплаты труда, тем более, что официальный
уровень оплаты труда в них заметно ниже,
чем в отраслях, связанных с добычей и
переработкой нефти минерального сырья.
В этих отраслях высвобождаемые средства
могут быть использованы на выравнивание
заработной платы с целью привлечения
квалифицированных кадров. При прочих
равных условиях рост доходов населения
в результате роста заработной платы стимулирует
платежеспособный спрос со стороны бедных
слоев населения и рост сбережений со
стороны более обеспеченных граждан. Дополнительным
эффектом может стать небольшое увеличение
импорта потребительских товаров. Учитывая,
что в настоящее время практические механизмы
использования сбережений населения развиты
слабо, маловероятно, что это приведет
к заметному росту инвестиций.
2) увеличение оборотных
средств.
Отдельными предприятиями,
имеющими хорошие перспективы сбыта произведенной
продукции, дополнительные средства могут
быть направлены на пополнение собственных
оборотных средств без дополнительного
увеличения краткосрочного кредитования.
В этом случае в перспективе должно иметь
место увеличение объемов производства,
если увеличение оборотных средств будет
использовано на дополнительные закупки
сырья и материалов. Такой вариант реален,
прежде всего, для лесопромышленного комплекса,
химии и нефтехимии, легкой и пищевой промышленности.
3) увеличение инвестиций
в основной капитал.
Часть дополнительных средств
может быть использовано на инвестиции.
Однако, для формирования благоприятных
условий для вложения налогоплательщиками
высвобождаемых средств в инвестиции
необходимо решение других проблем, в
конечном итоге, определяющих прибыльность
инвестиций. Главной проблемой в настоящее
время является не недостаток инвестиционных
ресурсов (заметные потенциальные инвестиционные
ресурсы в настоящее время сконцентрированы
в экспортно-сырьевых отраслях промышленности),
а недостаток инвестиционных проектов,
более выгодных и надежных по сравнению
с вложением в иностранные активы. В этом
смысле предлагаемые меры по снижению
налоговой нагрузки на обрабатывающие
отрасли промышленности, следствием которых
должно стать повышение их рентабельности
и инвестиционной привлекательности в
некоторой степени должно способствовать
переливу сюда капиталов из экспортного
сегмента экономики, а возможно и увеличению
иностранных инвестиций.
3.2 Пути увеличения собираемости
налогов по упрощенной системе
налогообложения
Существует мнение о том, что
введение особого порядка налогообложения
малых предприятий противоречит принципу
нейтральности налоговой системы. Однако
в данном случае справедливым является
то, что некоторые льготы малым предприятиям
должны лишь компенсировать им вызываемые
как экономическими, так и институциональными
причинами объективно меньшие возможности
самофинансирования, получения кредитов
и финансирования через финансовые рынки.
Исходя из этих соображений, представляется,
что использование налоговых льгот для
поощрения развития малого предпринимательства
возможно, однако должно осуществляться
крайне продуманно с тем, чтобы при их
использовании минимизировать возможности
уклонения от налогов.
Следует учитывать, что упрощенный
режим, снижая издержки контроля властей
в одних видах деятельности, в других,
напротив, создает возможности для трудно
идентифицируемых способов уклонения
от уплаты налогов. Поэтому важность вопроса
заключается еще и в создании продуманной
и рационально организованной системы
налогового администрирования, по возможности
исключающей злоупотребления.
Процесс разработки и формирования
планов и прогнозов налоговых поступлений
требует детального анализа и учета результатов
и перспектив социально-экономического
развития страны и отдельных ее регионов.
Целью налогового планирования,
как на федеральном, так и на территориальном
уровне является оценка соотношения налогового
потенциала и фактических поступлений
налогов и сборов, в том числе УСН, и определение
объемов экономически обоснованных поступлений
налогов и сборов в бюджетную систему
в планируемом периоде. При этом налоговое
планирование осуществляется с ориентацией
на максимально высокий уровень мобилизации
налогов и сборов в бюджетную систему.
В этой связи налоговое прогнозирование
и планирование правомерно рассматривать
как единый процесс, в рамках которого
происходит регулярная корректировка
решений, пересмотр мер по достижению
намеченных показателей на основе непрерывного
контроля и мониторинга происходящих
изменений.
