Федеральные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение возникновения и развития НДС, определение его экономической роли в системе налогообложения, особенности его исчисления и применения. Задачей данной курсовой работы является определение регулирующей роли НДС, а так же проблем и перспектив развития НДС в России. Объектом курсовой работы является налог на добавленную стоимость.

Содержание работы

Введение 6
1. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость. 9
1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость. 9
1.2.Основные элементы налога на добавленную стоимость. 12
2. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Его регулирующая роль
2.1 Оценка нового механизма исчисления НДС. 22
2.2 Регулирующая роль НДС. 25
3.Совершенствование и проблемы развития НДС. 29
3.1 Проблемы и перспективы развития НДС в России. 29
3.2 Изменения в декларации по НДС в 2010 г. 35
Заключение. 38
Список использованных источников 40

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСОВИК ПО НДС.docx

— 69.40 Кб (Скачать файл)

Сам по себе текст закона умещается на одной странице. Вместе с тем скорость, с которой данный нормативный акт был рассмотрен и принят (первое чтение документ успешно  прошел 8 октября, а 14 октября «готовый»  закон уже был опубликован), не может не удивлять. С одной стороны, такая спешка отчасти объяснялась  приближающимся сроком уплаты – 20 октября; следовательно, и Госдума, и Совет  Федерации должны были успеть ввести его в действие хотя бы немного  заранее. С другой стороны, при разработке нового правила явно забыли о некоторых  нюансах.

Первый из них лежит  буквально на поверхности: как быть, если сумма налога к уплате не делится  на 3? Ответ на этот вопрос прозвучал  в разъяснениях, опубликованных на сайте Федеральной налоговой  службы. Специалисты ведомства пришли к выводу, что в подобной ситуации округление частного в большую сторону проводится в последнем месяце уплаты.

Пример:

Сумма НДС за III квартал 2008 года у ООО «Альфа» составила 25 000 рублей. Она отражается по строке 040 раздела 1 налоговой декларации по НДС. Расчетная сумма ежемесячного платежа составит 8333,3(3) рубля (25 000 : 3).До 20 октября и 20 ноября соответственно фирма заплатит по 8333 рубля. До 20 декабря ей необходимо перечислить 8334 рубля.

В разъяснениях налоговиков  также отмечается, что плательщик НДС может перечислить по первому  или второму сроку уплаты большую  сумму, то есть ограничиваться 1/3 от исчисленного налога вовсе не обязательно. Вместе с тем занижать сумму ни в первый, ни во второй месяц нельзя. Это будет  считаться нарушением и повлечет за собой «применение комплекса  мер принудительного взыскания, а также обеспечительных мер  для исполнения обязанности налогоплательщика  по уплате налога».

Итак, скажутся ли данные изменения  законодательства на деятельности фирмы  позитивным образом? Безусловно, возможность  «растянуть удовольствие» от расставания  с собственными средствами в пользу государства во времени должно положительно сказаться на финансовой устойчивости любой организации. Перечисление в  бюджет трех распределенных во времени  платежей вместо одного по итогам квартала дает возможность не изымать из оборота  в начале нового налогового периода  внушительные денежные суммы.

В принципе именно так и  обстояли дела ранее, когда для крупных  компаний, чья сумма реализации превышала 2 миллиона, налоговый период составлял  месяц. Но, как известно, с начала 2008 года все плательщики данного  налога были ультимативно переведены на «поквартальный» НДС. Это нововведение частично решило для фирм проблему неравномерной реализации (например, если в одном месяце квартала образовался  «гигантский» НДС к уплате, а в следующем такая же большая сумма – на вычет), однако добавило неудобств, связанных с необходимостью перечислять налог «малоподъемными» суммами. Сейчас же, с введением в силу закона 172-ФЗ, должна решиться и эта проблема.

Впрочем для некоторых фирм, чья сумма НДС к уплате не является слишком большой даже по итогам квартала, вполне возможно, более выгодным окажется придерживаться существовавшего до сих пор порядка. А проще говоря – уплачивать сразу всю сумму налога. Несмотря на отсутствие в Кодексе четкого тому подтверждения, налоговики склонны считать способ расплачиваться с бюджетом в рассрочку правом фирмы, а не обязанностью. А это означает, что по собственной воле фирма может отказаться от применения новой поправки и перечислять в бюджет весь НДС единой «платежкой». Косвенно подтверждает правильность такого подхода и тот факт, что в законе не содержится каких-либо положений, касающихся тех (пусть и немногих) плательщиков, которые все же успели расплатиться с бюджетом за III квартал «по полной программе» еще до вступления в силу закона. Совершенно очевидно, что вносить повторные платежи в ноябре и декабре их никто не заставит.

 

2.2 Регулирующая роль НДС.

 

Регулирующая функция НДС имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему. Налоговое регулирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

Регулирующая функция  НДС осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п. При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям  промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Предоставляя льготы, государство  решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

Таким образом, здесь ярко выражена стимулирующая направленность функции, которая реализуется через  систему льгот, исключений, преференций. Стимулирование может проявляться  в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки или в полном освобождении от налогов.

