Единая система оплаты труда работников бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:59, реферат

Описание работы

Как мы уже говорили выше, вознаграждение за труд работнику устанавливается в зависимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Дифференциация заработной платы по этим показателям обеспечивается, как правило, на основе тарифной системы оплаты труда.

Файлы: 1 файл

Единая система оплаты труда работников бюджета.docx

— 28.00 Кб (Скачать файл)

При этом под  профессиональными квалификационными  группами понимаются группы профессий  рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей  профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих  и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам должны утверждаться Министерством здравоохранения  и социального развития РФ.

Как предполагается, все профессии и должности будут разделены на пять укрупненных квалификационных групп в зависимости от квалификации. Первая группа: профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования. Вторая группа: профессии рабочих и должности служащих, требующие наличия начального или среднего профессионального образования, а также руководители структурных подразделений, требующие наличия начального профобразования. Третья: должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования по квалификации "бакалавр", и должности руководителей структурных подразделений, требующие наличия среднего профобразования. Четвертая группа: должности служащих, требующие наличия высшего профобразования по квалификации "дипломированный специалист" или квалификации "магистр", а также руководители структурных подразделений с высшим профессиональным образованием. Пятая группа: уникальные работники, а также работники, для которых требуется наличие научной степени или научного звания.

Укрупненные квалификационные группы подразделяются на профессиональные квалификационные группы. Это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований квалификации к уровню профессионального  образования и профессиональной подготовки. К примеру, будут созданы  профессионально-квалификационные группы работников здравоохранения, педагогических работников, работников культуры, гражданского персонала практически по каждой отрасли. Затем профессии и должности, отнесенные к профессионально-квалификационной группе, в зависимости от сложности  будут подразделяться по квалификационным уровням. Чем выше сложность, тем  более высокий квалификационный уровень. Это определяется подготовкой, необходимой для работы по профессии  или должности с учетом наличия  сертификатов, квалификационной категории, стажа и так далее.

Для каждого  квалификационного уровня будет  установлен диапазон окладов, и в  пределах этих диапазонов по квалификационным уровням будут устанавливаться  оклады тарифной ставки в учреждениях. Установление окладов отнесено к  компетенции руководителя учреждения.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые  ставки заработной платы, установленные  Правительством РФ, обеспечиваются:

- федеральными  государственными учреждениями - за  счет средств федерального бюджета;

- государственными  учреждениями субъектов РФ - за  счет средств бюджетов субъектов  РФ;

- муниципальными  учреждениями - за счет средств  местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных  и муниципальных учреждений устанавливаются  с учетом Единого тарифно-квалификационного  справочника работ и профессий  рабочих, единого Квалификационного  справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также  с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений  профсоюзов) и объединений работодателей.

Оплата труда  некоторых категорий работников бюджетной сферы осуществляется на основе специальных нормативно-правовых актов. Так, например, оплата труда работников высших учебных заведений регулируется Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений  устанавливаются надбавки к должностным  окладам (ставкам) в размере:

1) сорок процентов  за должность доцента;

2) шестьдесят  процентов за должность профессора;

3) 900 руб. за  ученую степень кандидата наук;

4) 1500 руб. за  ученую степень доктора наук.

В качестве примера  можно рассчитать заработную плату  преподавателя вуза. Допустим, на работу в государственный вуз принят кандидат юридических наук на должность  доцента. При поступлении на работу ему установлена оплата по 15-му разряду  ЕТС. В таком случае его заработная плата может быть рассчитана по формуле:

ЗП = МРОТ x МТК + НДД + НКН,

Где ЗП - заработная плата;

МТК - межразрядный тарифный коэффициент;

МРОТ - минимальный  размер оплаты труда;

НДД - надбавка за должность доцента;

НКН - надбавка за ученую степень кандидата наук.

Таким образом, зарплата доцента вуза составит: 1100 x 3,036 + 1100 x 3,036 x 0,4 + 900 = 3339,6 + 1335,84 + 900 = 5575,44 руб.

Оплата труда  государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом  от 27 июля 2004 г. "О государственной  гражданской службе Российской Федерации". Данный Закон закрепляет две возможные  схемы оплаты труда гражданских  служащих. Первая - традиционная - основывается на занимаемой гражданским служащим должности, присвоенном ему классном чине, а также праве служащего  на дополнительные выплаты в зависимости  от стажа, сложности работы и т. п. Вторая - предусматривает оплату труда  гражданских служащих в зависимости  от эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные ч. 1 - 13 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (то есть не выплачиваются должностной оклад и оклад за классный чин, различные надбавки, районные коэффициенты и пр.). В то же время для данной категории гражданских служащих сохраняются все гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные иными статьями Закона.

По традиционной схеме денежное содержание гражданского служащего состоит из трех основных частей:

- должностного  оклада;

- оклада за  классный чин;

- дополнительных  выплат.

1. Должностной  оклад является главным элементом  денежного содержания любого  служащего. Он представляет собой  вознаграждение за профессиональную  квалификацию служащего. Размеры  должностных окладов и окладов  за классный чин для всех  федеральных гражданских служащих должны быть установлены указом Президента РФ о денежном содержании федеральных государственных служащих, принятым по представлению Правительства РФ.

На уровне субъектов  РФ размеры должностных окладов  гражданских служащих субъектов  РФ устанавливаются нормативными актами субъектов различного уровня. При  этом используются различные подходы. Так, должностные оклады могут быть установлены в твердой денежной сумме (Пензенская область); в сумме, кратной какому-либо базовому показателю (Смоленская область, г. Санкт-Петербург); в сумме, кратной минимальному (Омская область) или максимальному (Читинская область) должностному окладу государственного служащего.

2. Что касается  окладов за классный чин, то  анализ законодательства субъектов  Российской Федерации показывает, что на практике обычно используется  один из следующих подходов  к определению этого оклада:

Установление  размера оклада за классный чин в  твердой денежной сумме (Ханты-Мансийский АО, Пензенская и Тамбовская области);

Установление  размера оклада за классный чин пропорционально  к должностному окладу (Омская, Смоленская, Сахалинская области);

Установление  размера оклада за классный чин пропорционально  к окладу по иной должности (Московская область);

Установление  размера оклада за классный чин пропорционально  к иной сумме (Орловская область, г. Санкт-Петербург).

При наличии  у государственного служащего квалификационного  разряда и классного чина (дипломатического ранга) ему производится выплата  только одной ежемесячной надбавки к должностному окладу, установленной  для федеральных государственных  служащих государственного органа, в  котором он проходит службу.

Должностной оклад  и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного  содержания гражданского служащего. Оклад  месячного денежного содержания составляет минимальную сумму, которую  будет получать за свою службу любой  гражданский служащий, которому присвоен классный чин.

3. Дополнительные  выплаты зависят от наличия  у служащего определенной выслуги  лет, сложности выполняемой им  работы, успешности выполнения служащим  поставленных перед ним задач  и т. д.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу  лет на гражданской службе. Она  установлена федеральным законодательством  для всех без исключения гражданских  служащих в размерах:

При стаже гражданской  службы в процентах:

От 1 года до 5 лет - 10;

От 5 до 10 лет - 15;

От 10 до 15 лет - 20;

Свыше 15 лет - 30.

В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу  лет, помимо собственно периода работы на государственной службе включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов для федеральных государственных  служащих установлен Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной  службы федеральных государственных  служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет", для служащих субъектов РФ - нормативными актами субъектов РФ.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия  гражданской службы. Максимальный размер этой надбавки не может превышать 200% должностного оклада. Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия  гражданской службы определяется представителем нанимателя.

В настоящее  время Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных  государственных гражданских служащих" дифференцирует размер ежемесячной  надбавки за особые условия государственной  службы, определяя, что она может  устанавливаться:

А) по высшей группе должностей гражданской службы - от 150 до 200 процентов должностного оклада;

Б) по главной  группе должностей гражданской службы - от 120 до 150 процентов должностного оклада;

В) по ведущей  группе должностей гражданской службы - от 90 до 120 процентов должностного оклада;

Г) по старшей  группе должностей гражданской службы - от 60 до 90 процентов должностного оклада;

Д) по младшей  группе должностей гражданской службы - до 60 процентов должностного оклада.

В субъектах  РФ используются различные подходы  к установлению надбавки за особые условия государственной службы. Так, в некоторых субъектах также  устанавливаются различные размеры  надбавок в зависимости от группы должностей гражданской службы (Ульяновская  область, Еврейская АО, Ханты-Мансийский АО); в других - единые для всех групп  должностей (Смоленская и Воронежская  области).

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими  государственную тайну. Размеры  и порядок выплаты государственным  служащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную  тайну, определены Постановлением Правительства  РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных  подразделений по защите государственной  тайны". В соответствии с этим Постановлением должностным лицам, допущенным к государственной тайне  на постоянной основе, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах:

- за работу  со сведениями, имеющими степень  секретности "особой важности", составляет 50 - 75 процентов;

- за работу  со сведениями, имеющими степень  секретности "совершенно секретно", - 30 - 50 процентов;

Информация о работе Единая система оплаты труда работников бюджета