Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение возникновения и развития НДС, определение его экономической роли в системе налогообложения, особенности его исчисления и применения. Задачей данной курсовой работы является определение регулирующей роли НДС, а так же проблем и перспектив развития НДС в России. Объектом курсовой работы является налог на добавленную стоимость.
Введение 6
1. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость. 9
1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость. 9
1.2.Основные элементы налога на добавленную стоимость. 12
2. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Его регулирующая роль
2.1 Оценка нового механизма исчисления НДС. 22
2.2 Регулирующая роль НДС. 25
3.Совершенствование и проблемы развития НДС. 29
3.1 Проблемы и перспективы развития НДС в России. 29
3.2 Изменения в декларации по НДС в 2010 г. 35
Заключение. 38
Список использованных источников 40
Содержание
Введение 6
1. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость. 9
1.1 История
возникновения и развития
1.2.Основные
элементы налога на
2. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Его регулирующая роль
2.1 Оценка нового механизма исчисления НДС. 22
2.2 Регулирующая роль НДС. 25
3.Совершенствование и проблемы развития НДС. 29
3.1 Проблемы и перспективы развития НДС в России. 29
3.2 Изменения в декларации по НДС в 2010 г. 35
Заключение. 38
Список использованных источников 40
Введение
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования любого государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России закономерно обусловили формирование системы налогов. Российская налоговая реформа 1991-1992 годах. учитывала, что на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. Они призваны формировать основу доходной части бюджета, ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию и т.д. Кроме того, создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей соблюдение социальной справедливости, законодательной ответственности, прав налогоплательщиков, а также повышение эффективности производительной деятельности - одно из ключевых условий преодоления кризиса российской экономики.
Основную роль в российской налоговой системе играют косвенные налоги, к которым относятся НДС, акцизы, налог с продаж и таможенные пошлины, занимающие определяющее место в доходах бюджета. Наиболее существенным из применяемых в России косвенных налогов является налог на добавленную стоимость. НДС - один из самых молодых налогов (предложен экономистом М. Лоре в 1954 году). Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. В частности, Римский договор 1957 года о создании Европейского экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал разработку, и применение мер, направленных на гармонизацию систем косвенного налогообложения стран-членов, а наличие НДС в налоговой системе стало обязательным условием вступление в ЕЭС.
Решение задач развития рыночных
отношений в России потребовало
реорганизации исчисления и взимания
действовавшего до 1992 года налога с
оборота, который более чем на
80 % поступал в государственный бюджет
в виде разницы между фиксированными
государством розничными и оптовыми
ценами. В новых же условиях свободного
ценообразования на основе спроса и
предложения возможность
Однако, как это зачастую бывает в России, слепое копирование западноевропейского опыта не всегда приемлемо, поскольку при введении налога никак не был учтен менталитет определенной части граждан РФ. Суть заключается в том, что методика взимания НДС предполагает исчисление как НДС, подлежащего уплате в бюджет, так и НДС, возмещаемого из бюджета. То есть этот налог в определенных ситуациях возмещается, т.е. возвращается налогоплательщику из бюджета. Это и предопределило основную проблему в отношении НДС -необоснованное возмещение налога из бюджета. Решением этой проблемы занимаются в нашей стране Арбитражные суды, прокуратура, МВД, ФСНП, ФСБ, ФПС, ГТК, МНС. Тем не менее, фактов необоснованного возмещения НДС из бюджета масса, суммы возврата колоссальны и имеют тенденции к росту.
Целью данной курсовой работы является изучение возникновения и развития НДС, определение его экономической роли в системе налогообложения, особенности его исчисления и применения. Задачей данной курсовой работы является определение регулирующей роли НДС, а так же проблем и перспектив развития НДС в России. Объектом курсовой работы является налог на добавленную стоимость.
1 Экономическая сущность налога на добавленную стоимость.
1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость.
Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение налога на добавленную стоимость - НДС (Value - Added Tax /VAT/ англ.). Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на потребление (Япония). В многовековой истории налогового права НДС - относительно новый вид косвенного налогообложения.
В конце 80-х - начале 90 годов
он был установлен в государствах
Восточной Европы (Болгарии, Венгрии,
Польше, Румынии, Словакии, Чехии), а
также в некоторых странах
СНГ (Белоруссия, Казахстан). И хотя
налог на добавленную стоимость
находит все более широкое
распространение в мировой
Изобретение налога принадлежит французскому финансисту Морису Лоре. Он описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего. Однако в течение более чем десяти лет НДС применялся в экспериментальном, так сказать «локальном варианте, а опытным полигоном для его применения послужило зависимое от Франции африканское государство Кот ди Вуар.
Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке.
Широкое распространение
НДС получил благодаря
Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.
Обширная география
В 7О-е годы распространение НДС стало общеевропейским. Этому в значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 года специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную стоимость в странах - членах Сообщества, в которой НДС утверждался в качестве основного косвенного налога, и устанавливалось его обязательное введение для всех стран - членов ЕЭС до 1982 года. Для стран же имеющих намерение в будущем вступить в Сообщество, необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС. Налог на добавленную стоимость относится к семье налогов, удерживаемых с оборота. Последние появились в 1916 году в Германии и облагали по пропорциональной шкале ставок оборот предприятия в течение определенного времени.
Широкому распространению
НДС способствовали соответствующие
решения Европейского Экономического
Сообщества, которые утверждали НДС
в качестве основного косвенного
налога для стран-участниц ЕЭС. Одним
из необходимых условий вступления
в эту влиятельную европейскую
организацию является наличие в
стране-претенденте
-возможность вступления в ЕЭС;
-стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление. НДС способствует значительному увеличению поступлений в бюджет страны по сравнению с другими налогами;
-НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции
-НДС более эффективен, по сравнению с налогом с продаж в розничной торговле, для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг.
Вместе с тем, несмотря
на популярность НДС, опыт зарубежных
стран, в частности Великобритании,
показывает, что во многих случаях
его использование довольно сложно
и требует множества
В настоящее время НДС введен во всех странах ЕЭС.
С 1992 года НДС действует
во всех странах Содружества
1.2.Основные
элементы налога на
Налог на добавленную стоимость является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации- от сырья до предметов потребления.
Налог классифицирован как федеральный. Этот налог взимался при реализации большинства товаров, работ и услуг и определяется как разница между суммой начисленной добавленной стоимости и суммой НДС, уплаченной поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые). Образно можно выразить, что предприятие не только покупает товары и услуги, но покупает вместе с ними заявку в налоговое ведомство, оформленную в форме счета-фактуры, которая уменьшает его будущую задолженность перед бюджетом по НДС. Отсюда и вытекает та высокая требовательность в правилах оформления счетов-фактур, ибо этот документ фактически служит ценной бумагой, по которой налогоплательщик может получить обратно часть суммы производственных материальных издержек. Существующий порядок исчисления налога позволяет бюджету извлечь дополнительную выгоду, например, если в цепочке производителей хотя бы одно лицо освобождено от уплаты НДС. Ведь, несмотря на уплату налога в бюджет всеми прежними производителями, затраты покупателя по приобретению продукции у предприятия, пользующегося льготами, не будут квалифицированы как зачетные по НДС и при их последующей продаже повторно обложены налогом с полного объема.
Налогоплательщики.
Налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели, реализующие товары и услуги на территории РФ. К ним также причисляются декларанты, перемещающие импортируемые товары через таможенную границу РФ. Существует ряд особенностей налогообложения по железнодорожным, авиационным, морским и речным перевозкам, когда в качестве плательщиков выступают управления дорог, производственные объединения по совокупности за все свои структурные подразделения. Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанности налогоплательщика, если в течение трех предшествующих месяцев их налоговая база не превысила 2 млн. руб. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на 12 последовательных месяцев. По истечении этого срока организации и индивидуальные предприниматели должны вновь подавать заявление. В случае если в течение периода выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит лимит, то, начиная с 1-го числа месяца, в котором было это превышение, и до окончания периода освобождения налогоплательщики утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях.
Рассмотрим пример, где условно назначим следующие объемы реализации по месяцам (в тыс., руб.): январь — 700; февраль — 800; март -~ 450; апрель — 800; май — 800; июнь —150. Таким образом, если рассчитать сумму от реализации за первые три месяца, то она составит 700 + 800 + 450 = 1950 тыс. руб., что укладывается в условие — менее 2 млн. руб. Если же произведем расчет с 1 марта по 31 мая, то сумма реализации составит 450 + 800 + 800 = 2050 тыс. руб., то условие освобождения от НДС не будет выполнено. Следовательно, начиная с апреля месяца, следует начислять налог, восстановить ранее не начисленные суммы и уплатить в бюджет пени.
Объект налогообложения.
Объектами налогообложения признаются следующие операции: реализация на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией); передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не относятся на себестоимость продукции, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; вв°з товаров на таможенную территорию РФ.
В Целях главы 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения:
1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ;