Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 15:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственных ценных бумаг, их функций и видов, основных участников рынка государственных ценных бумаг, а также особенностей налогообложения дохода по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
определить субъектный состав отношений на рынке ценных бумаг, показать место и роль каждого из участников этого сегмента рынка в организации его работы, а также рассмотреть их налоговые обязательства;
Содержание
Введение
Анализ современной налоговой системы России, а также ретроспективное изучение отечественной новейшей истории налогообложения без сомнения приводят к выводу, что приоритетной целью законодателя при установлении налогов являлось и до сих пор является достижение прямого фискального эффекта. Преобладание фискальной направленности в налогообложении было обусловлено тем, что создание налоговой системы Российской Федерации и первые этапы ее развития проходили в условиях системного экономического кризиса, когда главной задачей неизбежно становилось максимально возможное сокращение дефицита бюджета страны.
Очевидной тенденцией развития современного рынка - его детальная сегментация. При этом одним из системообразующих сегментов финансового сектора рыночной экономики становится рынок ценных бумаг. На этом сегменте выполняются ключевые экономические задачи, как на макроуровне (эффективное перераспределение финансовых ресурсов между всеми хозяйствующими субъектами, включая государство), так и на микроуровне (построение финансовых потоков предприятия, наилучшим образом обслуживающих и развивающих его деятельность).
Отечественный рынок ценных бумаг характеризуется высокой динамичностью, что приводит к появлению качественно новых видов операций, которые востребованы экономическими субъектами, но не могут ими активно использоваться вследствие того, что к этим операциям неприменим установленный общий порядок налогообложения.
В настоящее время можно выделить ряд операций с ценными бумагами, развитие которых требует быстрейшей разработки особого порядка их налогообложения.
Целью курсовой работы является изучение государственных ценных бумаг, их функций и видов, основных участников рынка государственных ценных бумаг, а также особенностей налогообложения дохода по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования является подсистема налогообложения операций с государственными ценными бумагами в Российской Федерации.
1 Государственные ценные бумаги
1.1 Цели выпуска государственных ценных бумаг
Государственные ценные бумаги представляют собой долговые обязательства между государственными учреждениями (организациями, местными органами власти, правительством) и физическими или юридическими лицами. Это могут быть казначейские векселя, различные облигации, акции и т.д.
Под контролем государства осуществляется привлечение свободных денежных средств от населения и частных компаний в бюджет государства или местного органа власти, в качестве долговременного займа.
Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется, согласно Конституции РФ, только по правилам и статьям Федерального закона или органами самоуправления на местах по правовым нормативным актам.
Самым распространенным видом государственных ценных бумаг считаются облигации государственного займа для внутреннего использования. Понятие «облигация» происходит от латинского слова «обязательство» (obligatio). Впервые в России облигации получили распространение еще в 18-м веке.
По указу Екатерины II был создан первый Ассигнационный банк, через который и осуществлялся процесс займа денежных средств от зажиточных граждан в казну государства по облигациям. Таким образом, императрица создала уникальную форму внутреннего кредита в стране, чтобы покрыть дефицит бюджета в государстве, ослабленного после русско-турецких войн.
Цели выпускаются государственные ценные бумаги в наши дни:
1.2 Разновидности и назначения ГЦБ
В практике мировых рынков ценных бумаг используются следующие способы выплаты доходов по государственным долговым обязательствам:
Возрождение фондового рынка России началось с 1991 г. До этого из ценных бумаг были известны только облигации трехпроцентного государственного займа и лотерейные билеты. Однако за последние годы развитие российского рынка ценных бумаг шло бурными темпами, главным образом благодаря формированию рынка государственных долговых обязательств, ставшего одним из основных сегментов финансового сектора экономики страны.
Правительство России выпускает разнообразные долговые облигации.
В зависимости от эмитента различают государственные (Российской Федерации, ее субъектов) и муниципальные облигации.
В соответствии со
ст. 3 Федерального закона от 29 июля
1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии
и обращения государственных
и муниципальных ценных бумаг"
(далее - Закон об эмиссии) государственные
и муниципальные ценные бумаги
могут быть выпущены в виде
облигаций и иных ценных бумаг,
относящихся к эмиссионным
Признаки эмиссионных ценных бумаг закреплены в ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг. Они должны размещаться выпусками и иметь одинаковый объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска. К эмиссионным ценным бумагам относятся главным образом акции и облигации. Однако государственные ценные бумаги на сегодняшний день выпускаются только в форме облигаций.
Облигации выпускаются от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Эмитентом облигаций, выпускаемых от имени Российской Федерации, является уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (как правило, Минфин России).
Государственные и муниципальные облигации могут выпускаться в документарной и бездокументарной форме, быть именными и на предъявителя. Большинство государственных облигаций выпускаются в бездокументарной форме (бездокументарный выпуск, документарный выпуск с обязательным централизованным хранением) и поэтому могут быть только именными. В бездокументарной форме выпускаются:
1) государственные краткосрочные бескупонные облигации;
2) казначейские обязательства (КО);
3) облигации федерального займа (ОФЗ):
4) государственные
В документарной форме без обязательного централизованного хранения выпускаются:
1) государственные федеральные облигации - облигации на предъявителя;
2) облигации государственного
сберегательного займа РФ - предъявительские
ценные бумаги, выпускаются на
основании Генеральных условий
эмиссии и обращения облигаций
государственного
3) облигации внутреннего
валютного облигационного займа
- ценные бумаги на предъявителя,
выпускаются на основании
По именным ценным бумагам РФ реестр владельцев не ведется (ст. 4 Закона об эмиссии). Выпуск облигаций Российской Федерации или субъекта РФ приводит к образованию государственного долга (п. 1 ст. 98 БК РФ).
Государственные и муниципальные ценные бумаги, составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ. Однако иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки. Обязательства Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг, должны быть выражены в иностранной валюте (ст. 6, 89 БК РФ, ст. 6 Закона об эмиссии) и подлежат оплате в иностранной валюте.
Выпуск корпоративных облигаций регулируется главным образом Законами о рынке ценных бумаг, об акционерных обществах и Постановлением ФКЦБ от 18 июня 2003 г. N 03-30/ПС "О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг".
Государственные бумаги являются наиболее ликвидными и относительно надежными; доходы, получаемые по ним, не облагаются налогом на прибыль.
Операции с государственными и муниципальными ценными бумагами на современном фондовом рынке России занимают существенное место в общем обороте биржевых и внебиржевых сделок. Привлекательность государственных ценных бумаг обусловлена высоким уровнем их стабильности и соответственно ликвидности, что позволяет совершать с ними множество операций. В результате при относительно низком уровне доходности, обеспечиваемом государством, у участников рынка появляется возможность получать значительные доходы. Существует и дополнительная экономическая заинтересованность в приобретении государственных ценных бумаг, достигаемая с помощью такого инструмента государственного экономического регулирования, как налоги.
Для целей налогообложения доходы, получаемые покупателями и продавцами государственных ценных бумаг, различают как процентные (объявленные) доходы и курсовые доходы (убытки).
Устанавливаемые при выпуске процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам могут быть выражены как в процентах, так и в виде дисконта. Процентным доходом при размещении российских государственных ценных бумаг, государственных ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных ценных бумаг, прежде всего, признается доход, заявленный (установленный) эмитентом в виде процентной ставки к номинальной стоимости указанных ценных бумаг. По ценным бумагам, по которым не установлена процентная ставка, процентным доходом считается доход в виде разницы между номинальной стоимостью ценной бумаги и стоимостью ее первичного размещения, исчисленной как средневзвешенная цена на дату, когда выпуск ценных бумаг в соответствии с установленным порядком признан размещенным.
Курсовые доходы (убытки) по государственным и муниципальным ценным бумагам имеют место как результат отклонения цены их реализации от цены приобретения ценных бумаг.
Деление доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам на процентные и курсовые обусловлено применением разных налоговых ставок по указанным доходам.
В настоящее время действуют следующие налоговые ставки по процентным доходам: