Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть роль федеральных налогов в формировании бюджетов разных уровней.
Задачи:
- рассмотреть основы налоговой политики РФ;
- определить роль федеральных налогов в бюджете РФ;
- проанализировать состав поступлений налоговых платежей в бюджеты;
- определить влияние кризиса на уплату федеральных налогов;
Значительно снизились поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ, как и всего поступлений в бюджет, это связано в большей степени как со снижением суммы поступивший от налога на добычу полезных ископаемых, так и суммы налога на прибыль организации.
Рассмотрим поступление налогов в федеральный бюджет в январе 2009 и 2010г.г. Всего в январе 2010 года в федеральный бюджет поступило 332,2 млрд. рублей, что на 24% больше, чем в январе 2009 года.
Основная масса
Поступления налога на прибыль организаций в январе 2010 года составили 6,1 млрд. рублей и снизились в 3,9 раза по сравнению с январем 2009 года. Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе 2010 года составили 17,2 млрд. рублей – на 26% меньше, чем в январе 2009 года. Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе 2010 года поступило 176,6 млрд. рублей – на 16% больше, чем в январе 2009 года. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, в январе 2010 года поступило 2,8 млрд. рублей – на 37% больше, чем в январе 2009 года. Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе 2010 года составили 14,8 млрд. рублей – в 2,3 раза больше, чем в январе 2009 года, что связано с переходом на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля). Налога на добычу полезных ископаемых в январе 2010 года поступило 110,2 млрд. рублей – в 2 раза больше, чем в январе 2009 года, что обусловлено повышением цены на нефть (с 38,5$ в декабре 2008 года до 73,5$ в декабре 2009 года, или в 1,9 раза), в том числе налога на добычу нефти – 100,2 млрд. рублей (в 2,2 раза больше).
2.2 Влияние
кризиса на поступление
Налоговая система РФ существенно пострадала в условиях финансового кризиса. В совокупности со снижением объемов производства и цен сократились налоговые базы, что привело к резкому снижению налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, как в целом, так и по отдельным налогам. За 2009 г. снижение поступления налоговых доходов в бюджетную систему РФ, включая государственные внебюджетные фонды, по налогам, администрируемых Федеральной налоговой службой, по сравнению с 2008 годом составило 21,2 %, в консолидированный бюджет РФ – 24,9 %, при этом налоговые поступления продолжают снижаться. Лидер снижения налоговых поступлений - налог на прибыль организаций. В федеральный бюджет за 2009 г. поступило 23,1% налога по сравнению с уровнем прошлого года, а в консолидированные бюджеты регионов – 56,7%. Факторами, оказавшими негативное влияние на поступления налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ явились:
1) снижение ставки
налога на прибыль,
2) увеличение числа
убыточных предприятий и
3) рост цены заемных
средств и увеличение объема
заимствований у тех
4) включение в состав
затрат всех экономически
5) изменение амортизационной политики. В 2009 г. методика расчета амортизации в целях налогообложения существенно отличается от расчетов по правилам бухгалтерского учета. Теперь налогоплательщики имеют возможность отказаться от пообъектного начисления амортизации и перейти к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам. Это создает стимулы для инвестиций, которые были утрачены после отмены инвестиционной налоговой льготы, но уменьшает сумму налога на прибыль.
Поступления налога на добавленную стоимость (НДС) от реализации товаров и услуг на территории РФ за 2009 г. составили 104,8 % в сравнении с прошлым годом, однако темпы поступлений последовательно снижаются, так как продолжается падение объемов производства.
Изменен порядок уплаты НДС. Теперь налог уплачивается в бюджет не единовременно 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, а ежемесячно в размере одной трети платежа в течение трех последующих месяцев. Это связано с тем, что в условиях финансового кризиса действующий механизм уплаты налога способствует дефициту оборотных средств у налогоплательщика и ухудшает его финансовое положение, что приводит к снижению налоговых поступлений.
Существенные сбои налогового
механизма НДС связаны с
Поступления акцизов немного выросли (на 3,4 %), но при этом в федеральный бюджет по сравнению с соответствующим периодом прошлого года поступление снизилось на 35,2 %, а поступления в региональные бюджеты увеличились на 28,9 %. Это связано с ростом поступлений акцизов на нефтепродукты, которые полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ. Надо отметить, что реализация нефтепродуктов на территории РФ практически не сократилась, а цены если и упали, то незначительно.
В 2009 г. сохранены без
изменения ставки акцизов на автомобильный
бензин, дизельное топливо и моторное
масло, однако существенно увеличена
ставка акциза на прямогонный бензин,
что позволяет создать
Акцизы на автомобили
целиком поступают в
Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов РФ уменьшились на 1,4 %.Снижение поступлений налога на доходы физических лиц явилось следствием:
1) сокращения контингента плательщиков налога за счет роста числа безработных;
2) снижения доходов,
полученных
3) уменьшения поступления
налогов с доходов, полученных
в виде всевозможных выигрышей,
4) появления новаций
социального характера,
- пороговое значение
дохода, дающего право на вычет
400 руб. увеличилось до 40000 руб.
Эта мера вызвала существенное
выпадение доходов бюджетов
- стандартные налоговые вычеты на детей, увеличились с 600 до 1000 руб., пороговое значение дохода, дающего право на вычет, составило 280000 руб., вместо 40000 руб. Однако эта мера на демографическую ситуацию не повлияет, 130 руб. экономии на налогах не помогут родителям вырастить ребенка. На доходы бюджета указанная мера оказывает крайне негативное влияние.
- имущественный налоговый вычет в связи с приобретением или строительством) жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них увеличился с 1000000 до 2000000 руб.
Поступления налога на имущество физических лиц остались на уровне прошлого года, хотя рыночная стоимость имущества за последние годы резко выросла. Отсутствие методики оценки реальной стоимости имущества делает этот налог неэффективным и несправедливым.
Доходы местных бюджетов от поступлений земельного налога выросли благодаря достаточно современному механизму его определения.
Проблема введения налога на недвижимость и создания реестра имущества взамен ныне действующих налога на имущество физических лиц и земельного налога в настоящее время решается, но в 2010 г. налог не введен.
Растут поступления транспортного налога (на 20 %), поскольку автомобилей с каждым годом становится больше, растет и их мощность, которая является объектом налогообложения и от которой зависит величина налоговой базы.
Крайне сложная ситуация
сложилась с поступлениями
С 2009 г. "налоговые каникулы" по НДПИ распространяются на участки недр, расположенные на территориях севернее Северного полярного круга, Ненецкого автономного округа, полуострова Ямал, на континентальном шельфе РФ, Азовском и Каспийском морях. Одновременно отменено условие применения прямого метода учета количества добытой нефти, а также сверхвязкой нефти и нефти на участках недр с высокой степенью выработанности.
Расчет налога на добычу
полезных ископаемых по нефти отличается
тем, что для определения налоговой
базы применяется специальный
Произошло достаточно резкое падение налоговых поступлений от водного налога - на 33,7%. Сократившиеся объемы производства и банкротство многих крупных предприятий предопределили сокращение объема использования воды. На размер поступлений водного налога оказывают влияние низкие ставки налога, которые не меняются и не индексируются с учетом роста стоимости водных ресурсов и уровня инфляции. Для России, которая владеет огромными водными ресурсами, крайне незначительный объем налоговых поступлений (0,5% налоговых доходов федерального бюджета) недопустим. При этом нельзя игнорировать тот факт, что размеры существующих ставок водного налога обеспечивают поступления средств, составляющих менее 30% от суммы затрат, необходимых для содержания и развития водного комплекса.
Несмотря на то, что в 2009 г. ужесточилось законодательство, регулирующее размеры сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов, поступления по этому налогу снизились.
За 10 месяцев текущего года наметился резкий спад налоговых поступлений от налогоплательщиков, работающих в условиях специальных налоговых режимов и эта тенденция продолжается. На спад налоговых поступлений от предпринимателей повлияли две главные причины:
- спад производства, приведший
к снижению налоговых баз и
закрытию предприятий, уход
- резкое облегчение налогового законодательства, в том числе и касающегося налогового администрирования, в частности, предоставление права законодательным органам субъектов РФ уменьшать ставку налога при упрощенной системе налогообложения в случае, если объектом налогообложения выступает доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, с 15 до5 %..
Рассмотрим ситуацию с поступлением налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ, которая сложилась за 2008-2009 годы.
Таблица 2. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ, тыс. руб.
Показатели |
2008 года |
2009 года | ||||
Всего |
Феде-ральный бюджет |
Консолидиро-ванный бюджет |
Всего |
Феде-ральный бюджет |
Консолидиро-ванный бюджет | |
Всего |
90528911 |
59995983 |
30532928 |
57463878 |
29921718 |
27542160 |
В т.ч. налоговые доходы |
90489994 |
59979464 |
30510530 |
57425683 |
29904615 |
27521068 |
Снижение налоговых
поступлений в бюджеты разных
уровней бюджетной системы
3. Основные
направления налоговой
3.1 Меры антикризисной налоговой политики
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - Основные направления налоговой политики) разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.