Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 19:11, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей налогообложения доходов в зарубежных странах и выявление возможности применения опыта этих стран в России.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие ключевые задачи:
рассмотреть историю развития подоходного налога;
выделить основные элементы подоходного налога;
изучить особенности исчисления подоходного налога в США, Швеции, Германии и Франции;
обозначить проблемы обложения НДФЛ в России;
предложить пути их решения на основе зарубежного опыта.
В целом современные тенденции в области подоходного налогообложения таковы, что, во-первых, страны ориентируют свою налоговую политику на реализацию регулирующей функции, а не фискальной, снижая для этого уровень налоговой нагрузки по НДФЛ. Однако тот факт, что доходы бюджета от сбора от подоходного налога снижаются, а расходы, напротив, увеличиваются, приводит к тому, что растет дефицит бюджета и государственный долг. Поэтому для его сокращения многие государства планируют сократить неэффективные и несправедливые льготы, а также увеличить верхнюю планку шкалы ставок подоходного налога. 9
Налоговая система США в настоящее время призвана не только обеспечивать денежными средствами бюджет государства, но и служит инструментом регулирования экономики. Подоходный налог занимает наибольший удельный вес в структуре доходов государства (около 40 %). Как и в большинстве зарубежных стран, в США подоходный налог взимается по прогрессивной шкале, предусмотрен необлагаемый минимум. Налог исчисляется как с совокупного дохода гражданина, так и с совокупного дохода семьи. Из исчисленного совокупного дохода, включающего заработную плату, пенсии, пособия, доходы от операций с ценными бумагами, доход от продажи имущества, вычитаются все расходы налогоплательщика, направленные на получение дохода, необлагаемый минимум, уплаченные властям штата налоги, местные налоги, взносы в благотворительные фонды, расходы на медицинское обслуживание и др. В результате получается налогооблагаемый доход, к которому применяется соответствующая налоговая ставка. В зависимости от величины дохода установлено шесть налоговых ставок, величина которых колеблется от 10 до 35 %. Особенность исчисления подлежащей уплате суммы налога состоит в следующем: расчет осуществляется исходя из соответствующей размеру дохода налоговой ставки, при этом налог исчисляется с каждого доллара дохода в пределах суммы, соответствующей определенной налоговой ставке.10
Каждый штат имеет право установить собственную налоговую ставку подоходного налога. Стоит отметить, что подоходный налог является основным источником доходов бюджетов штатов. В случае, если гражданин получает доход в разных штатах, последний облагается по ставке, установленной в том штате, в котором получен доход. Кроме того, в разных штатах различается налоговая база, а в некоторых штатах подоходный налог не взимается.
Особенностью системы налогообложения доходов физических лиц является то, что гражданин США может избежать уплаты налогов только в том случае, если откажется от американского гражданства. Однако стоит отметить, что подлежащий уплате подоходный налог уменьшается на сумму налога, уплаченного в бюджет другого государства.
Можно сделать вывод, что в целом подоходный налог в США отличается относительно невысокими ставками по сравнению с другими зарубежными странами, в то время как система расчета налога является достаточно сложной. Ставки подоходного федерального налога приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Ставки подоходного федерального налога
Уровень дохода супругов, совместно заполняющих декларацию, доллары |
Уровень дохода для индивидуальных плательщиков, доллары |
Ставки федерального налога, % |
0 - 14 000 |
0 – 7 000 |
10 |
14 000 – 56 800 |
7 000 – 28 400 |
15 |
56 800 – 114 650 |
28 400 – 68 800 |
25 |
114 650 – 174 750 |
68 800 – 143 500 |
28 |
174 750 – 311 950 |
143 500 – 311 950 |
33 |
311 95 и выше |
311 950 и выше |
35 |
Примечание – Информация с сайта Налогового
департамента США http://www.irs.gov/Forms-&- |
Физические лица, проживающие в Германии на постоянной основе (более 180 дней в году), облагаются федеральным подоходным налогом. Существует 7 категорий дохода, с которых граждане обязаны платить налог: доход от сельского и лесного хозяйства, торговли или предпринимательской деятельности, самостоятельной работы и профессиональных услуг, наемного труда, сдачи имущества в аренду или наем имущества и другой доход. Федеральный подоходный налог в Германии прогрессивен (зависит от дохода).12
Его минимальная ставка в настоящий момент – 14%, самая высокая– 42%. Однако при доходе от 250 401 евро применяется максимальная налоговая ставка в 45%.
Индивидуальные предприниматели, не проживающие на постоянной основе в Германии, облагаются налогами с ограничениями (налог только на доход, полученный на предприятии, расположенном на территории Германии).
Из доходов обычно вычитаются затраты, связанные с извлечением прибыли:
Важнейшее место в группе подоходных налогов во Франции занимает подоходный налог с физических лиц. Его удельный вес в государственном бюджете превышает 18%.
Для исчисления суммы подлежащего уплате налога используется прогрессивная шкала налоговых ставок, ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы. В 2011 г. налоговые ставки во Франции составляли от 0 до 41 % в зависимости от размера доходов.13
На подоходный налог возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов.
При расчете налога из налогооблагаемой базы вычитаются все расходы физического лица, которые осуществлены в связи с получением доходов, а также расходы на содержание престарелых родителей и на благотворительность, расходы по охране дома, расходы на обучение детей и пр.
Во Франции применяется система семейного налогообложения доходов, в качестве налоговой базы признается совокупный годовой доход семьи. Если плательщик холост, для налога это семья из одного человека. При этом под «семьей» понимаются супруги и их дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие в браке и моложе 21 года, либо студенты моложе 25 лет. Кроме того, недееспособные и проходящие военную службу лица, независимо от возраста, имеют право присоединить свой доход к доходу одного из родителей.
Необлагаемым минимумом является доход, облагаемый по ставке 0 %, который в 2011 г. составил 5963 евро.
В целом можно сделать следующий вывод: система налогообложения доходов физических лиц во Франции ориентирована на мобилизацию доходов для выполнения государством своих функций в социальной сфере, на поддержку социально незащищенных слоев населения, на стимулирование расходов на благотворительность, стимулирование вкладов, сбережений.
3 Возможность применения зарубежного опыта НДФЛ в России
Подоходный налог с физических лиц является важным составным элементом налоговой системы государства и занимает центральное место в налоговых системах ведущих странах мира. Так, поступления от этого значения имеют значение в таких странах, как США, Великобритания, Дания, Швеция, Швейцария, Финляндия, Бельгия, Австралия, Новая Зеландия, Норвегия. Доля подоходного налога с населения в совокупных налоговых поступлениях в этих странах достигает 50% и более, а в ВВП – более 25%. 14 С общетеоретических позиций подоходный налог – налог на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами страны, либо извлекают определенные доли своего дохода в данном государстве. При этом налог эластичен и поэтому достоверно отражает изменения в экономической среде. К тому же доход как объект налогообложения коррелирует, хотя и не абсолютно, с потреблением. Таким образом, подоходный налог дополняет НДС, представляя дополнительный инструмент формирования общего портфеля доходов бюджет. Помимо этого налог может носить прогрессивный характер, что позволяет государству соблюдать принцип справедливости в налогообложении при условии глубокой дифференциации доходов населения, что в свою очередь позволит наиболее эффективно выполнять социальные задачи в процессе перераспределения доходов.
Очевидно, что система льгот является одним из определяющих факторов реализации потенциала подоходного налога. Решаются не только социальные обязательства государства, но и повышаются фискальные возможности налога для решения в дальнейшем тех же социальных обязательств. Таким образом, система льгот имеет одно из важнейших значений при реализации потенциала подоходного налога в промышленно развитых странах.
Если сопоставить потенциал подоходного налога в этих странах с потенциалом российского НДФЛ, то можно прийти к выводу, что фискальный потенциал этого налога в нашей стране задействован не в полном объеме. Это главным образом обусловлено низким уровнем доходов основной массы населения, невысокой налоговой дисциплиной налогоплательщиков, а также низким уровнем налоговых ставок в отношении высоких доходов физических лиц. Действительно, «необходимо учитывать, что макроэкономические параметры и факторы в большей степени влияют на уровень налогового потенциала, в то время как поступления налогов в значительной степени зависят от налоговой дисциплины и , нередко, от политических факторов».15
Информация о работе Исчисление подоходного налога в зарубежной практике