Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 04:24, дипломная работа
Учитывая вышесказанное, целью дипломной работы является выявление проблемных областей в налогообложении субъектов малого предпринимательства в рамках специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и разработка предложений по их ликвидации.
Для достижения сформулированной цели потребовалось решение следующих задач:
1. провести ретроспективный анализ формирования института «единого налога на вмененный доход» (далее - ЕНВД);
2. выделить особенности исчисления единого налога на вмененный доход;
3. проанализировать отличия в применении специального режима ЕНВД в 2008 году по сравнению с предыдущими годами
Введение 4
1. Единый налог на вмененный доход как элемент отечественной налоговой системы 7
1.1. История реформирования единого налога на вмененный доход 7
1.2. Особенности исчисления единого налога на вмененный доход 155
2. Практика применения и составления отчетности по ЕНВД 323
2.1. Практика применения специального режима ЕНВД в 2009 году: сравнительный анализ 32
2.2. Порядок заполнения налоговой отчетности на примере ООО «Айсберг» 37
3. Методы оптимизации применения специального режима в виде ЕНВД 50
3.1. Основные ошибки при исчислении ЕНВД 50
3.2. Способы оптимизации ЕНВД в соответствии с действующим законодательством 55
Заключение 63
Литература 65
Приложение 70
Федеральное агентство по образованию
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
Допустить к защите
Зав. Кафедрой________________
«__»__________2009 г.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа:
«Единый налог на вмененный доход:
проблемы
применения и ошибки исчисления»
Студентка: ХХХХХХХХХХХХХХ
Руководитель: ХХХХХХХХХХХХХХ
Санкт-Петербург 2009
Федеральное агентство по образованию
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Факультет экономики и управления
Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством
ТЕМА ВЫПУСКНОЙ
«Единый налог на вмененный доход: проблемы применения и ошибки исчисления»
(Тема утверждена приказом по академии №___ от ____2009 г.)
Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
Зав.кафедрой
Руководитель проекта
Консультанты________________
Рецензенты__________________
Работа начата__________
дипломник допущен к защите
Декан факультета______________
Зав. кафедрой_________________
«__»________2009 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ
Председатель ГАК______________
Учёный секретарь______________
Содержание
Введение
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлено значимостью мелкого и среднего бизнеса для отечественной экономики. Субъекты малого предпринимательства в экономически устойчивых и развитых странах являются основными производителями ВВП, они так же формируют преобладающую долю налоговых доходов бюджетов. Поэтому в этих странах проводится целенаправленная политика по поддержание небольших организаций и расширения сфер их деятельности.
В Российской Федерации государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства направлена на решение широкого перечня задач, начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса и заканчивая оказанием содействия в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением их объема и доли, уплачиваемых субъектами малого и среднего предпринимательства налогов.
В целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:
- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, а также налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
- представление субъектами
малого и среднего
- льготный порядок
расчетов за приватизированное
- формы участия субъектов
малого и среднего
- обеспечение прав и законных интересов субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- иные направленные на достижение целей закона меры.
Вопросы налогообложения являются наиболее сложными для субъектов малого бизнеса. Нарушение правил исчисления и уплаты налогов и сборов влечет за собой дестабилизацию в финансово-хозяйственной деятельности, а часто и ее прекращение. Указанные нарушения не всегда связаны с умышленным сокрытием или уменьшением налогооблагаемой базы. Часто предприниматель в виду небольших объемов деятельности не имеет возможности отслеживать изменения и дополнения, принимаемые отечественным законодателем. В этой связи одна из задач исполнительных органов государственной власти состоит в ведении разъяснительной работы среди предпринимателей для минимизации неблагоприятных воздействий на их деятельность вызванных нарушением налогового законодательства.
Учитывая вышесказанное, целью дипломной работы является выявление проблемных областей в налогообложении субъектов малого предпринимательства в рамках специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и разработка предложений по их ликвидации.
Для достижения сформулированной цели потребовалось решение следующих задач:
1. провести ретроспективный анализ формирования института «единого налога на вмененный доход» (далее - ЕНВД);
2. выделить особенности исчисления единого налога на вмененный доход;
3. проанализировать отличия в применении специального режима ЕНВД в 2008 году по сравнению с предыдущими годами;
4. рассмотреть порядок формирования отчетности ЕНВД
5. определить основные ошибки, допускаемые субъектами малого предпринимательства при исчислении ЕНВД;
6. предложить способы оптимизации ЕНВД, не нарушающие действующее налоговое законодательство.
Объектом дипломной работы является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Айсберг».
Предмет исследования составляют налоговые отношения ООО «Айсберг» с государственными органами власти, возникающие в процессе исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход.
Эмпирической базой для дипломной работы явились фактические данные деятельности ООО «Айсберг» за 1-3 кв. 2008 г., а так же нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере регулирования обложения субъектов малого предпринимательства единым налогом на вмененный доход.
Полученные результаты применимы в практической деятельности хозяйствующих субъектов и структурных подразделений органов внутренних дел.
Работа состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключении, списка литературы.
налоговой системы
1.1 История реформирования единого налога на вмененный доход.
В конце прошлого века Россия находилась в тяжелом экономическом и финансовом кризисе. Одна из главных причин этого - состояние федерального бюджета. Государство в тот момент было не в состоянии расплачиваться по своим обязательствам по выплате заработной платы, пенсий, прочим долгам и т.д. В обеспечение сбалансированного бюджета, когда расходы государства соответствовали бы его доходам, состояла главная цель антикризисной программы, разработанной Правительством РФ. Сбалансировать бюджет можно двумя способами: либо через повышение доходов, либо через сокращение расходов, что включало бы кроме всего прочего и сокращение заработной платы работникам бюджетных организаций, сокращение пенсий и другие непопулярные меры. Этот путь мог привести к социальному взрыву. Поэтому правительство приняло решение не только сократить, насколько это возможно, расходы бюджета, но и повысить его доходы путем введения новых налоговых платежей и ужесточения мер по повышению собираемости налогов. Одним из самых существенных изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации в связи с осуществлением антикризисной программы стало введение в систему налогов РФ единого налога на вмененный доход и налога с продаж. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"1 (далее - Закон N 148-ФЗ), который определил порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход.
Прежде всего, следует отметить, что этот закон носил рамочный характер, то есть определял основные принципы налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности.
В соответствии со ст.1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход устанавливался и вводился в действие нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и был обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Федеральным законом определен перечень видов деятельности, доходы от которых будут облагаться единым налогом с вмененного дохода, но конкретные виды деятельности определялись законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации самостоятельно. Кроме того, этим органам предоставлялось право устанавливать размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога. Ставка единого налога составляла 20% от вмененного дохода и изменению законодательными органами субъектов РФ не подлежала. Следует заметить, что Федеральным законом от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" ставка по ЕНВД была сокращена до 15 %.2
Единый налог относился к числу региональных налогов, суммы платежей по которым зачислялись в бюджеты субъектов Российской Федерации. Также необходимо указать, что поступления от введения данного налога предполагалось использовать по целевым назначениям на дополнительное финансирование образовательных учреждений (подп. "е" п. 1 cт. 20 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; далее Закон об основах налоговой системы).
Налоговым кодексом РФ (часть первая), вступившим в силу с 1 января 1999 г., единый налог не предусмотрен. Однако перечень региональных налогов и сборов, вводился в действие cо дня введения в действие части второй Налогового кодекса РФ. Следует отметить, что Закон N 148-ФЗ относился к числу нормативных актов, регулирующих применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Однако плательщиками единого налога являлись не только индивидуальные предприниматели и малые предприятия, но и средние предприятия, так как в нем не была ограничена численность работающих в организациях, занимающихся оказанием бытовых, парикмахерских, медицинских, косметологических, ветеринарных и зооуслуг населению.
Введение в действие Закона N 148-ФЗ не отменило действующие тогда Федеральные законы от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Указанные законы применялись в части, не противоречащей Закону N 148-ФЗ. Закон о едином налоге с вмененного дохода по своей сути явился логическим продолжением Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Уплата единого налога освободила соответствующие предприятия и организации, а также индивидуальных предпринимателей от обязанности вносить платежи в государственные внебюджетные фонды и уплачивать налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона об основах налоговой системы, за исключением налогов и сборов, указанных в ст. 1 Закона N 148-ФЗ. Следует отметить, что у работодателей сохранилась обязанность вносить платежи во внебюджетные фонды за своих работников.
Сумма уплаченного единого налога распределялась между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также предназначена для финансирования Пенсионного фонда РФ, Фонда медицинского страхования, Фонда социального страхования и Фонда занятости.
Если до принятия Закона N 148-ФЗ, предприятия малого бизнеса и индивидуальные предприниматели могли выбирать для себя более выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности, обеспечивающие большую эффективность - по обычной системе либо по патенту, то с вступлению в силу правового акта хозяйствующие субъекты, находящиеся в сфере действия Закон N 148-ФЗ, а были обязаны перейти на уплату единого налога на вмененный доход.
Плательщиками единого налога с вмененного дохода согласно ст. 3 Закона N 148-ФЗ, являлись юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, определенных указанной статьей:
а) юридические лица (организации), занимающиеся оказанием бытовых услуг населению (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий, ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов), оказанием парикмахерских услуг, а также занятые в сфере общественного питания (с численностью до 50 человек), розничной торговли (с численностью до 30 человек), розничной торговли горюче-смазочными материалами, оказания услуг по предоставлению автостоянок и гаражей.
Информация о работе Единый налог на вмененный доход: проблемы применения и ошибки исчисления