Анализ поступления налоговых платежей на примере МО «Анненковское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 14:46, курсовая работа
Описание работы
Оптимально построенная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы. В настоящее время, тема оптимизации налоговой нагрузки на налогоплательщика особенно актуальна, так как играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства - как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.
Содержание работы
Введение 4-5 1. Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория6 1.1 История возникновения местных налогов6-9 1.2 Система местных налогов10-13 2. Виды местных налогов Российской Федерации14 2.1 Налог на имущество физических лиц14-19 2.2 Земельный налог19-23 3. Анализ поступления налоговых платежей на примере МО «Анненковское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области24-31 Заключение 32-34 Список использованных источников35-36
Налог как сложнейшая
экономическая и правовая категория 6
История возникновения
местных налогов 6-9
Система местных
налогов 10-13
Виды местных налогов
Российской Федерации 14
Налог на имущество
физических лиц 14-19
Земельный налог 19-23
Анализ поступления
налоговых платежей на примере МО «Анненковское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области 24-31
Заключение
32-34
Список использованных
источников
35-36
Введение
Оптимально построенная налоговая
система, обеспечивая финансовыми ресурсами
потребности государства, не должна снижать
стимулы налогоплательщика к предпринимательской
деятельности, одновременно обязывая
его к постоянному поиску путей повышения
эффективности хозяйствования. Поэтому
показатель налогового бремени, или налоговой
нагрузки, на налогоплательщика является
достаточно серьёзным измерителем качества
налоговой системы. В настоящее время,
тема оптимизации налоговой нагрузки
на налогоплательщика особенно актуальна,
так как играет особую роль в построении
и совершенствовании налоговой системы
любого государства - как с развитой экономикой,
так и находящегося в переходном периоде.
Конституция России гарантирует
право граждан на местное самоуправление
- решение вопросов местного значения
самостоятельно без вмешательства органов
государственной власти. Органы местного
самоуправления составляют самостоятельный
уровень управления обществом, имеют определенную
структуру, функции, права и обязанности,
а также несут ответственность за их реализацию
перед населением конкретной территории.
Органы государственной власти,
в том числе субъектов Федерации, вправе
осуществлять управленческое воздействие
на муниципальное самоуправление только
посредством издания нормативно-правовых
актов в пределах своей компетенции. Цель
создания и функционирования местного
самоуправления - обеспечение дополнительных
гарантий граждан на внесение своего вклада
в решение вопросов местного значения,
будучи выражением и формой демократии,
местное самоуправление конкретизирует
и расширяет права и свободу граждан.
Решение большого количества
возложенных на нецентральные уровни
управления задач требует от местных органов
иметь источники доходов.
К таким источникам, в первую
очередь относятся местные налоги.
Отсутствие в юридической науке
теоретического фундамента для построения
системы местных налогов и сборов негативно
влияет на качественный уровень принимаемых
нормативных правовых актов, создание
единой базы налогового регулирования
органами государственной власти и местного
самоуправления и реализацию ими на практике
положений законов и подзаконных актов.
Теоретические основы местного обложения
являются наиболее слабо отработанной
областью налогового и финансового права,
поскольку анализ основных положений,
касающихся общих вопросов налогообложения,
осуществляют применительно ко всей системе
налогов и сборов без учета их правовой
природы, особенностей установления и
взимания.
Целью данной курсовой работы
является рассмотрение местных налогов
и сборов.
Задачи курсовой работы:
исследовать историю возникновения
местных налогов;
рассмотреть систему местных
налогов и сборов в РФ;
изучить виды местных налогов
и сборов.
Работа обусловлена своевременной
постановкой проблемы, а также использованием
новых идей и тенденций в области местного
налогообложения. Работа представляет
собой комплексное юридическое исследование
исторических, теоретических и прикладных
аспектов функционирования системы местных
налогов и сборов как финансовой основы
местного самоуправления.
Глава
1. Налог как сложнейшая экономическая
и правовая категория
История
возникновения местных налогов
Местные налоги возникли еще
в Древнем Риме. Чаще всего они носили
целевой характер, обеспечивая финансирование
определенной потребности общины.
История развития местных налогов
в нашей стране берет свое начало в XV в.
Именно тогда в России начинает складываться
двухзвенная бюджетная система унитарного
государства, состоящая из великокняжеской
казны (бюджета государства) и местных
бюджетов, которые соответственно формировались
за счет княжеских (т.е. государственных)
налогов и местных сборов. В 1551 г. Иван
IV провел земскую реформу. В этом же году
Стоглавый собор утвердил "Уставную
земскую грамоту". В стране было введено
земское самоуправление. Власть царских
наместников была упразднена. Вместо них
на местах стали земские старосты, которые
руководили земскими избами, творившими
суды и собиравшими налоги. Налог "посошный
откуп", заменявший взимаемые с населения
наместничьи сборы, начал поступать в
государеву казну, из которой стали выделять
средства на содержание земских изб и
финансирование местных мероприятий.
В дальнейшем система местных налогов
продолжает развиваться.
Так, отдельные упоминания о
них встречаются в исторической литературе,
описывающей быт Московского государства
в XVI в. К примеру, в челобитной, поданной
посадскими людьми воеводе на земского
старосту, указывается, что последний
"во многие сборы деньги. собирал, а
мирские собранные деньги без мирского
совета в расход расписал".
В 1864 г. вышло "Положение о
губернских и уездных земских учреждениях",
в соответствии с которым в России были
созданы органы местного самоуправления
земства. Представительным (распорядительным)
органом земств были земские и уездные
собрания. Членами этих органов были гласные
(депутаты), избираемые по трем куриям
(уездных землевладельцев, городских избирателей
и выборных от сельских общин). Гласные
собирались раз в год на сессию, на которой
рассматривались хозяйственные и финансовые
вопросы деятельности земств, утверждались
сметы доходов и расходов земств и отчет
о деятельности исполнительных органов
земств. Исполнительным органом земств
были губернские уездные управы, избираемые
на три года. Председатели губернских
управ утверждались министром внутренних
дел, а уездных губернаторами. Земства
ведали местными хозяйственными делами,
местными дорогами, организацией школьного
образования и медицинского обслуживания
населения. Земские повинности взимались
независимо от уровня зажиточности плательщика
и предназначались для финансирования
целевых расходов, например, на содержание
школ, больниц, пожарной охраны, полиции
и др.
Другим источником земских
бюджетов были земские сборы, которые
взимались с земель и другого недвижимого
имущества, с промысловых патентов, покупаемых
за право заниматься каким-либо промыслом.
Земские сборы составляли более 60% доходов
земских бюджетов. Крупным источником
земских бюджетов (до 25% общих доходов)
были пособия из государственного бюджета.
До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций
было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.
Исходя из тяжелого экономического положения
в стране было признано необходимым перейти
к строгой централизации в области финансов,
с тем, чтобы обеспечить поступление средств
в бюджет и их эффективное использование.
Важной вехой в истории российского
налогообложения вообще и местного налогообложения
в частности стала налоговая реформа 1930
г., ставшая логическим завершением периода
НЭПа и отражающая экономическую основу
нового этапа развития страны - индустриализации.
В соответствии с генеральной
линией этой реформы множество налогов
как общих, так и местных, были отменены,
и им на смену пришли два основных налога
с государственных социалистических предприятий
- налог с оборота и отчисления от прибыли,
а также один универсальный - государственная
пошлина. Влияние же этой реформы на местные
налоги выразилось в том, что десять налогов
из всего количества существовавших были
включены в налог с оборота, семь - в государственную
пошлину. Остались лишь следующие налоги:
налог с транспортных средств; сбор с ресторанных
счетов; налог со скота в городских поселениях;
сбор с лиц, лишенных права быть сельскими
исполнителями; регистрационный сбор
с владельцев собак; сбор за спуск сточных
вод.
Систему местного налогообложения
в СССР после налоговой реформы составляли
преимущественно те налоги, которые государство
не могло эффективно контролировать из
единого центра. Эти налоги полностью
поступали в местные бюджеты, и полномочия
по их введению или не введению предоставлялись
местным Советам соответствующих территорий.
Общесоюзным законодательством устанавливались
нормы только четырех видов местного обложения
(обложение строений и земельных участков
налогом со строений и земельной рентой,
сбор с грузов, привозимых в города Москву
и Ленинград и вывозимых из них, и с 1932
г. разовый сбор с торговли колхозников
и единоличников). В отношении остальных
местных налогов общесоюзная регламентация
ограничивалась указанием на то, что правительства
союзных республик могли предоставлять
местным Советам право "устанавливать
и взимать другие налоги и сборы с объектов,
не облагаемых общегосударственным и
местными налогами.
Например, дополнительным видом
местного налогообложения в СССР стал
косвенный налог с нетоварных операций,
представлявший собой изъятие части денежных
доходов государственных, кооперативных,
общественных предприятий и организаций
от реализации услуг и нетоварных работ
(услуги транспортных предприятий, парикмахерских,
предприятий стирки и крашения, ремонта
вещей, по изготовлению изделий из материалов
заказчика и т.п.).
Этот налог был введен налоговой
реформой 1930-1932 гг. в дополнение к налогу
с оборота. Он уплачивался с полной налоговой
выручки от нетоварных операций, фактически
полученной в месяц. Ставка дифференцировалась
от 1 до 10 % в зависимости от вида работ
и услуг. Налог зачислялся в доходы местных
бюджетов (с 1.01.1958 г. налог с нетоварных
операций как самостоятельный платеж
отменен).
Впоследствии практика построения
местных бюджетов на основе законодательства
о налоговой реформе обнаружила целый
ряд весьма существенных недочетов и весьма
отрицательных последствий, вытекающих
из того, что новое распределение доходов
было построено на слишком схематическом
подходе к местному бюджету в общих цифрах
по Союзу ССР, без дифференцированного
его анализа.
При значительной неравномерности
экономического развития различных районов
Союза ССР и при концентрации одного из
главных источников доходов - местной
промышленности - в основных промышленных
районах, налоговая реформа привела к
существенным территориальным изменениям
в поступлении доходов: в промышленных
районах она вызвала крупный прилив средств,
в остальных же, наоборот, все основные
местные доходы оказались поглощенными
поступающим в союзный бюджет налогом
с оборота, местные бюджеты в связи с этим
стали дефицитными и вынужденными существовать
за счет дотаций центра.
С проведением налоговой реформы
новое разграничение доходов между государственным
и местными бюджетами резко отделило доходы
местного бюджета от государственных
(кроме отчислений от займов и некоторых
других), местные бюджеты не принимали
участия в извлечении доходов, поступавших
в госбюджет, в связи, с чем местные советы
лишились дополнительного стимула и заинтересованности
в более полном и своевременном поступлении
этих доходов.
На данный момент к местным
налогам относятся земельный налог и налог
на имущество физических лиц.
Система
местных налогов
Местные налоги - это обязательные
платежи физических и юридических лиц,
поступающие в местные бюджеты. Характерными
чертами местных налогов являются их регрессивность
и множественность. Они оказывают регулирующее
воздействие на развитие социальной инфраструктуры.
Платежи по местным налогам
поступают в местные бюджеты. Это городские,
районные (с позиции налогообложения в
понятие "район" не входит район внутри
города), поселковые бюджеты. Общий порядок
установления местных налогов предусмотрен
ст.12 НК РФ. Согласно этой статье перечень
местных налогов определяется НК РФ (ст.15)
и нормативными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления. Местные
налоги вводятся в действие нормативными
правовыми актами представительных органов
местного самоуправления. Эти налоги обязательны
к уплате на территориях соответствующих
муниципальных образований.
При установлении местных налогов
представительные органы местного самоуправления
имеют право определять указанные в НК
РФ элементы налогообложения:
налоговые ставки (в пределах,
предусмотренных НК РФ),
порядок и сроки уплаты налога,
формы отчетности по данному местному
налогу,
а также налоговые льготы и
основания их использования налогоплательщиками.оссийский кодекс
Если представительный орган
местного самоуправления по какой-либо
причине не реализует указанное право,
то применяются предельные ставки и льготы,
закрепленные федеральным законодательством.
Федеративное устройство России
имеет еще одну существенную особенность.
Субъекты РФ - города федерального значения
Москва и Санкт-Петербург - своими законами
вправе устанавливать и вводить в действие
не только региональные, но и местные налоги
(ст.12 НК РФ). В налоговом праве других федеративных
государств аналогов этому положению
нет.
В настоящее время региональные
и местные органы власти не вправе устанавливать
региональные и местные налоги, не предусмотренные
НК РФ. Такое положение сопоставимо с полномочиями
региональных и местных властей развитых
европейских стран, где роль федеральных
органов в налоговом правотворчестве
является ведущей.