Налоговое прогнозирование
представляет собой оценку налогового
потенциала и поступлений налогов и сборов,
в том числе и УСН, в бюджетную систему
(консолидированный, федеральный и территориальные
бюджеты) и осуществляется на базе прогноза
социально-экономического развития Российской
Федерации и ее субъектов в виде системы
показателей и основных параметров социально-экономического
развития.
Налоговое прогнозирование
включает в себя определение налоговых
баз по каждому налогу и сбору, в том числе
и УСН, мониторинг динамики их поступления,
расчет уровней поступления налогов и
сборов, объемов выпадающих доходов, состояние
задолженности по налоговым платежам,
оценку результатов изменения налогового
законодательства и т.д.
Особое значение имеет анализ
основных факторов, определяющих динамику
налогового потенциала и поступлений
налогов в бюджетную систему. По мере становления
налогового законодательства и адаптации
к нему налогоплательщиков происходит
снижение влияния субъективных факторов,
а важнейшую роль, определяющую размеры
налоговых доходов государства, начинают
играть экономические факторы, воздействующие
на изменение налоговой базы отдельных
налогов и сборов и налогового потенциала
в целом.13
Исходной составляющей налогового
планирования является определение налоговой
базы по УСН, расчет которой проводится
в целом по стране и по регионам. Специфика
и сложность планирования в региональном
разрезе - необходимость анализа исполнения
текущих налоговых обязательств, мониторинга
и прогноза социально-экономической ситуации
по каждому региону Российской Федерации.
Для обеспечения своевременного
и качественного налогового планирования
и прогнозирования, создания условий для
их постоянного совершенствования в 1999-2000
годах ФНС России был разработан и с 2001
года используется в работе Налоговый
паспорт субъекта Российской Федерации.
Налоговые паспорта действуют в федеральных
округах и по России в целом.
В основу Налогового паспорта
положен макроэкономический подход к
расчетам налоговой базы и налогового
потенциала. С его разработкой появилась
возможность более обоснованно подходить
к определению индикативных (контрольных)
показателей по мобилизации налогов и
сборов в федеральный бюджет.
Налоговый паспорт - это документ,
в котором приведена комплексная характеристика
налогового потенциала. В нем дается оценка
существующей налоговой базы региона,
определяется налоговая составляющая
в целом и по отдельным видам налогов в
динамике, что позволяет разрабатывать
прогноз поступления налогов и сборов
на перспективу, как в условиях действующего
налогового законодательства, так и с
учетом его возможного изменения.
Налоговый паспорт состоит
из 7 разделов, отражающих полный набор
необходимых показателей по важнейшим
позициям расчета налоговой базы, содержащих
общую характеристику региона и показатели
для расчета налоговой базы, показатели
объемов и структуры поступлений налогов
и сборов по отраслям экономики, задолженности
по ним, выпадающих доходов, а также показатели
с характеристикой сети финансово-кредитных
учреждений и выполнения ими своих агентских
функций по перечислению в бюджетную систему
налогов и сборов.
Система показателей, используемых
в каждом разделе Налогового паспорта,
построена с учетом их динамики, что дает
возможность определять тенденции и значимость
отдельных факторов, влияющих на налоговые
характеристики региона, источники или
способы определения каждого показателя
(прямые данные статистической или налоговой
отчетности или расчет). Целесообразность
использования показателей, включенных
в соответствующие разделы Паспорта, уже
в достаточной мере апробирована.
Для наиболее полного учета
масштабов предоставленных налоговых
льгот в Паспорте отдельно представлена
информация о наличии в регионах зон со
специальным налоговым режимом (например,
ЗАТО), в которых используется особый порядок
исчисления и уплаты налогов и сборов.
Серьезной проблемой остается
наличие большого количества предоставляемых
отсрочек, рассрочек и иных форм изменения
сроков уплаты налогов. Остро стоят и вопросы
возмещения из федерального бюджета сумм
входного НДС. Для учета при планировании
связанных с этим бюджетных потерь в Паспорте
предусмотрен специальный раздел «Выпадающие
доходы».
В целях учета выпадающих доходов
имеющие место многочисленные задержки
с выполнением банками и другими кредитными
учреждениями поручений налогоплательщиков
по уплате причитающихся налогов особым
разделом в Налоговом паспорте выделены
показатели, характеризующие количество
таких учреждений.
Анализ и оптимизация выпадающих
доходов позволяют повысить качество
и обоснованность разрабатываемых планов
и прогнозов налоговых поступлений, увеличить
их собираемость и пополнить доходную
часть бюджетной системы. Кроме того, дополнительный
учет всех возможных видов и сумм выпадающих
доходов раскрывает большой объем работы,
проводимой налоговыми органами по мобилизации
налогов и сборов в бюджетную систему.
Для оценки налогового потенциала
региона, налоговой нагрузки на товаропроизводителя
и их учета при планировании налоговых
поступлений Налоговый паспорт содержит
показатели размеров начисленных и фактически
поступивших налогов и сборов, задолженности
по ним, которые выделены самостоятельными
разделами.
Эта информация служит основой
для определения уровня поступления налогов
и налоговой нагрузки относительно валового
регионального продукта (как по начислению,
так и по поступлению).
Наличие такой информационной
базы создает основу для расчета совокупного
дохода регионов, в том числе и по УСН,
их экономического, финансового и налогового
потенциала и соответствующих показателей
по Российской Федерации. Эта информационная
база отражает возможности экономического
роста регионов и соответствующего роста
налоговых поступлений и играет важную
роль в своевременном и обоснованном составлении
бюджетов, а также для определения путей
перераспределения средств между бюджетами
разных уровней в целях выравнивания бюджетной
обеспеченности.
Вместе с тем, использование
Налогового паспорта региона вносит определенность
в систему межбюджетных отношений. Она
становится открытой и прозрачной для
ее участников. Создается динамически
развивающаяся информационно-аналитическая
база для формирования более обоснованной
системы нормативов и правовой базы для
реализации принципов межбюджетных отношений.
Подводя итоги главы можно сделать
выводы о том, что, несмотря на то, что ее
положительные стороны превалируют над
отрицательными, упрощенная система налогообложения
нуждается все же в некоторых усовершенствованиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специальным налоговым режимом
признается особый порядок исчисления
и уплаты налогов и сборов в течение определенного
периода времени, применяемый в случаях,
установленных Налоговым кодексом РФ
и принимаемыми федеральными законами.
При установлении специальных налоговых
режимов элементы налогообложения, а также
налоговые льготы определяются Налоговым
кодексом РФ.
Преимуществом использования
данного налогового режима является ведение
достаточно простого учета без применения
способа двойной записи, утвержденного
планом счетов и действующими положениями
по бухгалтерскому учету. Другое неоспоримое
преимущество – замена нескольких налогов
одним. Для дальнейшей оптимизации системы
упрощенного налогообложения необходимо:
-снижение налогового бремени
– снижение налоговых ставок по УСН;
-унификация критериев отнесения
к субъектам малого предпринимательства
(все малые предприятия, признанные таковыми
в соответствии с законом «О государственной
поддержке малого предпринимательства»
должны иметь право применять упрощенную
систему налогообложения);
-введение добровольного перехода
на систему вмененного налогообложения,
поскольку данная система недостаточно
эффективна в современных российских
условиях;
-формирование полного перечня
затрат, подлежащих вычету при определении
налогооблагаемой базы – совокупного
дохода;
-предоставление возможности
фирмам, применяющим УСН, уплачивать НДС
в рамках упрощенной системы, для чего
вводится специальная часть единого налога
(такая возможность исключительно добровольна
и предполагает возмещение НДС покупателем
продукции малого предприятия).
Реализация этих предложений
принесет следующие результаты:
-Уменьшится налоговое бремя.
Это будет достигнуто, прежде всего, собственно
уменьшением ставок единого налога, которые
по мнению многих экономистов, должны
составлять 5% от валовой выручки и 12% от
совокупного дохода.
-Возрастет стабильность и предсказуемость
налоговой системы. Это связано с отказом
от системы ЕНВД, с легкостью перехода
от одной системы налогообложения к другой.
Предприниматели смогут расширять бизнес,
не опасаясь налоговых санкций.
-Расширяется круг хозяйствующих
субъектов, имеющих право применять упрощенную
систему налогообложения. При этом устраняется
противоречие между законом о государственной
поддержке малого предпринимательства
и законодательством об упрощенной системе
налогообложения, связанное с различным
определением субъектов малого предпринимательства.