Частные теории налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:25, реферат

Описание работы

Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

Файлы: 1 файл

Реферат Ереметовой Дианы на тему Частные теории нлогов.docx

— 55.89 Кб (Скачать файл)

Пессимистическая теория переложения была создана защитником интересов неимущих классов П. Прудоном. Он считал, что все налоги перекладываются на потребителя. Поскольку основная масса потребителей – бедняки, то налоги обременяют главным образом бедных и потому являются несправедливыми. Прудон не верил в положительное влияние государственных расходов на производительность труда, поэтому все налоги, по его мнению, приносят беднейшим классам лишь вред. Конечно, такая теория имеет абсолютный и поверхностный характер.

Основные положения современной  теории переложения разработаны  в конце ХІХ в. Было определено, что вопрос о перекладывании – это, в основном, вопрос о цене: в какой мере повысятся цены на капитал, работу, предметы потребления в связи с введением налога. Одну из первых целостных теорий переложения разработал американский ученый Э. Селигман, который удачно объединил выводы всех теорий, которые существовали на начало ХХ в. Были разработаны виды (вперед, назад); размеры (полное, частичное); условия; особенности налогов с точки зрения переложения.

Условия переложения зависят  от многих факторов. Если налогоплательщик является монополистом, то перенести налог ему значительно сложнее, чем в условиях свободной конкуренции. Монополист и так устанавливает максимальные цены безотносительно к размерам налогов. При попытке перенести налог монополист встречается с риском уменьшения спроса. Поэтому ему приходится принимать налог на свой счет, что даже и за минусом налога приносит ему значительные прибыли. В условиях свободной конкуренции цены приближаются к расходам производства, налог может войти в сумму этих расходов и легче быть перенесенным на потребителя.

Вторым условием можно  назвать эластичность спроса. При  эластичном спросе перевести налог (т.е. повысить цену на размер налога) очень  тяжело, а при неэластичном –  значительно легче. Если спрос на известный продукт легко может  быть заменен спросом на другой продукт, то потребитель уклоняется от переложения. Поэтому легко перекладываются налоги на предметы первой необходимости, и тяжело – на предметы умеренной роскоши, при повышении цен на которые потребитель сокращает спрос. Легко перекладываются также налоги на предметы роскоши, так как очень зажиточные лица не откажутся, несмотря на налог, от их потребления.

Третий фактор – это  мобильность налогооблагаемого  предмета. Чем большей мобильностью (подвижностью) отличается налогооблагаемый предмет, тем легче налог может  быть переложен, и наоборот. Например, владельцу недвижимого имущества сложнее перенести налог, чем владельцу движимого имущества, особенно денежных ценностей.

Еще одним фактором, который  влияет на переложение, является тяжесть  налогообложения. Невысокие налоги почти не перекладываются, ведь плательщик их легко воспринимает и отказывается от работы и риска переложения. Однако чем тяжелее налог, тем больше стимулов к его переложению.

Переложение налога зависит  также от того, является ли налог  общим или выборочным. Если налог  облагает все виды объектов равномерно, то перенести его легче. Если же налог выборочный, т.е. облагает налогами лишь отдельные виды объектов, например, определенные виды имущества, то перенести его сложнее, поскольку рост цены на сумму налога может привести к переходу на потребление альтернативных товаров.

Кроме этого, наука установила, что легко перекладываются косвенные  налоги. Однако степень этого переложения (полностью или частично), его  условия, установить довольно тяжело и  сейчас. Известно лишь, что универсальные косвенные налоги (на все товары) перекладываются довольно легко, вместе с тем акцизы, которыми облагаются налогами лишь отдельные виды товаров, дают возможность обратиться к другим, альтернативным услугам, что усложняет процесс переложения.

Считается, что подоходный налог не перекладывается потому, что он точно учитывает все  доходы отдельного лица. То есть, если лицо перенесет налог на другое лицо, то доход возрастет, что будет  учтено при следующем взимании налога. Однако здесь бывают исключения. Определенные лица, которые контролируют цены на свои услуги (врачи, адвокаты и др.), могут увеличивать эти цены, чтобы компенсировать расходы на налог.

Таким образом, переложение  налогов зависит от двух основных факторов: характеристики предмета налогообложения (эластичность спроса и предложения, степень мобильности, условия конкуренции или монополии), а также характеристики самого налога. Налоговую систему необходимо строить таким образом, чтобы процессом переложения можно было бы руководить и при этом не нарушались принципы налогообложения. По степени компетентности государства в вопросах переложения можно выделить два его типа: предусмотренное государством и непредвиденное государством.

В настоящее время на практике применяются в большей или  меньшей степени все основные концепции общих и частных  теорий налогообложения во взаимодействии.

 

 

Список использованных источников:

1 Налоговешание / [электронный ресурс] / Режим доступа: http://taxman.org.ua/news.php?id=168

2 Финансовая биржа РФ / [электронный ресурс] / Режим доступа: http://xn----7sbabed5akf8bbm5ah4b2n.xn--p1ai/


Информация о работе Частные теории налогов