Государственная пошлина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ системы налогообложения по уплате государственной пошлины.
В рамках этой общей цели определены следующие, связанные с ней задачи:
1) дать характеристику понятию и значению госпошлины;
2) определить плательщиков, объект обложения, порядок и сроки уплаты госпошлины;
3) рассмотреть виды, размер ставок и льготы по госпошлине;
4) определить основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3

1 Теоритические основы государственной пошлины

1.1 Государственная пошлина: понятие и виды ………..……....………….. 5

1.2 Плательщики, объект обложения, порядок и сроки взимания государственной пошлины ……………………………………………..……. 9

1.3 Льготы по государственной пошлине ………………………………….. 13

2 Виды ставок государственной пошлины …………………………………. 16

3 Место государственной пошлины в налоговой системе РФ…………….. 20

4 Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины…. 22

Заключение ………………………………………………………………….... 26

Список использованной литературы ……………………………………….. 29

Файлы: 1 файл

Налоги_курс .doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

     Введение

          Актуальность темы курсовой работы обусловлена значением налогов в жизнедеятельности любого государства, так как в условиях рыночных отношений и особенно в кризисный период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой государственного регулирования экономики.

     От  того насколько правильно заведен  механизм действия фискальной политики и построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование народного хозяйства. Поэтому данная проблема относится к наиболее актуальным задачам современности. Эта задача находит свое отражение в рассмотрении таких основополагающих элементов налоговой системы как Федеральные налоги и сборы. С их помощью государство воздействует на достижение равновесного объема национального производства, экономической стабильности и полной занятости. В целом сущностью налогообложения является установление таких налогов и объемов государственных расходов, которые помогли бы развиваться экономики стабильно, без глубоких спадов.

     Объектом  исследования данной курсовой работы является один из сборов, уплачиваемых на территории РФ, а именно государственная  пошлина.

     Целью работы является анализ системы налогообложения по уплате государственной пошлины.

     В рамках этой общей цели определены следующие, связанные с ней задачи:

     1) дать характеристику понятию  и значению госпошлины;

     2) определить плательщиков, объект  обложения, порядок и сроки  уплаты госпошлины;

     3) рассмотреть виды, размер ставок и льготы по госпошлине;

     4) определить основания и порядок  возврата или зачета государственной  пошлины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы государственной пошлины.

    1.1 Государственная  пошлина: понятие  и виды 

     Фактически  ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без  использования в своей налоговой  системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете  государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.

     На  сегодняшний день государственная  пошлина регулируется Главой 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации [23. c. 270].

     Законодательство  рассматривает государственную  пошлину как федеральный сбор, взимаемый с организаций и физических лиц уполномоченными на то органами или должностными лицами за совершение юридически значимых действий, в том числе выдачу документов, их копий и дубликатов [12. c. 296].

     При этом в Кодексе предусмотрено, что государственная пошлина взимается при обращении плательщика сбора исключительно в государственные органы, органы местного самоуправления, в другие органы и к должностным лицам, которые уполномочены федеральными или региональными законами или же нормативными правовыми актами органов местного самоуправления [21. c. 546].

     Государственная пошлина входит в группу платежей федерального уровня, однако на основании ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год может зачисляться в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ [19. c. 594].

     Поскольку государственная пошлина является сбором, включенным в российскую налоговую систему, то на порядок ее исчисления и уплаты в бюджет распространяются все положения, установленные Налоговым кодексом РФ. При этом необходимо подчеркнуть, что государственная пошлина была включена в налоговую систему с первых лет ее формирования, несмотря на то, что из системы налогов за непродолжительную историю были исключены или переведены в категорию неналоговых платежей многочисленные налоги и сборы [17. c. 454].

     Ранее определение понятия государственной  пошлины давалось в ст. 1 Закона РФ "О государственной пошлине", согласно которой под государственной  пошлиной понимался установленный  названным Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами [3. c. 3].

     Глава 25.3 НК РФ определила правовую природу  государственной пошлины - это не просто платеж, а именно сбор, под которым понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [9. c. 390].

     Можно выделить следующие характерные  черты государственной пошлины:

  1. обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;
  2. определенный регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги;
  3. значимый фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам определенный доход от установления государства на отдельные виды услуг;
  4. учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней.

     Виды  государственной  пошлины

     Государственная пошлина делится по характеру  предоставляемых государственными органами услуг. Классификация представлена в таблице 1 [11. c. 177].

     Выделяют  семь групп:

  1. в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
  2. в нотариальные органы;
  3. в органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы) и иные уполномоченные органы;
  4. в органы внутренних дел и другие уполномоченные органы при совершении действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации, выходом из гражданства Российской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации;
  5. в федеральные органы исполнительной власти по вопросам официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;
  6. в государственные учреждения по осуществлению федерального пробирного надзора;
  7. осуществление государственной регистрации и прочих юридически значимых действий [22. с. 47].

     Последняя группа наиболее обширна по своему составу. Однако для предоставлений о широте охвата приведем некоторые  примеры. Облагается государственной  пошлиной государственная регистрация: юридического лица, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, политической партии, средств массовой информации, договоров об ипотеке, договоров о залоге транспортных средств, воздушных и морских судов и совершение иных регистрационных действий с ними, выпуска эмиссионных ценных бумаг и иные регистрационные действия.

     Кроме того, в составе этой группы облагается государственной пошлиной и осуществление  прочих юридически значимых действий:

  1. выдача лицензий на право осуществления лицензируемых видов деятельности;
  2. предоставление разрешений на право вывоза культурных ценностей;
  3. истребование документов;
  4. проведение аттестации;
  5. выдача разрешения на распространение наружной рекламы;
  6. право использования наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц и другие действия [13. c. 567-568].
 

     Таблица 1.

     Характеристика  предоставляемых государственных  пошлин

Вид пошлин Объект обложения Адресность  поступлений
Судебная Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды и Конституционный  суд РФ

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции

Нотариальные  действия

Государственная регистрация актов гражданского состояния

Рассмотрение  и выдача документов, связанных с приобретением (выходом из) гражданства

Федеральный бюджет
Местный бюджет
Нотариальная 
Административная 
Регистрационная

 

      1.2. Плательщики, объект обложения, порядок и сроки взимания государственной пошлины

 

     Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, в случае если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25 НК РФ, или выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ.

     К организациям относятся коммерческие и некоммерческие юридические лица, в том числе иностранные; органы государственной власти и управления, выполняющие в соответствии с Законом и Положениями функции управления муниципальным и государственным имуществом; крестьянские фермерские хозяйства, образованные до 1996 года и прошедшие перерегистрацию в налоговом органе как юридические лица.

     К физическим лицам относятся граждане РФ, лица без гражданства и иностранные  граждане, а также индивидуальные предприниматели, действующие без  образования юридического лица.

     К юридически значимым действиям по смыслу главы 25 НК РФ относятся, в частности:

  • нотариальные действия;
  • государственная регистрация актов гражданского состояния;
  • действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ;
  • государственная регистрация юридических лиц, политических партий, средств массовой информации.

     В главе 25.3 НК РФ не прописан объект обложения  государственной пошлиной. Однако, исходя из текста данного документа, можно сделать предположение, что  объектом обложения признаются:

     1) услуги судебных учреждений;

     2) совершение нотариальных действий;

     3) совершение действий, связанных  с оформлением актов гражданского  состояния;

     4) совершение действий, связанных  с приобретением гражданства  Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации;

     5) официальная регистрация программ  для электронных вычислительных  машин, базы данных и топологий  интегральных микросхем;

     6) совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;

     7) государственная регистрация юридического  или физического лица, государственная  регистрация выпуска ценных бумаг,  средств массовой информации, за  право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации, а также совершение прочих юридически значимых действий.

     С введением главы 25.3 НК РФ, увеличилось  количество объектов обложения. К примеру, Минобразования России обеспечивает проставление апостиля на официальных документах об образовании, выдаваемых в Российской Федерации, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации выдает свидетельства об эквивалентности зарубежных документов о соответствующем образовании и об ученых званиях профессора по кафедре, доцента по кафедре, полученных в иностранных государствах. За совершение указанных действий предусмотрено взимание государственной пошлины в следующих размерах: за проставление апостиля – 1 500 руб., за легализацию документов – 200 руб. за каждый документ. В действовавшем ранее законодательстве взимание государственной пошлины за выдачу свидетельства об эквивалентности документов предусмотрено не было.

Информация о работе Государственная пошлина