Функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов:
фискальную;
регулирующую;

Содержание работы

1. Функции налогов………………………………………………….....................2
2. Операции, не облагаемые НДС………………………………………………..8
Задача № 3………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

налоги.docx

— 47.35 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Функции налогов………………………………………………….....................2

2. Операции, не облагаемые  НДС………………………………………………..8

Задача № 3………………………………………………………………………..35

Список использованной литературы…………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 вариант.

 

1. Функции налогов

 

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются  в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают  следующие функции налогов:

фискальную;

регулирующую;

социальную:

контрольную.

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое  бремя на физических лиц действительно  выше, чем на юридических лиц, поскольку  такое построение налоговой системы  — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту  производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные  и субъективные ограничения. При  недостаточности налоговых поступлений  и невозможности сокращения государственных  расходов приходится прибегать к  поиску других форм доходов. Прежде всего, это обращение к внутренним и  внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует  повышения налогов в будущем (роста  налоговых ставок, введения новых  налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться  с непреодолимыми ограничениями, вызовет  усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит  к размещению новых займов. Возникнет  опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового  краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска  ГКО вызвали дефолт и девальвацию  рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в  период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений  налогов в бюджет непосредственно  зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая  функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых  льгот — сокращение размера налоговых  обязательств плательщика. В зависимости  оттого, на изменение, какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

 

Изъятия — это налоговая  льгота, направленная на выведение  из-под налогообложения отдельных  объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В  отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с  доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет  право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных  им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой  ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой  льготы налоговые кредиты принимают  следующие формы:

- снижение налоговой ставки;

- сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);

- возврат ранее уплаченного налога или его части;

- отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

- зачет ранее уплаченного налога;

- замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция  направлена на регулирование финансово-хозяйственной  деятельности производителей товаров  и услуг через систему налоговых  платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных  для восстановления израсходованных  ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени  их вовлечения в производство в целях  достижения экономического роста. Эти  отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование  недрами, налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, сбор за право  пользования объектами животного  мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический  налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный  налог.

Регулирующая функция  налогов проявляется не только в  сфере производства, но и через  платежеспособность физических лиц  — на рынке спроса и предложения  на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме  того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются  перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог  взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции  налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая  часть населения нуждается в  социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция  налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это  прежде всего связано с несовершенством  налогового законодательства.

Наряду с названными основными  функциями налогов в экономической  литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

- функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;

- антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную  функцию налогов было бы неверно  отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств —  контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых  проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется  при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет  иметь разработка системы налогообложения  юридических и физических лиц, устанавливающей  соотношение прямых и косвенных  налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы  их построения, порядок определения  объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение  функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет  действовать принятая законом налоговая  система. Функциональную емкость системы  налогообложения, принимаемой законом  конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень  практического использования налогового потенциала определяет роль налогов  в сложившейся экономической  и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются  в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Операции, не облагаемые  НДС.

1. Не подлежит налогообложению  (освобождается от налогообложения)  предоставление арендодателем в  аренду на территории Российской  Федерации помещений иностранным  гражданам или организациям, аккредитованным  в Российской Федерации.

Положения абзаца первого  настоящего пункта применяются в  случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении  граждан Российской Федерации и  российских организаций, аккредитованных  в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена  международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных  государств, в отношении граждан  и (или) организаций которых применяются  нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных  отношений совместно с Министерством  финансов Российской Федерации.

2. Не подлежит налогообложению  (освобождается от налогообложения)  реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

1) следующих медицинских  товаров отечественного и зарубежного  производства по перечню, утверждаемому  Правительством Российской Федерации:

абзацы второй - третий исключены. - Федеральный закон от 28.12.2001 N 179-ФЗ;

важнейшей и жизненно необходимой  медицинской техники;

протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

технических средств, включая  автомототранспорт, материалы, которые  могут быть использованы исключительно  для профилактики инвалидности или  реабилитации инвалидов;

очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением  солнцезащитных);

2) медицинских услуг, оказываемых  медицинскими организациями и  (или) учреждениями, врачами, занимающимися  частной медицинской практикой,  за исключением косметических,  ветеринарных и санитарно-эпидемиологических  услуг. Ограничение, установленное  настоящим подпунктом, не распространяется  на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические  услуги, финансируемые из бюджета.  В целях настоящей главы к  медицинским услугам относятся:

услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному  медицинскому страхованию;

услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению  независимо от формы и источника  их оплаты по перечню, утверждаемому  Правительством Российской Федерации;

услуги по сбору у населения  крови, оказываемые по договорам  со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;

услуги скорой медицинской  помощи, оказываемые населению;

абзац исключен. - Федеральный  закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;

услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;

услуги патолого-анатомические;

услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам  и наркологическим больным;

абзац исключен. - Федеральный  закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;

3) услуг по уходу за  больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми  подтверждена соответствующими  заключениями организаций здравоохранения,  органов социальной защиты населения  и (или) федеральных учреждений  медико-социальной защиты;

4) услуг по содержанию  детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную  программу дошкольного образования,  услуг по проведению занятий  с несовершеннолетними детьми  в кружках, секциях (включая  спортивные) и студиях;

5) продуктов питания, непосредственно  произведенных столовыми образовательных  и медицинских организаций и  реализуемых ими в указанных  организациях, а также продуктов  питания, непосредственно произведенных  организациями общественного питания  и реализуемых ими указанным  столовым или организациям;

Информация о работе Функции налогов