Налогом можно и ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей деятельности. Налогом нп добавленную стоимость можно создать предпосылки для снижения издержек производства, повысить конкурентоспособность предприятий, проводить протекционистскую политику.

Еще одна направленность  регулирующей функции - социальная функция  – поддержание  социального  равновесия путём  изменения  соотношения  между доходами  отдельных социальных  групп  с  целью  сглаживания  неравенства между  ними. Самыми  социально  несправедливыми  являются  косвенные  налоги, так  как они  перекладываются  через  цены  на  потребляемые  товары  в  одинаковой степени  на  лиц  с  высокими  и  низкими  доходами. В  целях  смягчения социального неравенства государственные органы  предоставляют  отдельным группам  населения  налоговые  льготы. Особое место занимает воспроизводственное назначение, которое направлено на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузку несут в себе плата за воду, пользование природными ресурсами, отчисления на производство материально-сырьевой базы, в дорожные фонды. По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Регулирующая функция НДС направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или  иных экономических процессов. Они  реализуются через систему льгот  и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот  малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные  вложения в производство и благотворительную  деятельность, и т.д.

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции  средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют  отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в  отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.

В то же время регулирующая функция НДС действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

 

3.Совершенствование и проблемы развития НДС.

3.1 Проблемы и перспективы развития НДС в России.

В 2009 году мировое финансовое сообщество будет отмечать 55 лет  налогу на добавленную стоимость. Именно в 1954 году французский экономист  М. Лоре предложил заменить налог с оборота на налог на добавленную стоимость. Во Франции этот налог был введен в 1958 году. Его прогрессивность и экономическая ценность были очевидны - суммы НДС, взимаемые на каждой стадии производственного цикла продукта, в большей (чем налог с оборота) степени соответствуют той экономической роли, которую при этом играет собственно налогоплательщик. С 1967 года НДС был утвержден в качестве основного для стран-членов ЕС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления в ЕС. [1] НДС применяется в 135 странах мира, то есть очень популярен среди неблагополучных и развивающихся стран.

Не обошел этот налог и  нашу страну. В соответствии с Законом  РСФСР от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О  налоге на добавленную стоимость" взимание НДС на территории России началось с 1 января 1992 года.

Таким образом, в 2007 году российскому  НДС исполнилось 15 лет, и все это  время он является одним из бюджетообразующих налогов в 2006 году на его долю приходиться порядка 20% от всех поступлений в федеральный бюджет, и около 25% от всех налоговый поступлений.

Однако этот налог по-прежнему является одним из самых сложных, запутанных и конфликтных налогов  в налоговой системе России. Об этом свидетельствует и судебно-арбитражная  практика по налоговым спорам, где  рассмотрение конфликтов, связанных  с исчислением и уплатой НДС составляют большинство.

Среди причин, которые побудили чиновников различных ведомств задуматься о реформировании НДС, на одном из первых мест находится фактическое  положение дел со сбором этого  налога. Статистические данные свидетельствуют, что здесь не все благополучно.

Во-первых, общий сбор НДС  очень важен для формирования доходной части государственного бюджета. Как известно, НДС относится к  небольшому числу тех налогов, поступления  которых в бюджет являются наиболее значительными. В 2008 году в бюджет было собрано 749,08 млрд руб. НДС, а в 2009 году - 1 025,66 млрд руб., что составило примерно пятую часть от всех сборов налогов в 2009 году.

Во-вторых, НДС является единственным налогом, большие суммы которого не только поступают, но и возвращаются из бюджета налогоплательщикам. Причем за последние годы проявилась тенденция  к сокращению разницы между поступившими и возвращенными суммами.

В 2006 году рост сбора НДС  по стране в целом составил всего  около 3%. Если сравнить это с темпами  роста валового внутреннего продукта, то отставание очевидно. Росстат обнародовал данные о налоговой задолженности по состоянию на 1 января 2007 года. По сравнению с 1 января 2006 года общая задолженность увеличилась на 4,3%, в том числе по НДС - на 16,3%.

Но есть и региональная статистика. По сообщению УФНС по г. Москве в 2008 году рост сбора НДС увеличился на 42,7% по сравнению с 2007 годом. Налоговые инспекторы считают, что это произошло за счет усиления налогового администрирования.

Недостатки НДС

НДС имеет ряд недостатков. Прежде всего отметим, что уровень собираемости этого налога не превышает 60-80%.

Недобросовестные возмещения НДС при помощи различных схем приносят колоссальный ущерб бюджету. Огромное количество схем ухода от налогообложения, сложность администрирования  налога и пробелы в законодательстве помогают недобросовестным предпринимателям проводить операции по незаконному  возмещению НДС.

Пока нет удовлетворительных по точности оценок размера недополучения НДС. Но по подсчетам в течение года из-за различных схем и махинаций, например из-за воровства из бюджета с использованием фирм-однодневок, бюджет теряет до 700 млрд. руб. И невозможность таких точных оценок тоже можно отнести к недостаткам НДС.

Информация о работе Федеральные налоги