Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 03:03, дипломная работа
Государство является особым субъектом права, обладающим некоторыми исключительными правами. В частности государство в лице его органов, наделенных специальной компетенцией, может регулировать общественные отношения, возникающие в процессе взаимоотношений хозяйствующих субъектов и граждан с государственными органами: рассмотрение дел в судах, государственную регистрацию, совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния и др.
В ходе многочисленных правовых, хозяйственных, имущественных, денежных и иных отношений определяются права и ответственность различных сторон. Рассмотрением этих дел заняты органы государственной власти и управления, а также их центральные и местные учреждения. Это большое число административных, судебных и других органов, которые в рамках предоставленных им полномочий фиксируют, утверждают и заверяют всевозможные права и документы, рассматривают различные акты гражданского состояния, спорные вопросы, выносят по им решения и т.д. Оформление этих дел производится за плату, которая затем поступает в бюджет в виде государственной пошлины.
Введение 3
Глава i. Теоретические основы формирования государственной пошлины 5
1.1 Понятие государственной пошлины, виды государственной пошлины, её назначение 5
1.2 Место государственной пошлины в налоговой системе РФ 10
1.3 Государственная пошлина в налоговой системе стран СНГ 12
Глава ii. Экономические основы уплаты государственной пошлины 17
2.1 Плательщики государственной пошлины, объект обложения, система ставок, порядок и сроки уплаты, льготы для некоторых категорий лиц 17
2.2 Особенности уплаты и размеры государственной пошлины 23
2.3 Порядок возврата государственной пошлины из бюджета 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Определение государственной пошлины, данное в статье 333.16 НК РФ, претерпело значительное изменение по сравнению с определением, содержащимся в Законе «О государственной пошлине», согласно которому государственная пошлина определялась как обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Чем именно являлся этот платеж - налогом или сбором - в Законе «О государственной пошлине» не говорилось.
Государственная пошлина в соответствии с главой 25.3 НК РФ это сбор, взимаемый с плательщиков при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Понятие сбора приведено в статье 8 первой части НК РФ:
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».
Пунктом 10 статьи 13 НК РФ государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам. Ранее по поводу того, чем именно является государственная пошлина, налогом или сбором, существовали неоднозначные мнения. В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 9 апреля 2002 года №70-О было сказано, что государственная пошлина является законно установленным федеральным сбором. Определение Конституционного суда от 10 декабря 2002 года №283-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 года №8 «О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров» (далее Определение Конституционного суда №283-О) рассматривает правовую природу патентной пошлины и в нем, в частности, сказано, что, указывая государственную пошлину в перечне федеральных налогов и сборов, Налоговый кодекс не определяет при этом, налогом или сбором она является. Также обращено внимание на то, что любой платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога и сбора, предусмотренных законом.
Определение Конституционного суда №283-О акцентирует внимание на индивидуально-возмездном и компенсационном характере патентных пошлин, которые являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором.
Налоговый кодекс РФ называет в качестве плательщиков государственной пошлины физических лиц и организаций (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ).
Под объектом взимания государственной пошлины необходимо понимать юридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение у заинтересованного лица обязанности уплаты пошлины. С принятием Налогового кодекса РФ перечень юридически значимых действий, за которые предусматривается уплата государственной пошлины, был значительно расширен. В данный перечень включены такие действия, за совершение которых ранее взимались сборы или иные платежи, например: за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц ранее взимался сбор; лицензионный сбор взимался за совершение действий связанных с лицензированием; пробирная плата взималась за клеймение изделий из драгоценных металлов государственным пробирным клеймом и связанные с этим действия, ныне все перечисленные действия должны оплачиваться государственной пошлиной.
В Налоговом кодексе РФ представлены следующие группы юридически значимых действий:
действия, связанные с рассмотрением дел в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;
действия, связанные с рассмотрением дел в арбитражных судах;
действия, связанные с рассмотрением дел Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ;
нотариальные действия;
действия, связанные с государственной
регистрацией актов
действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ;
действия по официальной
регистрации программы для
действия, связанные с осуществлением
федерального пробирного
государственная регистрация, а также прочие юридически значимые действия.
Сроки уплаты государственной пошлины установлены п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ. По общему правилу, государственная пошлина уплачивается или до совершения действий (например, до совершения нотариальных действий) или до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий.
В главе 25.3 содержится ряд исключений из данного правила. Так, государственная пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда:
- лицами, выступающими ответчиками в судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ)
- при затруднительности
- при доплате государственной
пошлины в случае увеличении
истцом размера исковых
- при доплате государственной пошлины, в случае если суд выйдет за пределы исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)
Сроки уплаты государственной пошлины,
установленные Налоговым
Государственная пошлина должна быть уплачена по месту совершения юридически значимых действий. Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ). Данное правило закреплено и в общей части Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ) и продублировано в статье, регулирующей порядок уплаты государственной пошлины.
Доказательством уплаты государственной пошлины наличными денежными средствами является:
- квитанция, выдаваемой
- квитанция, выдаваемой
Лишь при предоставлении указанных
доказательств, подтверждающих уплату
государственной пошлины в
До введения в действие главы 25.3
Налогового кодекса РФ иностранным
организациям, не имеющим в Российской
Федерации ни рублевых счетов, ни филиалов,
ни представительств, физическим лицам,
не являющимся налоговыми резидентами
РФ, предоставлялось право
Обязанность по уплате государственной пошлины возникает:
в случае обращения за
совершением юридически
если указанные лица
2.2 Особенности уплаты
и размеры государственной
Государственная пошлина уплачивается в семи случаях, указанных выше. Рассмотрим наиболее чаще встречающиеся.
По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей6:]
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (Ст.333.19 НК) 7
№ |
Дело |
Размер пошлины | |
При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: | |||
1 |
до 20 000 рублей |
4% цены иска, но не менее 400 рублей; | |
от 20 001 рубля до 100 000 рублей |
800 рублей + 3% суммы, превышающей 20 000 рублей; | ||
от 100 001 рубля до 200 000 рублей |
3 200 рублей + 2% суммы, превышающей 100 000 рублей; | ||
от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей |
5 200 рублей + 1% суммы, превышающей 200 000 рублей; | ||
свыше 1 000 000 рублей |
13 200 рублей + 0,5% суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей | ||
2 |
При подаче заявления о вынесении судебного приказа |
50% размера гос.
пошлины, взимаемой при подаче
искового заявления | |
3 |
При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: | ||
для физических лиц |
200 рублей; | ||
для организаций |
4 000 рублей; | ||
4 |
При подаче надзорной жалобы |
в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера | |
5 |
При подаче искового заявления о расторжении брака |
400 рублей; | |
6 |
При подаче заявления
об оспаривании нормативных | ||
для физических лиц |
200 рублей; | ||
для организаций |
3 000 рублей; | ||
7 |
При подаче заявления об
оспаривании решения или |
200 рублей; | |
8 |
При подаче заявления по делам особого производства |
200 рублей; | |
9 |
При подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы |
50% размера гос.
пошлины, подлежащей уплате | |
10 |
При подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда |
1 500 рублей; | |
11 |
При подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде |
200 рублей; | |
12 |
При подаче заявления об отмене решения третейского суда |
1 500 рублей; | |
13 |
При подаче заявления по делам о взыскании алиментов |
100 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер гос. пошлины увеличивается в два раза. | |
14 |
При подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. |
для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 4 000 рублей. |
По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей: