Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:44, курсовая работа
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;
Анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
Определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Аналитическая часть________________________________________5
1.1 Понятие налоговых доходов федерального бюджета__________________5
1.2.нормативно-правовая база, регулирующая поступление налоговых платежей в бюджет________________________________________________10
1.3. Анализ состава и структуры налоговых доходов____________________11
1.4. Анализ динамики налоговых доходов_____________________________22
Глава 2. Расчетная часть___________________________________________25
2.1. Анализ структуры налоговых доходов основных видов экономической деятельности и отраслей промышленности____________________________25
Заключение______________________________________________________32
Список использованной литературы_________________________________34
Анализ структуры налоговых доходов позволяет определить динамику действующей налоговой нагрузки в основных видах экономической деятельности и отраслях промышленности.
Необходимо сформулировать и обосновать важнейшее допущение. В России имеет место раздробленность системы управления налоговым процессом. Отдельные виды налоговых платежей планируются, администрируются и контролируются многочисленными министерствами и ведомствами. Так же за анализируемый период имеет место изменение структуры бюджетных доходов. Например, единый социальный налог (ЕСН) (в период его действия), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины) выведены из состава налоговых платежей с 01.01.2006. Поступление доходов от внешнеэкономической деятельности контролирует Федеральная таможенная служба, что затрудняет получение официальной статистической информации о фактических выплатах таможенных пошлин в разрезе основных видов экономической деятельности (на официальном сайте указано, что доступ к данным таможенной статистики внешней торговли России предоставляется федеральным органам власти, иностранным и международным организациям в соответствии с заключенными соглашениями и оформляется письмом на руководителя ФТС. К сожалению, бланк для заполнения к соглашению недоступен). В таблице 1 приведена структура налоговых доходов основных видов экономической деятельности в 2010 г.
В самом исследовании по аналогичной схеме рассчитана структура налоговых доходов основных видов экономической деятельности и отраслей промышленности в 2007 и 2010 гг. (периоды до и после кризиса) по данным официального сайта Федеральной налоговой службы в разрезе следующих налогов: налог на прибыль; НДС; акцизы; налоги и сборы за пользование природными ресурсами; прочие федеральные налоги (налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и государственная пошлина); региональные налоги и сборы (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог); местные налоги и сборы (налог на имущество физических лиц и земельный налог); налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами (система налогообложения для сельскохозяйственных производителей или налогообложение единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН); упрощенная система налогообложения (УСН); единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП)).
Таблица 1
Налог на прибыль |
НДС |
Акцизы |
Налоги и сборы за пользов. природ. ресурсами |
Прочие Федеральные налоги |
Региональные налоги и сборы |
Местные налоги и сборы |
Налоги, предусм. специальными .налог.режимами | |
Всего |
23,05 |
18,00 |
5,74 |
18,40 |
23,55 |
6,47 |
1,71 |
3,07 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
8,28 |
-19,46 |
0,62 |
0,41 |
75,57 |
17,81 |
6,63 |
10,14 |
Рыболовство рыбоводство |
18,81 |
8,91 |
0,00 |
17,82 |
39,60 |
4,95 |
1,98 |
7,92 |
добыча полезных ископаемых |
14,67 |
5,45 |
0,30 |
70,71 |
3,44 |
3,92 |
0,20 |
1,31 |
Обрабатывающие производства |
22,50 |
17,85 |
32,08 |
0,44 |
18,64 |
5,60 |
1,82 |
1,08 |
производство и распределение электроэнергии,газа и воды |
28,47 |
36,98 |
0,00 |
1,52 |
21,34 |
10,38 |
0,86 |
0,45 |
строительство |
18,01 |
44,67 |
0,32 |
3,25 |
24,99 |
4,68 |
0,97 |
3,13 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
34,46 |
23,69 |
0,28 |
0,63 |
25,38 |
4,09 |
1,26 |
10,21 |
транспорт и связь |
30,14 |
31,14 |
0,03 |
0,02 |
25,24 |
10,78 |
0,97 |
1,69 |
прочие |
24,72 |
16,2 |
0,06 |
2,03 |
41,5 |
8,4 |
3,5 |
3,6 |
промышленность, разделы C, D, E |
18,78 |
12,76 |
12,37 |
38,28 |
10,70 |
5,09 |
0,87 |
1,15 |
В самом исследовании по аналогичной схеме рассчитана структура налоговых доходов основных видов экономической деятельности и отраслей промышленности в 2007 и 2010 гг. (периоды до и после кризиса) по данным официального сайта Федеральной налоговой службы в разрезе следующих налогов: налог на прибыль; НДС; акцизы; налоги и сборы за пользование природными ресурсами; прочие федеральные налоги (налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и государственная пошлина); региональные налоги и сборы (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог); местные налоги и сборы (налог на имущество физических лиц и земельный налог); налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами (система налогообложения для сельскохозяйственных производителей или налогообложение единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН); упрощенная система налогообложения (УСН); единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП)).
В 2007 г. основная доля налоговых
платежей по экономике приходилась
на налог на прибыль (31,5%), НДС (20,56%) и
прочие федеральные налоги (18,55%). В 2010
г. указанные налоги также имеют
наибольший удельный вес в структуре
налоговых платежей, но показатели
изменились и составили соответственно
23,05%; 18,00% и 23,55%. За кризисные 2008-2009 гг. сократилась
доля только двух налогов: налога на прибыль
– на 8,05 п.п., НДС –на 2,56 п.п. Удельный
вес других налогов в структуре
увеличился: акцизов – на 1,61 п.п.;
налогов и сборов за пользование
природными ресурсами – на 0,91 п.п.;
прочих федеральных налогов –
на 5,0 п.п.; региональных – на 1,69 п.п.;
местных – на 0,59 п.п.; налогов, предусмотренных
специальными режимами – на 0,8 п.п. Если
в 2007 г. налог на прибыль являлся
основным налогом для обрабатывающих
производств (35,56%), торговли (44,60%), транспорта
и связи (35,90%) и прочих видов деятельности
(32,40%), то в 2010 г. ситуация изменилась: налог
остался главным в структуре
торговли (34,46%) и на транспорте и
связи (30,14%) с существенным снижением
доли. НДС занимает основную часть
в налоговых платежах в секторе
производства и распределения
Наибольший удельный вес налоги и сборы за пользование природными ресурсами в структуре совокупной налоговой нагрузки занимают в секторе добычи полезных ископаемых: 51,36% от совокупной налоговой нагрузки в 2007 г. и 70,71% в 2010 г. Доля прочих федеральных налогов, основную часть которых составляет НДФЛ, в структуре совокупной налоговой нагрузки основных видов экономической деятельности зависит от удельного веса заработной платы в их валовой добавленной стоимости. Региональные налоги связаны с налогообложением транспортных средств, недвижимости и другого имущества.
Следовательно, наибольший
удельный вес налоговых платежей
указанного характера в структуре
совокупной налоговой нагрузки наблюдается
в сельском хозяйстве (12,85% в 2007 г. и 17,81%
в 2010 г.); секторе производства и распределения
электроэнергии, газа и воды (9,07% в 2007
г. и 10,38% в 2010 г.); на транспорте и связи
(9,12% в 2007 г. и 10,78% в 2010 г.); прочих видах
деятельности (7,3% в 2007 г. и 8,4% в 2010 г.). Наибольший
удельный вес местных налогов
в структуре совокупной налоговой
нагрузки сосредоточен в сельском хозяйстве
(5,79% в 2007 г. и 6,63% в 2010 г.) и прочих видах
деятельности (2,2% в 2007 г. и 3,5% в 2010 г.).Налогообложение
в соответствие со специальными налоговыми
режимами имеет наибольшее значение
в тех видах экономических
деятельности, где высок удельный
вес индивидуального
Следует отметить, что изменения в структуре налогообложения промышленности имеют более выраженный характер, чем по экономике в целом. В 2007 г. основная доля налоговых платежей по промышленности приходилась на налоги и сборы за пользование природными ресурсами (32,55%), налог на прибыль (28,44%) и НДС (18,98%). В 2010 г. указанные налоги также имеют наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей, но показатели изменились и составили соответственно 38,44%; 18,73% и 12,72%. За кризисные 2008-2009 гг. сократилась доля только двух налогов: налога на прибыль – на 9,71 п.п., НДС – на 6,26 п.п. Удельный вес других налогов увеличился: акцизов – на 4,62 п.п.; налогов и сборов за пользование природными ресурсами – на 5,89 п.п.; прочих федеральных налогов – на 2,37 п.п.; региональных – на 2,08 п.п.; местных – на 0,25 п.п.; налогов, предусмотренных специальными режимами – на 0,76 п.п. Высокий удельный вес налога на прибыль в структуре совокупной налоговой нагрузки металлургического производства, химической и нефтехимической промышленности во многом обусловлен возвратом НДС. Наибольшую долю в структуре налоговых платежей налог на прибыль имел в 2007 г. с существенным снижением в 2010 г. в отрасли добычи металлических руд и прочих полезных ископаемых (50,32% в 2007 г. и 46,31% в 2010 г.); деревообрабатывающей промышленности (36,26% в 2007 г. и 26,52% в 2010 г.) и промышленности строительных материалов (35,71% в 2007 г. и 18,80% в 2010 г.). НДС занимает основную часть в налоговых платежах в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды; машиностроении и металлообработке; промышленности строительных материалов и легкой промышленности.
За анализируемый период
только в первой из указанных отраслей
произошло снижение доли НДС в
совокупной налоговой нагрузке, в
остальных – рост: 43,00% в 2007 г. и 36,98%
в 2010 г.; 41,18% в 2007 г. и 45,33% в 2010 г.; 41,01% в 2007
г. и 41,43% в 2010 г.; 35,56% в 2007 г. и 37,99% в 2010 г.
Отрицательное значение налога в
металлургическом производстве, химической
и нефтехимической
Акцизы сосредоточены
в нефтеперерабатывающей
Удельный вес местных налогов в структуре совокупной налоговой нагрузки промышленности незначителен. Налогообложение в соответствие со специальными налоговыми режимами имеет наибольшее значение в тех отраслях промышленности, где высок удельный вес индивидуального предпринимательства: в деревообрабатывающей промышленности (4,74% в 2007 г. и 5,7% в 2010 г.), в легкой промышленности (5,93% в 2007 г. и 7,26% в 2010 г.).
Заключение
Рассмотрев и проанализировав поступление налоговых доходов в федеральный бюджет можно следующие основные выводы.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
К налоговым доходам относятся
предусмотренные налоговым
Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса.
Значительное место в системе налоговых доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование природными ресурсами.
В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.
Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.
Весьма серьезной проблемой является количество действующих в стране налогов. Сегодня на территории РФ также предусмотрена трехуровневая система распределения налогов:
1) федеральные налоги и сборы;
Налоги и сборы субъектов федерации;
Местные налоги и сборы.
В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.
Необходимость сохранения объема доходов
бюджетной системы в
Укрепление доходной базы государства
достигается во всем мире в форме
широкомасштабных или частичных
налоговых реформ, путем отмены старых
и введения новых налогов, изменения
налоговой базы, изменения соотношения
разных видов налогов, манипуляцией
с прогрессивным и
Одной из главных задач в сфере реформирования налоговой системы является совершенствование налогового законодательства, обеспечение ее стабильности, повышение ее прозрачности и справедливости.
Список использованной литературы
1. Конституция российской
2. Бюджетный кодекс российской федерации от 31.07.1998 г. № 145-фз (по состоянию на 25 апреля 2007г.)
3. Налоговый кодекс рф часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-фз.
4. Налоговый кодекс рф часть вторая от 5.08.2000 г. N 117-фз (ред. От 17.05.2007 г.)
5. Федеральный закон российской федерации от 19 декабря 2006 г. № 238-фз «о федеральном бюджете на 2007 год».
Информация о работе Анализ состава и структуры налоговых доходов