Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 03:03, дипломная работа
Государство является особым субъектом права, обладающим некоторыми исключительными правами. В частности государство в лице его органов, наделенных специальной компетенцией, может регулировать общественные отношения, возникающие в процессе взаимоотношений хозяйствующих субъектов и граждан с государственными органами: рассмотрение дел в судах, государственную регистрацию, совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния и др.
В ходе многочисленных правовых, хозяйственных, имущественных, денежных и иных отношений определяются права и ответственность различных сторон. Рассмотрением этих дел заняты органы государственной власти и управления, а также их центральные и местные учреждения. Это большое число административных, судебных и других органов, которые в рамках предоставленных им полномочий фиксируют, утверждают и заверяют всевозможные права и документы, рассматривают различные акты гражданского состояния, спорные вопросы, выносят по им решения и т.д. Оформление этих дел производится за плату, которая затем поступает в бюджет в виде государственной пошлины.
Введение 3
Глава i. Теоретические основы формирования государственной пошлины 5
1.1 Понятие государственной пошлины, виды государственной пошлины, её назначение 5
1.2 Место государственной пошлины в налоговой системе РФ 10
1.3 Государственная пошлина в налоговой системе стран СНГ 12
Глава ii. Экономические основы уплаты государственной пошлины 17
2.1 Плательщики государственной пошлины, объект обложения, система ставок, порядок и сроки уплаты, льготы для некоторых категорий лиц 17
2.2 Особенности уплаты и размеры государственной пошлины 23
2.3 Порядок возврата государственной пошлины из бюджета 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Введение
Глава i. Теоретические
основы формирования государственной
пошлины
1.1 Понятие государственной
1.2 Место государственной пошлины
в налоговой системе РФ
1.3 Государственная пошлина в
налоговой системе стран СНГ
Глава ii. Экономические
основы уплаты государственной пошлины
2.1 Плательщики государственной
пошлины, объект обложения,
2.2 Особенности уплаты и размеры государственной пошлины 23
2.3 Порядок возврата
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Государство является особым
субъектом права, обладающим некоторыми
исключительными правами. В частности
государство в лице его органов,
наделенных специальной компетенцией,
может регулировать общественные отношения,
возникающие в процессе взаимоотношений
хозяйствующих субъектов и
В ходе многочисленных правовых, хозяйственных, имущественных, денежных и иных отношений определяются права и ответственность различных сторон. Рассмотрением этих дел заняты органы государственной власти и управления, а также их центральные и местные учреждения. Это большое число административных, судебных и других органов, которые в рамках предоставленных им полномочий фиксируют, утверждают и заверяют всевозможные права и документы, рассматривают различные акты гражданского состояния, спорные вопросы, выносят по им решения и т.д. Оформление этих дел производится за плату, которая затем поступает в бюджет в виде государственной пошлины.
Изначально порядок взимания государственной пошлины был определен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1979 г., затем Постановлением Совета Министров СССР ставки государственной пошлины были изменены, причем эти изменения носили дифференцированный характер (как в сторону увеличения или уменьшения, так и в сторону отмены по некоторым основаниям).
Таким образом, исследование института
государственной пошлины
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что современные рыночные отношения требуют все большего внимания со стороны государства, поэтому изменения в правовой системе привели к возрастанию роли государственной пошлины в налоговой системе.
Целью дипломной работы является раскрытие сущности государственной пошлины и улучшения порядка исчисления.
Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма функционирования государственной пошлины в России.
Объектом дипломной работы является государственная пошлина Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
1) определить назначение государственной пошлины;
2) охарактеризовать виды государственной пошлины;
3) изучить нормативно-правовую базу государственной пошлины;
4) раскрыть механизм исчисления
и уплаты государственной
5) привести основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины;
6) рассмотреть совершенствование
законодательства о
Источниками, используемыми в процессе достижения поставленной цели, являются законодательные акты и нормативные документы, регулирующие порядок расчетов по государственной пошлине, а также книги и статьи ведущих российских ученых-экономистов, специалистов по налогообложению.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические основы формирования государственной пошлины
1.1 Понятие государственной пошлины, виды государственной пошлины, её назначение
Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.
Пошлины, в отличие от налогов
имеют целью лишь покрытие издержек
государственного учреждения, а не
извлечение дохода. Пошлины и сборы
не имеют финансового значения, присущего
налогам. При уплате пошлины или
сбора всегда присутствуют специальная
цель (за что конкретно уплачивается
пошлина) и специальные интересы
(плательщик в той или иной мере
непосредственно ощущает
Цель взыскания пошлины или
сбора (пошлинный принцип) состоит
лишь в покрытии без убытка, но и
без чистого дохода, издержек учреждения,
в связи с деятельностью
Данное обстоятельство свидетельствует
о том, что пошлины и сборы,
хотя и взимаются в связи с
оказанием индивидуальных услуг, не
могут рассматриваться как
Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда -- поддержанием режима законности.
Пошлина не обеспечивает существование
государственного органа, так как
он может финансироваться и из
других источников. Наоборот, взимание
пошлины обусловлено
Характер пошлин и сборов предполагает
использование иных принципов при
определении размера платежа, нежели
те, которые применяются при
Размер пошлины или сбора, во-первых,
должен быть обоснован. При определении
их сумм нельзя исходить лишь из финансовых
соображений -- размеры сумм необходимо
сопоставлять с целями, ради которых
установлены платежи. В тех случаях,
когда платеж с разумной точки
зрения несопоставим с выгодой, полученной
плательщиком, или с расходом, понесенным
государственным органом, пошлинный
принцип следует считать
Виды пошлин различны. Выделяют пошлины,
взимаемые в связи с
В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная.
Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика -- принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту.
Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.
Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.
В СССР разграничение понятий пошлины
и сбора проводилось в
Особое внимание к институту
государственной пошлины
В 1991 году на территории Российской Федерации вступил в силу Закон РФ от 09.12.91 N 2005-1 «О государственной пошлине». В данном Законе было дано определение государственной пошлины и закреплены ее основные элементы: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.