Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 07:54, курсовая работа
Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации.
Из цели вытекают следующие задачи:
Реализуют соответствующую цель следующие задачи:
- обозначить основные положения законодательства об акцизах их место в косвенном налогообложении
- исследовать круг субъектов и объектов акцизного налогообложения;
- рассмотреть основные элементы налогообложения акцизами;
- рассмотреть рол акцизов в современной налоговой системе;
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Развитие косвенного налогообложе-ния………………………………………6
1.1 Теоретические основы косвенного налогообложения……………….…….6
1.2 История возникновения акциза………………………………….………….10
1.3 Общая характеристика платежей косвенного налогообложения, роль
акцизов в системе косвенного налогообложения …………………….……….14
2. Основные положения законодательства об акцизах………………………..18
2.1 Экономическая сущность и значение акциза в налоговой систе-ме…...…18
2.2 Элементы налогообложения акцизами………………………………..……22
2.3 Акцизы на подакцизные товары (кроме природного газа), акцизы на
природный газ………………………………………………………..…………..26
3. Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета Рос-сии……...…33
3.1 Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета Рос-сии…….…33
3.2 Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета
Курской облас-ти…………………………………………………………………40
3.3 Роль акцизов в Федеральном бюджете и в бюджете Курской облас-ти.…43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованных источников……………………………………..……
Приведенные в таблице данные показывают, что налог на добавленную стоимость (47,7% от общего объема поступлений федерального бюджета и единый социальный налог, зачисляемый в федеральным бюджет 23,0% общего объема поступлений федерального бюджета), являются основными легочниками, формирующими доходную часть федерального бюджета.
Таблица 5 -Удельный вес ведущих видов налогов, зачисляемых в
федеральный бюджет области в общей сумме поступлений
за 2007-2009 гг.
Тыс. рублей
Показатель |
2007 г. |
2009г. | |
Всего поступлений |
7515758,9 |
8439473,0 | |
Налог на прибыль
|
Сумма |
1202205,2 |
1626415,0 |
% от поступлений |
16,0 |
19,3 | |
ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет
|
Сумма |
150063,2 |
1940570,1 |
% от поступлений |
20,0 |
23,0 | |
Налог на додавленную стоимость
|
Сумма |
3507102,8 |
4026892,2 |
% от поступления |
46,7 |
47,7 | |
Акцизные сборы |
Сумма |
375787,9 |
84394,73 |
% от поступления |
5,0 |
0,9 | |
Остальные виды поступлений, % |
17,3 |
10,0 |
Следующим доходным источником поступлений в федеральный бюджет является налог на прибыль (19,3% от общего объема поступлений). По сравнению с 2007 поступления налога увеличились в 1,4 раза.
Поступления акцизов за 2009 г. (0,9% от объема поступлений) по сравнению с 2007 уменьшились в 5,4 раза. На уменьшение поступлений акцизов повлияло изменение - законодательства - с 1 января 2007 г. Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» установлен новый порядок определения налогоплательщиков акцизов на нефтепродукты, в связи с чем крупнейший плательщик акцизов в 2007-2008 г. ООО «Курскоблнефте-продукт» (98% от общей суммы акцизов на нефтепродукты в области) с 2007 г. не является плательщиком данного вида акцизов.
Доля поступлений неналоговых доходов за 2009г. составила 406 847,7 тыс. руб. или 4,8% от общей суммы поступлений в федеральный бюджет, что по сравнению с 2007 г. больше на 64 531,7 тыс. руб.: или в 1,2 раза.
Погашение задолженности по бюджетным ссудам, бюджетным кредитам и иным возвратным средствам - 2 326,6 тыс. руб. или. 0,03 % от общей суммы поступлений в федеральный бюджет.
Привлечение источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета - 26 526,4 тыс. руб., или 0,3 % от общей суммы поступлений.
Объем доходов областного бюджета прогнозируется в сумме 15,5 млрд. рублей или с ростом на 23,5% к бюджету 2009 года, в том числе налоговых доходов - 14,5 млрд. рублей (рост на 25,6%) и неналоговых доходов - 956,6 млн. рублей (снижение на 2,3%). Основной удельный вес в налоговых и неналоговых доходах составляют: налог на прибыль организаций - 34,1%; налог на доходы физических лиц - 30,5%; налоги на имущество - 14,3%; акцизы - 9,3% (что связано с перераспределением акцизных платежей между федеральным бюджетом и бюджетом Курской области); доходы от оказания платных услуг - 4,9%. Рост налоговых поступлений на 2,9 млрд. рублей прогнозируется за счет улучшения результатов финансовой деятельности организаций, роста объемов производства и фонда оплаты труда. Снижение объемов неналоговых доходов на 22,5 млн. рублей связано с прогнозируемым сокращение дохода от оказания платных услуг и изменением федерального законодательства, связанного с регулированием ответственности по административным правонарушениям
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе 2010 года составили 14,8 млрд. рублей – в 2,3 раза больше, чем в январе 2009 года, что связано с переходом на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).
Таким образом с 2010 года акцизные сборы в бюджете Курской области станут играть более значительную роль чем в 2004-2007гг.
3.3 Роль акцизов в Федеральном бюджете и в бюджете
Курской области
Акциз - это косвенный
налог, взимаемый с
Акцизы имеют древнюю историю, поскольку это самые «легкие» для сбора налоги. По этой причине акцизы опасны, так как желание их повысить приводило к «соляным» и прочим известным народным бунтам. В 2000 г. после повышения на 40% акцизов на водку в 1,5 раза увеличился теневой оборот водки, соответственно снизились доходы бюджета и выросла смертность от отравлений из-за низкого качества поддельной и контрабандной водки.
Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку их относительно легко вводить и следить за уплатой. Введенный в 1992 году, этот налог заменил (вместе с НДС) действовавший ранее налог с оборота, однако в СССР слово «акциз» употреблялось только для характеристики соответствующих налогов капиталистического государства. В 80-е годы налог с оборота по алкогольной продукции составлял более 10% всех бюджетных доходов. В 1992 г. доля всех акцизов в доходах федерального бюджета составляла около 3%.
Распределение акцизов
в 2009 г. между федеральным и
Среди развитых стран широкий спектр подакцизных товаров имеют Дания и Япония. В Индии и Пакистане акцизы являются существенным источником доходов бюджета. В США акцизы называют «налогами на грехи»: они полагаются лишь на товары, так или иначе приносящие вред личности, обществу, природе. Акцизы приносят в бюджет США примерно 4% доходов (72 млрд долларов в 2008 г.). В России акцизы полагаются не только на вредные товары (алкоголь, табак), но и на дорогие товары (ювелирные изделия, автомобили, бензин и моторное масло).
Между оптовой ценой и ставкой акцизов существует прямая зависимость. Например, оптовая цена одной тонны (высокооктанового) бензина составляет 9000 руб., в том числе акциз - 2072 руб. Таким образом, при повышении акцизов на бензин на 70% цена вырастет на 17-18%.
На примере бензина
видна проблема «равномерности»
распределения налоговых
Ставки акцизов являются едиными, но подразделяются на следующие виды: в процентах к стоимости; твердые (специфические) - в рублях за единицу измерения; ставки авансового платежа в форме приобретения марок акцизного сбора.
С 1993 г. из перечня подакцизных товаров исключены икра, шоколад, изделия из фарфора. С 1 февраля 1993 г. введены акцизы на импортные товары. В 1994 г. введены акцизы на бензин, спирт этиловый, покрышки и камеры для шин к легковым автомобилям, ружья охотничьи, яхты и катера (кроме специального назначения).
Рассматривается возможность введения акциза на разницу от повышения тарифов на услуги естественных монополий. Данный акциз повысил бы эффективность энергосбережения и конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей.
Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, уплачивается по месту ее реализации с акцизных складов, за исключением реализации на акцизные склады других организаций.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год» региональные и местные налоги и сборы, и иные платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, зачислялись на счет Управления Федерального казначейства для последующего перечисления в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Учет и распределение доходов между уровнями бюджетной системы на территории Курской области осуществлялся в 2009г. между федеральным, областным бюджетами, бюджетами 28 муниципальных районов, 5 городских округов и 507 бюджетами городских и сельских поселений в соответствии с нормативами отчислений, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Распределения доходов подлежащих к перечислению в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется строго в соответствии с нормативами отчислений установленными бюджетным законодательством Российской Федераций, законодательством Курской области.
Контроль за соблюдением нормативов отчислений поставлен в Управлении- на особый учет и как следствие, на протяжении ряда лет - является отсутствие межбюджетной задолженности при: распределении налогов, сборов и иных платежей между федеральным и консолидированным бюджетом Курской области.
Заключение
Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.
В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин – один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.
Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.
Законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия. Исправление этого невозможно без принятия второй части Налогового Кодекса, что в свою очередь зависит от множества политических факторов. Это позволяет предположить, что в ближайшие год-два в этом направлении ничего в положительную сторону не изменится.
Информация о работе Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета России