Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:53, курсовая работа
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются
мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.
1.1 История налогообложения………………………………………………………………………….6
Глава 2.
2.1 Предпосылки налогового реформирования ...………………………………………….13
2.2 Основные направления налогового реформирования …………………………...16
Заключение………………………..……………………………………….......................................20 Приложения……………………………………………………………………………………………………..22 Библиографический список…………….………………………………………………………………23
В период правления Екатерины
II (1729 - 1797 ) совершенствуется управление
государственными органами: вводятся
экспедиции государственных доходов,
ревизий, Взимание Недоимок. Для купечества
была введена гильдейская подать - процентный
сбор с объявленного капитала. Характерно,
что размер капитала записывался "по
совести каждого".
Налоговая система России XVIII в. отличалась
взиманием Косвенных налогов, их доля
составляла 42% доходов казны. Интересно
это время тем, что в 1810 году Государственный
совет России утверждает программу финансовых
преобразований, разработанную М . М. Сперанским
(1772 - 1839). Многие идеи организации государственных
доходов и расходов актуальны и в наши
дни.
Начало XIX в. - время развития финансовой
науки. В 1818 году Н. И. Тургенев (1789 - 1871)
издает труд "Опыт теории налогов"
- основательное исследование государственного
налогообложения. " Налоги, - писал Н.
И. Тургенев, - суть средства к достижению
цели общества или государства, т. е. той
цели, которую люди себе предполагают
при соединении своем в общество или при
составлении государства " (Тургенев
Н. Опыт теории налогов. 3 - е изд. - М., 1937)
. Требование "уничтожить налоги"
он приравнивал к "уничтожению самого
общества". В своем исследовании Н.И.
Тургенев предлагал пять Правил установления
и взимания налогов: "Равномерное распределение
налогов" - налоги должны соответствовать
доходам налогоплательщика. "Определенность
налога" - неясность в отношении количества
налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика
на зависимость от произвола сборщика.
"Собирание налогов в удобнейшее время"
- уменьшение налоговой нагрузки предполагает
не только снижение ее количественной
величины, но и ее перераспределение по
времени. "Ориентация большей части
налогового бремени на чистый доход"
- следует взимать больше "с дохода,
притом с чистого дохода, а не с самого
капитала". "Дешевое собирание налогов"
- стремление к наименьшим затратам на
издержки собирания налогов.
Прошло почти два века, а эти правила
являются основополагающими в деле налогообложения
наших дней.
В царствование Николая
II большое значение приобретают прямые
налоги.
В конце XIX века подушная подать заменяется
на налог с городских строений, большое
значение придавалось оброку - плате крестьян
за пользование Землей (нынешний земельный
налог). Появились новые налоги, порожденные
новыми экономическими видами деятельности:
сбор с аукционных продаж, сбор с векселей
и заемных писем, налоги на право торговой
деятельности, налог с капитала для акционерных
обществ, процентный сбор с прибыли, налог
на автоматический экипаж, городской налог
на прописку и т. д.
Приведенные примеры с времен Древней Руси показывают, что со временем количество налогов и широта охвата слоев населения в целях налогообложения постоянно увеличивалась вопреки обывательскому мнению, что раньше свобода предпринимательской деятельности была несоизмерима с настоящим, население не содержало чиновничий народ за счет своих средств.
С 1917 года открыта новая
страница в экономических преобразованиях
России. Существует утверждение, что после
Октябрьской революции "закончилась
эпоха совершенствования налогообложения".
По меньшей мере такое утверждение некорректно
по той простой причине, что 30.11.1920 года
выходит проект постановления СНК о прямых
налогах и записка В. И. Ленина председателю
Комиссии об отмене денежных налогов С.Е.
Чуцкаеву.
В этом же году издается работа В. И. Ленина
"О замене продразверстки продналогом".
Другой вопрос, что эти документы дали
государству и какой ценой. Ошибочным
этот тезис является еще и потому, что
молодая Советская республика постоянно
изменяла систему налогообложения. Так,
в 1921 г. введен промысловый налог на обороты
частных промышленных и торговых предприятий
вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички,
табачные изделия, гильзы и др. товары;
в 1922 г. вводится подоходно - поимущественный
налог (на зажиточных людей), налог с грузов,
перевозимых железнодорожным и водным
транспортом, налог со строений, рента
с городских земель и т. д.; в 1923 г. введен
подоходный налог со ставкой 10%, а затем
20% от прибыли предприятий; в 1930 г. выходит
в свет постановление ЦИК и СНК от 2.09.1930
г. "О налоговой реформе"; в 1931 г. принимается
еще ряд постановлений, корректирующих
ход налоговой реформы; в 1936 г. была преобразована
система платежей госпредприятий и колхозно-кооперативного
сектора, после чего начаты изменения
налогов с населения.
Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких
налогов, а часть налогов была отменена.
Во время Великой Отечественной войны
1941 года введен военный налог, отмененный
в 1946 г. 21.11.1946 г. введен налог на холостяков
для поддержки одиноких матерей - это эхо
прошедшей войны. В 60 - е годы были призывы
вообще отказаться от налогов и ввести
систему платежей из прибыли, плату на
фонд и нормируемые оборотные средства.
Реформа экономики, в том числе и налоговой
системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным,
не пошла на отмену налогов. В 1970 - е годы
налоговая система сформировалась такой,
какой мы имели ее к 1991 году - к моменту
развала СССР.
Глава 2.
2.1 Предпосылки налогового реформирования
В 1991г., став независимым государством, Российская Федерация унаследовала налоговую систему советского типа. Эта система обладала следующими основными чертами: -дифференцированный подход к государственным и кооперативным предприятиям; -господство оборотных налогов; -незначительная роль в балансе налоговых поступлений налогов с физических лиц; - превалирование над налогами административных методов изъятия прибыли.
В условиях плановой экономики финансовая система нашей страны эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития в этой сфере. Развитие рыночных отношений потребовало серьезных перемен и, в первую очередь, в сфере правового регулирования налоговых отношений. "Налоговая реформа, считает М.Ю.Орлов, -один из основных элементов экономической реформы и во многом определяет экономическую политику государства".2 В тоже время необходимость налоговой реформы, отмечает в этой связи С.Г.Пепеляев, диктовалась не только происходящими экономическими преобразованиями, но и ломкой политических отношений, становлением демократического общества.3
Начало
90-х гг. явилось периодом формирования
налоговой системы
Российской Федерации нового типа - рыночного. Как известно, в условиях рыночной
экономики налоги основной источник доходов
государственного бюджета. Например, во
Франции налоги приносят 95% доходов государственного
бюджета, в США - свыше 90%, в ФРГ- около 80%, в Японии -75%.4 При этом возможности государства
влиять на развитие тех или иных процессов
в обществе путем прямых предписаний существенно
меньше, чем в условиях господства государственной
собственности. По мнению Н.И.Химичевой,
в условиях рыночных отношений метод прямых
директивных воздействий на экономику
должен быть заменен преимущественно
косвенными методами, среди которых важнейшую
роль призван выполнять механизм налогообложения.
Налоги должны стать одним из главных
инструментов государственного регулирования
экономики, процессов производства, распределения
и потребления.5 Аналогичную точку зрения на
роль налогов в рыночной экономике высказывает
и С.Г.Пепеляев.6 М.Ю. Орлов при этом обращает
внимание на то, что быстрого преобразования
налоговой системы на этой основе ожидать
не приходится, поскольку налоговая система
построена на противоречии интересов
государства и общества. С одной стороны,
рост государственных расходов требует
наибольшей степени обобществления финансовых
ресурсов страны через налоги, с другой
- налоговое бремя имеет верхний предел,
определяемый финансовыми возможностями
налогоплательщика. Поэтому любые попытки
реформирования налогового законодательства
во всех современных государствах сводятся
к решению проблемы соотношения интересов
государства и налогоплательщика.7 Таким образом, совершенная
налоговая система должна быть основана
на разумном компромиссе интересов государства
и налогоплательщиков. Создание такой
системы, считает М.Ю.Орлов, требует комплексной,
всеобъемлющей реформы, охватывающей
все элементы налоговой системы: по установлению
и введению налогов, по уплате налогов,
по налоговому контролю, по правовой основе
ответственности лиц, виновных в совершении
налогового правонарушения.8 Как известно, наука налогового
права определяет налоговую систему как
совокупность существующих в данный момент
в конкретном государстве существенных
условий налогообложения.
С.Г.Пепеляев в этой связи выделяет следующие
существенные условия налогообложения,
характеризующие налоговую систему в
целом:
-порядок установления и ввода в действие
налогов;
-виды налогов (система налогов); -порядок распределения налогов
между бюджетами различных уровней; -права и обязанности налогоплательщиков; -формы и методы налогового
контроля; - ответственность участников
налоговых отношений; - способы защиты прав и интересов
налогоплательщиков.9 В нашей стране поворот в системе
налогообложения в сторону налоговой
системы рыночного типа начался в 1990 году
с принятием Закона СССР о собственности
( 6 марта) и Закона Российской Федерации
о собственности (24 декабря).10 В конце 1991 года Верховный Совет
Российской Федерации принимает пакет
(два десятка) законодательных актов, которые
кардинально реформировали налоговую
систему.
2.2 Основные направления налогового реформирования
Начало 90-х гг. явилось периодом формирования налоговой системы Российской Федерации. В новой налоговой системе одно из главных мест заняли косвенные налоги на потребление: налог на добавленную стоимость и акцизы, входящие в цену товара (работ, услуг).
Налоговая система Российской Федерации 90-х гг. представляла собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. По Закону "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоговая система 90-х гг. состояла из: а) федеральных налогов; б) налогов республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов; в) местных налогов.
К федеральным налогам относились следующие налоги:
- налог на добавленную стоимость; - акцизы на отдельные группы и виды товаров; - налог на доходы банков; - налог на доходы от страховой деятельности; - налог с биржевой деятельности (биржевой налог); - налог на операции с ценными бумагами; - таможенная пошлина; - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации; - платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации; - подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий; - подоходный налог с физических лиц; - налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации; - гербовый сбор; - государственная пошлина; - налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; - сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний; - налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
С 1 января 1994 года Указом Президента РФ N 2270 от 22 декабря 1993 года вводятся новые федеральные налоги: - специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей; - транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).
С 1 января 1996 года специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей отменен.
С 15 ноября 1997 года транспортный налог отменен, так как Указ Президента РФ от 22.12.93 г. N 2270, в соответствии с которым был введен транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) утратил силу с 15.11.97 г. на основании Указа Президента РФ "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации" от 15.11.97 г. N 1233.
К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:
- налог на имущество предприятий; - лесной доход; - плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; - сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
К местным относятся следующие налоги: - налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения; - земельный налог - регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации; - налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; - курортный сбор; - сбор за право торговли; -целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; - налог на рекламу; - налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; - сбор с владельцев собак; - лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; - лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; - сбор за выдачу ордера на квартиру; - сбор за парковку автотранспорта; - сбор за право использования местной символики; - сбор за участие в бегах на ипподромах; - сбор за выигрыш на бегах; - сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; - сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами; - сбор за право проведения кино- и телесъемок; - сбор за уборку территорий населенных пунктов; - сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры); - налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
По налогам могли устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы: - необлагаемый минимум объекта налога; - изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; - освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; - понижение налоговых ставок; - вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период); - целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов); - прочие налоговые льготы.
Информация о работе Характеристика налоговых реформ 90-х годов в Российской Федерации