Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 21:02, курсовая работа
Среди направлений государственной промышленной политики рассмотрим основные из них, а именно:
- влияние государства на конкурентоспособность промышленного производства;
- деятельность государства по повышению эффективности рыночных механизмов;
- воздействие государства на отраслевую структуру производства;
- возможности государства по стимулированию инвестиционного процесса.
Кроме того, представляется необходимым прописать в данном законопроекте статьи, содержащие меры поддержки всех важнейших комплексов отраслей промышленности (в частности машиностроения, пищевой промышленности и др.), а не только ОПК, как это предусмотрено в существующем варианте).
Вместе с тем, в данном законопроекте важно предусмотреть дифференциацию мер господдержки субъектов промышленной деятельности в зависимости от процента локализации производства (российской доли, как в добавленной стоимости, так и в стоимости российских материалов, комплектующих, деталей и узлов в общей стоимости комплектующих и продукции в целом).
Кроме того, необходимо осуществить корректировку набора инструментов государственной поддержки промышленности, в связи с присоединением России к ВТО и грядущим началом функционирования Евразийского экономического союза.
Вопросы соотнесения промышленной политики со стратегией общегосударственного развития также не получили в тексте Закона должного отражения. В существующем варианте промышленная политика рассматривается в отрыве от других основополагающих документов стратегического развития, указанных в Федеральном законе Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации».
В данном Законе следует предусмотреть формирование Национального промышленного совета – независимого общественного органа, представляющего интересы субъектов российской промышленности и промышленной политики.
Кроме того, данный Закон должен содержать нормы, обязывающие правительство регулярно (к примеру, раз или два в год, а еще лучше – ежеквартально) отчитываться о результатах выполнения мероприятий указанной госпрограммы. При этом важно, чтобы данные отчеты содержали не только информацию о потраченных бюджетных финансовых средствах на конкретные мероприятия, но и конкретные результаты развития промышленности, а также ее комплексов и отраслей, достигнутые в результате проведенных мероприятий. К таким результатам следует отнести рост промышленного производства, причем не только в стоимостном, но и в количественном выражении, показатели обновления и расширения производственной базы, запуск новых производственных (технологических) линий, строительство и ввод новых заводов и фабрик.
Вместе с тем, одновременно с принятием закона «О промышленной политике в Российской Федерации» необходимо внести изменения в Бюджетный, Налоговый, Таможенный, Гражданский кодексы, а также ряд федеральных законов, объект регулирования которых затрагивает в т.ч. и сферу промышленной деятельности. В связи с этим одновременно следует разработать и принять Федеральный Закон «О внесении изменений в законодательство РФ в связи с принятием Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации».
Итак, в настоящий момент Закон о промполитике выглядит как дополнительный заградительный барьер для промышленности России от ветров рыночной конъюнктуры.
Промышленная политика реализуется как методами макроэкономического регулирования (создание правил и условий, мотиваций поведения участников рынка, бюджетное перераспределение ресурсов), так и
методами администрирования. В состав ее инструментов входят также формирование общественного мнения и ценностных социокультурных и личностно-поведенческих шкал, организация диалога рыночных субъектов и государственной власти, согласование интересов на территории (горизонтальное) и межуровневое (вертикаль власти).
В число субъектов промышленной политики, кроме государственных институтов, входят рыночные и региональные субъекты. Причем в условиях незрелости некоторых субъектов элементом самой промышленной политики становится содействие их созреванию, например, стимулирование региональной кластеризации или диалога «бизнес— власть».
В государственной промышленной политике необходимо различать неотложные (антикризисные) и долгосрочные меры. Неотложные меры более тяготеют к корректирующим макроэкономическим решениям, носят «запускающий» характер. Долгосрочные меры должны быть направлены на реализацию стратегических установок, жизненно важных национальных интересов и приоритетов России в экономической сфере.
Заключение
В последние годы проблема государственного воздействия на промышленное развитие страны приобрела большую актуальность. В этой связи, государственная промышленная политика России, в настоящее время должна стать составной частью государственной экономической политики (ГЭП), во многом, обеспечивающей достижение ее целей. Поэтому, разработка и реализация ГПП, является важнейшей задачей государственного управления. Определение особенностей формирования и механизма реализации государственной промышленной политики является одной из важнейших теоретических, методологических и практических задач рыночных преобразований. [5, с.125]
Список использованной литературы
1. Зевин Л.З.
«Экономические структуры
2. Татаркин А. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России // Пробл. теории и практики управл. - 2008. - N 1. - С.8-21.
3. Пилипенко И. Кластерная политика в России // Общество и экономика. - 2007. - N 8. - С.28-64.
4. Зелтынь А.С. Государственная промышленная политика в рыночных экономиках // ЭКО. - 2003. - N 3. - С.42-60.
5. Иванов В.С. Рациональное управление территорией как фактор развития промышленной политики // Микроэкономика. - 2009. - N 5. - С.124-127.
6. Абрамов М. О промышленной политике и налоговом регулировании // Свободная мысль. - 2009. - N 1. - С.101-116.
7. Абрамов М.Д. Промышленная политика и налоговое регулирование // ЭКО. - 2009. - N 1. - С.165-173.
Интернет ресурсы:
1. Интернет ресурсы: Сайт Президента Российской Федерации (http://president.kremlin.ru)
2. Сайт Центра
политической конъюнктуры
3. Российская
газета (http://www.rg.ru/2015/01/12/
4. Федеральный
закон (http://www.rg.ru/2015/01/12/