Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 21:02, курсовая работа
Среди направлений государственной промышленной политики рассмотрим основные из них, а именно:
- влияние государства на конкурентоспособность промышленного производства;
- деятельность государства по повышению эффективности рыночных механизмов;
- воздействие государства на отраслевую структуру производства;
- возможности государства по стимулированию инвестиционного процесса.
9) равный доступ
субъектов деятельности в
10) интеграция науки, образования и промышленности;
11) учет интересов
субъектов Российской
Статья 5. Участники формирования промышленной политики и ее реализации
1. Участниками
формирования промышленной
2. Полномочия
Государственной корпорации по
атомной энергии "Росатом" в
области формирования и
Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в сфере промышленной политики
1. Правительство
Российской Федерации в
1) утверждает
документы стратегического
2) утверждает
критерии отнесения продукции
к промышленной продукции, не
имеющей произведенных в
3) утверждает
порядок применения мер
4) утверждает
порядок создания, эксплуатации
и совершенствования
5) устанавливает
требования к индустриальным (промышленным)
паркам, управляющим компаниям
6) утверждает
порядок заключения
7) утверждает
типовые формы специального
8) утверждает
перечень показателей, используемых
для сопоставления условий
9) устанавливает
целевые показатели
2. Правительство
Российской Федерации
3. Уполномоченный
орган наряду с полномочиями
в сфере реализации
1) осуществляет
подготовку и опубликование в
средствах массовой информации
ежегодного доклада о
2) участвует
от имени Российской Федерации
в разработке и заключении
специальных инвестиционных
3) обеспечивает
создание, эксплуатацию и
4) подтверждает
соответствие индустриальных (промышленных)
парков требованиям, установленным
Правительством Российской
5) заключает
с высшими исполнительными
Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики
1. К полномочиям
органов государственной
1) принятие
законов и иных нормативных
правовых актов субъектов
2) разработка
и реализация региональных
3) содействие
развитию межрегионального и
международного сотрудничества
субъектов деятельности в
4) информирование
субъектов деятельности в
5) установление
дополнительных требований к
индустриальным (промышленным) паркам,
управляющим компаниям
6) осуществление
иных предусмотренных
2. Органы государственной
власти субъектов Российской
Федерации вправе передавать
отдельные полномочия в сфере
промышленной политики органам
местного самоуправления в
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в сфере промышленной политики
Органы местного самоуправления вправе осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.[4, интернет ресурс]
Государственная ПП в разных странах существенно различается, но вместе с тем имеет следующие общие моменты:
- учет рыночного механизма;
- общий упор
на предание промышленности
- оказание помощи тем отраслям и сферам промышленности, где нет рыночных стимулов или они слабы.
В России ПП в настоящее время имеет следующие недостатки:
- фрагментарность ее осуществления;
- бессистемность законодательной базы;
- отсутствие общей методологической основы, особенно в плане определения приоритетов ПП;
- отсутствие единого органа, реализующего ПП в стране.
На современном этапе переоценки постиндустриальных концепций реиндустриализация прочно вошла в повестку дня всех развитых стран. Многие страны мира реализуют государственную промышленную политику, причем на постоянной основе. В США после отрезвляющего влияния финансового кризиса 2008-09 гг. активно осуществляется настоящая реиндустриализация и уже достигнуты определенные успехи.
В России из года в год уже на протяжении многих лет темпы роста промышленного производства отстают от темпов роста ВВП. Обрабатывающие производства с 2014 г. начали стагнировать, а в августе и вовсе пошло сокращение (-0,6% к августу 2013 г. при сокращении инвестиций в основной капитал – на 2,7%)
Несмотря на акцентированный курс на «стратегизацию» и модернизацию национальной экономики РФ (Стратегия 2020, Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г; принятые государственные программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и «Развитие науки и технологий» и др.), Россия до сих пор живет, прежде всего, на доходы от экспорта углеводородного сырья, доля которых в экспортной выручке составляет около 2/3.
В связи с этим необходимо в кратчайшие сроки усовершенствовать и принять Федеральный закон «О промышленной политике Российской Федерации», прошедший первое чтение в Государственной думе 7 октября 2014 года.
Экспертная оценка представленного варианта вскрывает серьезные недоработки. В существующем варианте Закона нет четкого представления о месте и роли промышленной политики в экономическом развитии страны. Промышленная политика рассматривается, прежде всего, как система мероприятий, направленных на компенсацию ущербного положения, в котором промышленный сектор экономики России оказался в результате радикальных рыночных реформ, осуществляемых в последние 25 лет. В Законе прописаны такие положения, которые должны обеспечить формирование экономико-политической среды, которая бы гарантировала равные конкурентные условия для всех промышленных отраслей в структуре всего народного хозяйства. Но такой методологический посыл, заложенный в Закон, явно недостаточен и неадекватен задачам современного этапа развития России.
Дело в том, что промышленная политика, как её понимают во всем мире, это совокупность государственных регулирующих мероприятий, направленных на создание привилегированных условий для развития отдельных секторов и отраслей как промышленности, так и других сфер экономики. Промышленная политика проводится не для того чтобы обеспечить некие равноценные условия развития всей промышленности, а именно для создания преференциальных условий для определенных сфер, неминуемо, за счет других отраслей.
В существующем варианте текста Закона предложены всего две задачи промышленной политики, которые не являются собственно настоящими задачами промышленной политики, понимаемой как дополнительные усилия государства по созданию точек роста национальной экономики, прогрессивных структурных сдвигов, опережающему технологическому развитию и пр.
В тексте Закона речь идет исключительно о финансовой поддержке и практически не упоминается кредитная поддержка промышленной политики. Финансовая поддержка предполагает безвозмездные условия выделения средств или создание дополнительных преференций в виде, например, налоговых льгот, не подлежащих компенсации со стороны субъектов промышленной деятельности. Кредитная поддержка всегда предполагает льготное, преференциальное обеспечение кредитными ресурсами, подлежащими возврату. Термин «конкурентоспособные» условия долгосрочного заемного финансирования, записанный в Законе, означает «равные», «одинаковые с другими» условиями, так что никакой кредитной поддержки в данном случае не просматривается. Смысл кредитной поддержки предполагает создание лучших, по сравнению со среднерыночными, «конкурентоспособными» условиями кредитования.