ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 03:03, дипломная работа

Описание работы

Государство является особым субъектом права, обладающим некоторыми исключительными правами. В частности государство в лице его органов, наделенных специальной компетенцией, может регулировать общественные отношения, возникающие в процессе взаимоотношений хозяйствующих субъектов и граждан с государственными органами: рассмотрение дел в судах, государственную регистрацию, совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния и др.
В ходе многочисленных правовых, хозяйственных, имущественных, денежных и иных отношений определяются права и ответственность различных сторон. Рассмотрением этих дел заняты органы государственной власти и управления, а также их центральные и местные учреждения. Это большое число административных, судебных и других органов, которые в рамках предоставленных им полномочий фиксируют, утверждают и заверяют всевозможные права и документы, рассматривают различные акты гражданского состояния, спорные вопросы, выносят по им решения и т.д. Оформление этих дел производится за плату, которая затем поступает в бюджет в виде государственной пошлины.

Содержание работы

Введение 3
Глава i. Теоретические основы формирования государственной пошлины 5
1.1 Понятие государственной пошлины, виды государственной пошлины, её назначение 5
1.2 Место государственной пошлины в налоговой системе РФ 10
1.3 Государственная пошлина в налоговой системе стран СНГ 12
Глава ii. Экономические основы уплаты государственной пошлины 17
2.1 Плательщики государственной пошлины, объект обложения, система ставок, порядок и сроки уплаты, льготы для некоторых категорий лиц 17
2.2 Особенности уплаты и размеры государственной пошлины 23
2.3 Порядок возврата государственной пошлины из бюджета 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

Файлы: 1 файл

ГОС. ПОШЛИНА.docx

— 109.88 Кб (Скачать файл)

Определение государственной  пошлины, данное в статье 333.16 НК РФ, претерпело значительное изменение  по сравнению с определением, содержащимся в Законе «О государственной пошлине», согласно которому государственная пошлина определялась как обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Чем именно являлся этот платеж - налогом или сбором - в Законе «О государственной пошлине» не говорилось.

Государственная пошлина  в соответствии с главой 25.3 НК РФ это сбор, взимаемый с плательщиков при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Понятие сбора приведено  в статье 8 первой части НК РФ:

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными  органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая  предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Пунктом 10 статьи 13 НК РФ государственная  пошлина отнесена к федеральным  налогам и сборам. Ранее по поводу того, чем именно является государственная пошлина, налогом или сбором, существовали неоднозначные мнения. В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 9 апреля 2002 года №70-О было сказано, что государственная пошлина является законно установленным федеральным сбором. Определение Конституционного суда от 10 декабря 2002 года №283-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 года №8 «О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков  обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров» (далее Определение Конституционного суда №283-О) рассматривает правовую природу патентной пошлины и в нем, в частности, сказано,  что, указывая государственную пошлину в перечне федеральных налогов и сборов, Налоговый кодекс не определяет при этом, налогом или сбором она является. Также обращено внимание на то, что любой платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога и сбора, предусмотренных законом.

Определение Конституционного суда №283-О акцентирует внимание на индивидуально-возмездном и компенсационном  характере патентных пошлин, которые  являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором.

Налоговый кодекс РФ называет в качестве плательщиков государственной пошлины  физических лиц и организаций (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ).

Под объектом взимания государственной  пошлины необходимо понимать юридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение у  заинтересованного лица обязанности  уплаты пошлины. С принятием Налогового кодекса РФ перечень юридически значимых действий, за которые предусматривается  уплата государственной пошлины, был  значительно расширен. В данный перечень включены такие действия, за совершение которых ранее взимались сборы  или иные платежи, например: за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц ранее взимался сбор; лицензионный сбор взимался за совершение действий связанных с лицензированием; пробирная плата взималась за клеймение изделий из драгоценных металлов государственным пробирным клеймом и связанные с этим действия, ныне все перечисленные действия должны оплачиваться государственной пошлиной.

В Налоговом кодексе РФ представлены следующие группы юридически значимых действий:

 действия, связанные с рассмотрением  дел в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;

 действия, связанные с рассмотрением  дел в арбитражных судах;

 действия, связанные с рассмотрением  дел Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами  субъектов РФ;

 нотариальные действия;

 действия, связанные с государственной  регистрацией актов гражданского  состояния и другие юридически  значимые действия, совершаемые  органами записи актов гражданского  состояния и иными уполномоченными  органами;

 действия, связанные с приобретением  гражданства РФ или выходом  из гражданства РФ, а также  с въездом в РФ или выездом  из РФ;

 действия по официальной  регистрации программы для электронных  вычислительных машин, базы данных  и топологии интегральной микросхемы;

 действия, связанные с осуществлением  федерального пробирного надзора;

 государственная регистрация,  а также прочие юридически  значимые действия.

Сроки уплаты государственной пошлины  установлены п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ. По общему правилу, государственная  пошлина уплачивается или до совершения действий (например, до совершения нотариальных действий) или до подачи заявлений  и иных документов на совершение юридически значимых действий.

В главе 25.3 содержится ряд исключений из данного правила. Так, государственная  пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда:

- лицами, выступающими ответчиками  в судах, если решение суда  принято не в их пользу и  истец освобожден от уплаты  государственной пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ)

- при затруднительности определения  цены иска в момент его предъявления  в суд общей юрисдикции, мировому  судье размер государственной  пошлины предварительно устанавливается  судьей с последующей доплатой  недостающей суммы государственной  пошлины на основании цены  иска, определенной судом при  разрешении дела (подп. 9 п. 1 ст. 333.20 НК  РФ)

- при доплате государственной  пошлины в случае увеличении  истцом размера исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)

- при доплате государственной  пошлины, в случае если суд  выйдет за пределы исковых  требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)

Сроки уплаты государственной пошлины, установленные Налоговым кодексом РФ, могут быть изменены органом, совершающим  юридически значимое действие, по ходатайству  заинтересованного лица об отсрочке или рассрочке уплаты государственной  пошлины в порядке, установленным  ст. 333.41 Налогового кодекса РФ.

Государственная пошлина должна быть уплачена по месту совершения юридически значимых действий. Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ). Данное правило закреплено и в общей части Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ) и продублировано в статье, регулирующей порядок уплаты государственной пошлины.

Доказательством уплаты государственной  пошлины наличными денежными  средствами является:

- квитанция, выдаваемой плательщику  банком;

- квитанция, выдаваемой плательщику  должностным лицом или кассой  органа, в который произведена  оплата.

Лишь при предоставлении указанных  доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины в соответствующий  бюджет, уполномоченный орган (должностное  лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношении плательщика.

До введения в действие главы 25.3 Налогового кодекса РФ иностранным  организациям, не имеющим в Российской Федерации ни рублевых счетов, ни филиалов, ни представительств, физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами  РФ, предоставлялось право уплачивать государственную пошлину через  уполномоченных представителей-резидентов Российской Федерации, имеющих валютные и рублевые счета.

Обязанность по уплате государственной  пошлины возникает:

 в случае обращения за  совершением юридически значимых  действий, предусмотренных Налоговым  кодексом РФ;

 если указанные лица выступают  ответчиками в судах общей  юрисдикции, арбитражных судах или  по делам, рассматриваемым мировыми  судьями, и если при этом  решение суда принято не в  их пользу и истец освобожден  от уплаты государственной пошлины  в соответствии с Налоговым  кодексом РФ.

 

2.2 Особенности уплаты  и размеры государственной пошлины

 

Государственная пошлина уплачивается в семи случаях, указанных выше. Рассмотрим наиболее чаще встречающиеся.

По делам, рассматриваемым в  судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина  уплачивается с учетом следующих  особенностей6:]

  1. при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

 

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (Ст.333.19 НК) 7

 

Дело

Размер пошлины

 

При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

 

 

 

1

до 20 000 рублей

4% цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля  до 100 000 рублей

800 рублей + 3% суммы,  превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля  до 200 000 рублей

3 200 рублей + 2% суммы,  превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля  до 1 000 000 рублей

5 200 рублей + 1% суммы,  превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей

13 200 рублей + 0,5% суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей

2

При подаче заявления  о вынесении судебного приказа

50% размера гос.  пошлины, взимаемой при подаче  искового заявления имущественного  характера;

 

3

При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также  искового заявления неимущественного характера:

для физических лиц

200 рублей;

для организаций

4 000 рублей;

4

При подаче надзорной  жалобы

в размере государственной  пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера

5

При подаче искового заявления о расторжении брака

400 рублей;

 

6

При подаче заявления  об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц:

для физических лиц

200 рублей;

для организаций

3 000 рублей;

7

При подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций

 

 

200 рублей;

8

При подаче заявления  по делам особого производства

200 рублей;

9

При подаче апелляционной  жалобы и (или) кассационной жалобы

50% размера гос.  пошлины, подлежащей уплате при  подаче искового заявления неимущественного  характера;

10

При подаче заявления  о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений  третейского суда

1 500 рублей;

11

При подаче заявления  об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде

200 рублей;

12

При подаче заявления  об отмене решения третейского суда

1 500 рублей;

13

При подаче заявления  по делам о взыскании алиментов

100 рублей. Если  судом выносится решение о  взыскании алиментов как на  содержание детей, так и на  содержание истца, размер гос.  пошлины увеличивается в два  раза.

14

При подаче заявления  о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

 

 

для физических лиц - 200 рублей;

для организаций - 4 000 рублей.


 

По делам, рассматриваемым  в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина  уплачивается с учетом следующих  особенностей:

  1. при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
  2. цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом, а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством РФ;
  3. при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:
    • если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом:
    • если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество
      • для физических лиц - 200 рублей;
      • для организаций - 4 000 рублей;
  4. при предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в общем порядке;
  5. при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;
  6. в случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;
  7. при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, государственная пошлина не уплачивается; 
  8. в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований;
  9. при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в 10-ти дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда; 
  10. при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в 10-ти дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается плательщику. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;
  11. при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен; 
  12. при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;
  13. при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа уплаченная государственная пошлина засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;

Информация о работе ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА