Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 04:24, дипломная работа
Учитывая вышесказанное, целью дипломной работы является выявление проблемных областей в налогообложении субъектов малого предпринимательства в рамках специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и разработка предложений по их ликвидации.
Для достижения сформулированной цели потребовалось решение следующих задач:
1. провести ретроспективный анализ формирования института «единого налога на вмененный доход» (далее - ЕНВД);
2. выделить особенности исчисления единого налога на вмененный доход;
3. проанализировать отличия в применении специального режима ЕНВД в 2008 году по сравнению с предыдущими годами
Введение 4
1. Единый налог на вмененный доход как элемент отечественной налоговой системы 7
1.1. История реформирования единого налога на вмененный доход 7
1.2. Особенности исчисления единого налога на вмененный доход 155
2. Практика применения и составления отчетности по ЕНВД 323
2.1. Практика применения специального режима ЕНВД в 2009 году: сравнительный анализ 32
2.2. Порядок заполнения налоговой отчетности на примере ООО «Айсберг» 37
3. Методы оптимизации применения специального режима в виде ЕНВД 50
3.1. Основные ошибки при исчислении ЕНВД 50
3.2. Способы оптимизации ЕНВД в соответствии с действующим законодательством 55
Заключение 63
Литература 65
Приложение 70
Во-вторых, нормативными правовыми актами о введении единого налога определяются только следующие два положения:
- виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах установленного гл. 26.3 Налогового кодекса РФ перечня;
- значения корректирующего коэффициента К2 или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.
В случае установления в нормативных правовых актах о введении единого налога иных положений данные положения применяться не должны.
Другой распространенной ошибкой региональных законодателей является ограничение прав субъектов на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
В-третьих, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания услуг по
ремонту, техническому
4) оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
5) оказания автотранспортных
услуг по перевозке пассажиров
и грузов, осуществляемых организациями
и индивидуальными
6) розничной торговли,
осуществляемой через магазины
и павильоны с площадью
7) розничной торговли,
осуществляемой через киоски, палатки,
лотки и другие объекты
8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;
9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
10) распространения и
(или) размещения наружной
11) распространения и
(или) размещения рекламы на
автобусах любых типов,
12) оказания услуг по
временному размещению и
13) оказания услуг по
передаче во временное
В-четвертых, нормативный правовой акт о введении ЕНВД, помимо представительных (законодательных) органов городов федерального значения, вправе принимать представительные органы только таких муниципальных образований, как муниципальный район и городской округ. Представительные органы иных муниципальных образований, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4 - таких как городское или сельское поселение либо внутригородская территория города федерального значения - не обладают полномочиями по введению на территории своего муниципального образования единого налога на вмененный доход.
Таким образом, представительный орган городского или сельского поселения, входящего в состав муниципального района, равно как и внутригородской территории города федерального значения, не вправе, например, определять значение коэффициента К2.
Причем полномочия по
определению видов
Необходимо учитывать, что до 1 января 2006 года на территории каждого субъекта Российской Федерации единый налог на вмененный доход вводился законом субъекта Российской Федерации. С 1 января 2006 года правомочие по введению вмененного режима налогообложения практически по всей территории страны передано представительным органам муниципальных районов и городских округов (за исключением городов федерального значения).
В связи с этим в целях обеспечения прав налогоплательщиков ст. 7 Федерального закон от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ5 предусмотрено, что в случае, если представительные органы муниципальных районов и городских округов до 1 января 2006 года не примут нормативный правовой акт о введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на соответствующей территории, до 1 января 2007 года применялись положения закона субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок введения в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории данного субъекта Российской Федерации, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится указанный налог, и значения коэффициента К2.
2. Применение системы
налогообложения в виде
Это означает, что если какой-либо субъект признается налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, то он обязан вне зависимости от своего желания (или от желания налогового органа) применять данную систему налогообложения.
В случае если какой-либо субъект не является налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, то он не имеет права на применение указанной системы налогообложения.
3. Уплата единого налога
на вмененный доход по
Все иные налоги и сборы по этим видам деятельности уплачиваются в общеустановленном порядке. В отношении иных видов деятельности применяется обычный режим налогообложения.
В отношении организаций и индивидуальных предпринимателей данное правило состоит в следующем.
В отношении организаций уплата единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость по внутренним операциям (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество предприятий (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Налог на прибыль организаций взимается в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ.
Налог на добавленную
стоимость с организаций
- при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ;
- при передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету
- при выполнении строительно-
Организации - плательщики единого налога, являются налогоплательщиками НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Налог на имущество организаций взимается в соответствии с гл. 30 Налогового кодекса РФ и законами субъектов РФ.
Единый социальный налог с организаций взимается в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ.
В отношении индивидуальных предпринимателей уплата единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость по внутренним операциям (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога с полученных доходов и сумм, выплачиваемых своим работникам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом.
Налог на доходы физических лиц взимается в соответствии с гл. 23 Налогового кодекса РФ.
При этом необходимо учитывать, что уплата единого налога по вмененному доходу освобождает от уплаты налога на доходы физических лиц только в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой этим единым налогом.
Налог на добавленную стоимость с индивидуальных предпринимателей взимается в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса РФ. В отношении данного налога применение системы вмененного налогообложения освобождает от уплаты НДС при совершении следующих операций:
- при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ;
- при передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету
- при выполнении строительно-
Индивидуальные предприниматели - налогоплательщики единого налога являются плательщиками НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Налог на имущество, используемое
для осуществления предпринимат
Единый социальный налог с индивидуальных предпринимателей взимается в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ. При этом необходимо учитывать, что индивидуальные предприниматели могут выступать в качестве двух самостоятельных категорий налогоплательщиков единого социального налога. При переходе на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты единого социального налога, как в отношении своих доходов, так и в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, в связи ведение деятельности, облагаемой единым налогом.
Особый случай возникает в отношении налога на добавленную стоимость. Согласно п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются.
Исходя из анализа указанной нормы, следует, что если организация или индивидуальный предприниматель, перешедшие на уплату единого налога по вмененному доходу, выставит своему покупателю счет-фактуру с указанием НДС по виду деятельности, облагаемому единым налогом, то он(а) будет обязан(а) уплатить указанную сумму НДС в бюджет.
В данном случае организации или индивидуальные предприниматели по своему статусу не являются ни налогоплательщиками, ни налоговыми агентами по НДС. Вместе с тем, в силу прямого указания в Налоговом кодексе РФ, данные субъекты обязаны уплачивать в бюджет сумму незаконно взысканного со своих покупателей налога.
Информация о работе Единый налог на вмененный доход: проблемы применения и ошибки исчисления