ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 03:03, дипломная работа

Описание работы

Государство является особым субъектом права, обладающим некоторыми исключительными правами. В частности государство в лице его органов, наделенных специальной компетенцией, может регулировать общественные отношения, возникающие в процессе взаимоотношений хозяйствующих субъектов и граждан с государственными органами: рассмотрение дел в судах, государственную регистрацию, совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния и др.
В ходе многочисленных правовых, хозяйственных, имущественных, денежных и иных отношений определяются права и ответственность различных сторон. Рассмотрением этих дел заняты органы государственной власти и управления, а также их центральные и местные учреждения. Это большое число административных, судебных и других органов, которые в рамках предоставленных им полномочий фиксируют, утверждают и заверяют всевозможные права и документы, рассматривают различные акты гражданского состояния, спорные вопросы, выносят по им решения и т.д. Оформление этих дел производится за плату, которая затем поступает в бюджет в виде государственной пошлины.

Содержание работы

Введение 3
Глава i. Теоретические основы формирования государственной пошлины 5
1.1 Понятие государственной пошлины, виды государственной пошлины, её назначение 5
1.2 Место государственной пошлины в налоговой системе РФ 10
1.3 Государственная пошлина в налоговой системе стран СНГ 12
Глава ii. Экономические основы уплаты государственной пошлины 17
2.1 Плательщики государственной пошлины, объект обложения, система ставок, порядок и сроки уплаты, льготы для некоторых категорий лиц 17
2.2 Особенности уплаты и размеры государственной пошлины 23
2.3 Порядок возврата государственной пошлины из бюджета 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

Файлы: 1 файл

ГОС. ПОШЛИНА.docx

— 109.88 Кб (Скачать файл)

 

Введение                                                                                                             3

Глава i. Теоретические основы формирования государственной пошлины                                                               5

1.1 Понятие государственной пошлины,  виды государственной пошлины,  её назначение                                                                                                               5

1.2 Место государственной пошлины  в налоговой системе РФ                       10

1.3 Государственная пошлина в  налоговой системе стран СНГ                      12

Глава ii. Экономические основы уплаты государственной пошлины                                                            17

2.1 Плательщики государственной  пошлины, объект обложения, система  ставок, порядок и сроки уплаты, льготы для некоторых категорий лиц         17

2.2 Особенности уплаты и размеры государственной пошлины                      23

2.3 Порядок возврата государственной пошлины из бюджета                         44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                       65

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государство является особым субъектом права, обладающим некоторыми исключительными правами. В частности  государство в лице его органов, наделенных специальной компетенцией, может регулировать общественные отношения, возникающие в процессе взаимоотношений  хозяйствующих субъектов и граждан  с государственными органами: рассмотрение дел в судах, государственную  регистрацию, совершение действий, связанных  с оформлением актов гражданского состояния и др.

В ходе многочисленных правовых, хозяйственных, имущественных, денежных и иных отношений определяются права  и ответственность различных  сторон. Рассмотрением этих дел заняты органы государственной власти и  управления, а также их центральные  и местные учреждения. Это большое число административных, судебных и других органов, которые в рамках предоставленных им полномочий фиксируют, утверждают и заверяют всевозможные права и документы, рассматривают различные акты гражданского состояния, спорные вопросы, выносят по им решения и т.д. Оформление этих дел производится за плату, которая затем поступает в бюджет в виде государственной пошлины.

Изначально порядок взимания государственной  пошлины был определен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1979 г., затем Постановлением Совета Министров СССР ставки государственной пошлины были изменены, причем эти изменения носили дифференцированный характер (как в сторону увеличения или уменьшения, так и в сторону отмены по некоторым основаниям).

Таким образом, исследование института  государственной пошлины представляется весьма интересным с научной точки  зрения, а именно проследить эволюцию объекта исследования, заметить процесс  совершенствования механизма уплаты государственной пошлины и ее роли в налоговой системе страны.

Актуальность рассматриваемой  темы заключается в том, что современные  рыночные отношения требуют все  большего внимания со стороны государства, поэтому изменения в правовой системе привели к возрастанию  роли государственной пошлины в  налоговой системе.

Целью дипломной работы является раскрытие сущности государственной  пошлины и улучшения порядка  исчисления.

Предметом дипломной работы является совокупность теоретических  и практических аспектов механизма  функционирования государственной  пошлины в России.

Объектом дипломной работы является государственная пошлина  Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

1) определить назначение  государственной пошлины;

2) охарактеризовать виды  государственной пошлины;

3) изучить нормативно-правовую  базу государственной пошлины;

4) раскрыть механизм исчисления  и уплаты государственной пошлины;

5) привести основания  и порядок возврата или зачета  государственной пошлины;

6) рассмотреть совершенствование  законодательства о государственной  пошлине.

Источниками, используемыми  в процессе достижения поставленной цели, являются законодательные акты и нормативные документы, регулирующие порядок расчетов по государственной  пошлине, а также книги и статьи ведущих российских ученых-экономистов, специалистов по налогообложению. 

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Глава I. Теоретические основы формирования государственной пошлины

1.1 Понятие государственной  пошлины, виды государственной  пошлины, её назначение

 

Фактически ни одно государство, при  формировании своего бюджета, не может  обойтись без использования в  своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.

Пошлины, в отличие от налогов  имеют целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а не извлечение дохода. Пошлины и сборы  не имеют финансового значения, присущего  налогам. При уплате пошлины или  сбора всегда присутствуют специальная  цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. «Принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос»

Цель взыскания пошлины или  сбора (пошлинный принцип) состоит  лишь в покрытии без убытка, но и  без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот принцип  далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает  связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в отношении введения различных регистраций и т.п.

Данное обстоятельство свидетельствует  о том, что пошлины и сборы, хотя и взимаются в связи с  оказанием индивидуальных услуг, не могут рассматриваться как платежи  по обязательствам, договорные платежи. Это - денежные повинности, взимаемые  в индивидуальном порядке в связи  с услугой публично-правового  характера.

Следует особо подчеркнуть, что  пошлина или сбор выплачиваются  не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает  государственный орган, действуя в  общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при  подаче искового заявления в суд  сопряжена с правом конкретного  лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда -- поддержанием режима законности.

Пошлина не обеспечивает существование  государственного органа, так как  он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией  каким-либо государственным органом  своих функций.

Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при  определении размера платежа, нежели те, которые применяются при налогообложении. Учет платежеспособности лица в этом случае не может быть определяющим, ибо приведет не к установлению равенства, а к его нарушению. Действительно, лица, получающие одну и ту же услугу, платили бы разные суммы пошлины. Поэтому размер пошлины или сбора  определяют исходя из характера и  размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в  конкретной сумме. Денежная сумма может  быть неэквивалентна расходу, понесенному  в связи с оказанием услуги. Однако это не означает абсолютной свободы при определении размера  платежа.

Размер пошлины или сбора, во-первых, должен быть обоснован. При определении  их сумм нельзя исходить лишь из финансовых соображений -- размеры сумм необходимо сопоставлять с целями, ради которых  установлены платежи. В тех случаях, когда платеж с разумной точки  зрения несопоставим с выгодой, полученной плательщиком, или с расходом, понесенным государственным органом, пошлинный  принцип следует считать нарушенным. Размер пошлины или сбора, во-вторых, не должен ограничивать возможность  граждан использовать основные конституционные  права, возможность получать от государственных  органов те или иные услуги, поскольку  эти права предоставляются гражданам  вне всякой зависимости от внесения каких-либо платежей.

Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением  административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении  или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые  как компенсация за определенные расходы общества в интересах  конкретных лиц (например, пошлины с  владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее  действие на автодороги). Выделяют также  пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и  др.

В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная.

Государственная пошлина взимается  за ряд услуг в пользу плательщика -- принятие исковых заявлений и  других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого  права (например, право на охоту.

Регистрационные пошлины взимаются  при обращении лица с заявкой  о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.

Таможенные пошлины взимаются  при совершении экспортно-импортных  операций.

В СССР разграничение понятий пошлины  и сбора проводилось в зависимости  от того, куда поступали уплачиваемые средства. Если они поступали в  бюджет независимо от того, кому они  непосредственно уплачивались (так  называемые фискальные таксы), то такие  платежи называли пошлиной. Если платеж поступал в пользу организации, которой  и уплачивался (так называемые чиновничьи таксы), такой платеж называли сбором. В российском законодательстве 1991-1998 годов сбором в основном, называют платежи за обладание специальным  правом (сбор за право торговли, сбор за использование местной символики  и т.п.). К пошлинам относятся средства, уплачиваемые за совершение в пользу налогоплательщиков юридически значимых действий (оказание административных услуг: выдача паспорта, регистрация  актов гражданского состояния, принятие дела к судебному рассмотрению и  т.п.). Кроме того, пошлины взимаются  за пользование государственным  имуществом либо за предоставление лицу каких-либо услуг, не относящихся к  административным (например, за пользование  улицей для проведения киносъемок, если это требует специальных  мероприятий государственных органов - ограничение движения и т.п.).

Особое внимание к институту  государственной пошлины проявилось в конце 70-х годов, когда Президиум  Верховного Совета СССР издал Указ от 29 июня 1979г, регулирующий порядок  взимания госпошлины. С этого времени  институт госпошлины совершенствовался  и модернизировался. Серьезные изменения  по ставкам государственной пошлины  были внесены 25 октября 1989 года Постановлением Совета Министров СССР. «На основании этого документа уменьшилась государственная пошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону или завещанию в отношении пережившего супруга, родителей или совершеннолетних детей, увеличен размер госпошлины за удостоверение договоров отчуждения (дарения, купли-продажи, мены) жилых домов, увеличены размеры госпошлин за удостоверение доверенностей, отменена госпошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство (как по закону, так и по завещанию) на жилой дом, пай в ЖСК, если наследники проживали совместно с наследодателем, на денежные вклады в отделениях Сбербанка СССР, страховые суммы и т.д.».

В 1991 году на территории Российской Федерации  вступил в силу Закон РФ от 09.12.91 N 2005-1 «О государственной пошлине». В данном Законе было дано определение государственной пошлины и закреплены ее основные элементы: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.

Информация о работе ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА