Федеральные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение возникновения и развития НДС, определение его экономической роли в системе налогообложения, особенности его исчисления и применения. Задачей данной курсовой работы является определение регулирующей роли НДС, а так же проблем и перспектив развития НДС в России. Объектом курсовой работы является налог на добавленную стоимость.

Содержание работы

Введение 6
1. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость. 9
1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость. 9
1.2.Основные элементы налога на добавленную стоимость. 12
2. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Его регулирующая роль
2.1 Оценка нового механизма исчисления НДС. 22
2.2 Регулирующая роль НДС. 25
3.Совершенствование и проблемы развития НДС. 29
3.1 Проблемы и перспективы развития НДС в России. 29
3.2 Изменения в декларации по НДС в 2010 г. 35
Заключение. 38
Список использованных источников 40

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСОВИК ПО НДС.docx

— 69.40 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 6

1. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость. 9

1.1 История  возникновения и развития налога  на добавленную стоимость. 9

1.2.Основные  элементы налога на добавленную  стоимость. 12

2. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Его регулирующая роль

2.1 Оценка нового механизма исчисления НДС. 22

2.2 Регулирующая  роль НДС. 25

3.Совершенствование  и проблемы развития НДС. 29

3.1 Проблемы  и перспективы развития НДС  в России. 29

3.2 Изменения  в декларации по НДС в 2010 г. 35

Заключение. 38

Список использованных источников 40

 

 

Введение

 

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий  существования любого государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России закономерно обусловили формирование системы налогов. Российская налоговая реформа 1991-1992 годах. учитывала, что на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. Они призваны формировать основу доходной части бюджета, ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию и т.д. Кроме того, создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей соблюдение социальной справедливости, законодательной ответственности, прав налогоплательщиков, а также повышение эффективности производительной деятельности - одно из ключевых условий преодоления кризиса российской экономики.

Основную роль в российской налоговой системе играют косвенные  налоги, к которым относятся НДС, акцизы, налог с продаж и таможенные пошлины, занимающие определяющее место  в доходах бюджета. Наиболее существенным из применяемых в России косвенных  налогов является налог на добавленную  стоимость. НДС - один из самых молодых  налогов (предложен экономистом  М. Лоре в 1954 году). Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. В частности, Римский договор 1957 года о создании Европейского экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал разработку, и применение мер, направленных на гармонизацию систем косвенного налогообложения стран-членов, а наличие НДС в налоговой системе стало обязательным условием вступление в ЕЭС.

Решение задач развития рыночных отношений в России потребовало  реорганизации исчисления и взимания действовавшего до 1992 года налога с  оборота, который более чем на 80 % поступал в государственный бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых же условиях свободного ценообразования на основе спроса и  предложения возможность формирования бюджета посредством налога с  оборота в том его виде, в  котором он применялся в СССР, исключалась. В тоже время государство должно было иметь стабильный источник доходов  бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 года НДС. Очевидно, что основная функция НДС - фискальная. Действительно, фактический удельный вес налога в общей сумме налоговых поступлений  федерального бюджета России более 40 %, доля доходов от НДС к ВВП порядка 5 %. Приведенные цифры говорят об особой значимости для государства этого налога.

Однако, как это зачастую бывает в России, слепое копирование  западноевропейского опыта не всегда приемлемо, поскольку при введении налога никак не был учтен менталитет определенной части граждан РФ. Суть заключается в том, что методика взимания НДС предполагает исчисление как НДС, подлежащего уплате в  бюджет, так и НДС, возмещаемого из бюджета. То есть этот налог в определенных ситуациях возмещается, т.е. возвращается налогоплательщику из бюджета. Это  и предопределило основную проблему в отношении НДС -необоснованное возмещение налога из бюджета. Решением этой проблемы занимаются в нашей стране Арбитражные суды, прокуратура, МВД, ФСНП, ФСБ, ФПС, ГТК, МНС. Тем не менее, фактов необоснованного возмещения НДС из бюджета масса, суммы возврата колоссальны и имеют тенденции к росту.

Целью данной курсовой работы является изучение возникновения и  развития НДС, определение его экономической  роли в системе налогообложения, особенности его исчисления и применения. Задачей данной курсовой работы является определение регулирующей роли НДС, а так же проблем и перспектив развития НДС в России. Объектом курсовой работы является налог на добавленную стоимость.

 

1 Экономическая сущность налога на добавленную стоимость.

 

1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость.

 

Самым эффективным нововведением  в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение  налога на добавленную стоимость - НДС (Value - Added Tax /VAT/ англ.). Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на потребление (Япония). В многовековой истории налогового права НДС - относительно новый вид косвенного налогообложения.

В конце 80-х - начале 90 годов  он был установлен в государствах Восточной Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии), а  также в некоторых странах  СНГ (Белоруссия, Казахстан). И хотя налог на добавленную стоимость  находит все более широкое  распространение в мировой практике, его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как  самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня уже - общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна - участница ЕС перечисляет 1,4 % поступлений от налога в «европейский» бюджет. Первенство в изобретении налога на добавленную стоимость принадлежит Франции. В основе его лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно три этапа. Первый был ознаменован переходом в 1937 году от налога с оборота к единому налогу на производство. Второй - созданием в 1948 году системы раздельных платежей, в соответствии с которой каждый производитель платил налог с общей суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. Третьим этапом стало собственно введение в налоговую практику в 1954 году вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость.

Изобретение налога принадлежит  французскому финансисту Морису Лоре. Он описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего. Однако в течение более чем десяти лет НДС применялся в экспериментальном, так сказать «локальном варианте, а опытным полигоном для его применения послужило зависимое от Франции африканское государство Кот ди Вуар.

Налог на добавленную стоимость  является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих  налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие  как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке.

Широкое распространение  НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 году в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе.

Последние уточнения в  механизм обложения НДС были сделаны  в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые  законодательства стран-членов ЕЭС.

Обширная география распространения  НДС свидетельствует о его  жизнеспособности и соответствии требованиям  рыночной экономики. Во Франции налог  на добавленную стоимость в том  виде, который он имеет сегодня, был введен 1 января 1968 году с вступлением в силу Закона Пятой Республики N 66-10. Своей целью Закон ставил: объединить, упростить и обобщить порядок взимания и исчисления налога на добавленную стоимость с тем, чтобы превратить его в единый и современный налог на производственные расходы (издержки).

В 7О-е годы распространение  НДС стало общеевропейским. Этому в значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 года специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную стоимость в странах - членах Сообщества, в которой НДС утверждался в качестве основного косвенного налога, и устанавливалось его обязательное введение для всех стран - членов ЕЭС до 1982 года. Для стран же имеющих намерение в будущем вступить в Сообщество, необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС. Налог на добавленную стоимость относится к семье налогов, удерживаемых с оборота. Последние появились в 1916 году в Германии и облагали по пропорциональной шкале ставок оборот предприятия в течение определенного времени.

Широкому распространению  НДС способствовали соответствующие  решения Европейского Экономического Сообщества, которые утверждали НДС  в качестве основного косвенного налога для стран-участниц ЕЭС. Одним  из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую  организацию является наличие в  стране-претенденте функционирующей  системы налог на добавленную  стоимость. Основными причинами  роста популярности НДС являются:

-возможность вступления в ЕЭС;

-стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление. НДС способствует значительному увеличению поступлений в бюджет страны по сравнению с другими налогами;

-НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции

-НДС более эффективен, по сравнению с налогом с продаж в розничной торговле, для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг.

Вместе с тем, несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран, в частности Великобритании, показывает, что во многих случаях  его использование довольно сложно и требует множества дополнительных уточнений и исключений из общих  правил.

В настоящее время НДС  введен во всех странах ЕЭС.

С 1992 года НДС действует  во всех странах Содружества независимых  государств. В Российской Федерации НДС, так же, был введен в 1992 году для продукции, производимой на ее территории, а с 01.02.93 распространен также на ввозимые, на ее территорию импортные товары за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы. Он заменил налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование дохода бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.

 

1.2.Основные  элементы налога на добавленную  стоимость.

 

Налог на добавленную стоимость  является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации- от сырья до предметов потребления.

Налог классифицирован как  федеральный. Этот налог взимался при реализации большинства товаров, работ и услуг и определяется как разница между суммой начисленной добавленной стоимости и суммой НДС, уплаченной поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые). Образно можно выразить, что предприятие не только покупает товары и услуги, но покупает вместе с ними заявку в налоговое ведомство, оформленную в форме счета-фактуры, которая уменьшает его будущую задолженность перед бюджетом по НДС. Отсюда и вытекает та высокая требовательность в правилах оформления счетов-фактур, ибо этот документ фактически служит ценной бумагой, по которой налогоплательщик может получить обратно часть суммы производственных материальных издержек. Существующий порядок исчисления налога позволяет бюджету извлечь дополнительную выгоду, например, если в цепочке производителей хотя бы одно лицо освобождено от уплаты НДС. Ведь, несмотря на уплату налога в бюджет всеми прежними производителями, затраты покупателя по приобретению продукции у предприятия, пользующегося льготами, не будут квалифицированы как зачетные по НДС и при их последующей продаже повторно обложены налогом с полного объема.

 Налогоплательщики.

Налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели, реализующие товары и услуги на территории РФ. К ним также причисляются декларанты, перемещающие импортируемые товары через таможенную границу РФ. Существует ряд особенностей налогообложения по железнодорожным, авиационным, морским и речным перевозкам, когда в качестве плательщиков выступают управления дорог, производственные объединения по совокупности за все свои структурные подразделения. Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанности налогоплательщика, если в течение трех предшествующих месяцев их налоговая база не превысила 2 млн. руб. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на 12 последовательных месяцев. По истечении этого срока организации и индивидуальные предприниматели должны вновь подавать заявление. В случае если в течение периода выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит лимит, то, начиная с 1-го числа месяца, в котором было это превышение, и до окончания периода освобождения налогоплательщики утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях.

Рассмотрим пример, где условно назначим следующие объемы реализации по месяцам (в тыс., руб.): январь — 700; февраль — 800; март -~ 450; апрель — 800; май — 800; июнь —150. Таким образом, если рассчитать сумму от реализации за первые три месяца, то она составит 700 + 800 + 450 = 1950 тыс. руб., что укладывается в условие — менее 2 млн. руб. Если же произведем расчет с 1 марта по 31 мая, то сумма реализации составит 450 + 800 + 800 = 2050 тыс. руб., то условие освобождения от НДС не будет выполнено. Следовательно, начиная с апреля месяца, следует начислять налог, восстановить ранее не начисленные суммы и уплатить в бюджет пени.

Объект налогообложения.

Объектами налогообложения  признаются следующие операции: реализация на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией); передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не относятся на себестоимость продукции, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; вв°з товаров на таможенную территорию РФ.

В Целях главы 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ;


Информация о работе Федеральные налоги