Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:10, реферат
Формирование эффективной налоговой системы Российской Федерации фактически является центральной проблемой социально-экономического развития общества. В ходе реформирования налогового законодательства РФ в практику государственного регулирования экономики был внедрен своеобразный инструмент налоговой политики - специальные налоговые режимы. При их использовании налогоплательщику предоставляется возможность замены ряда обязательных для него налогов на единый платеж. Приобретение такой возможности может осуществляться на началах обязательности или в добровольном порядке. Налогоплательщикам такая замена во многих случаях облегчает положение, а государству - позволяет добиться совмещения фискального эффекта от функционирования налоговой системы с регулирующим эффектом.
Цель работы состоит в разработке оптимальной схемы налогообложения с помощью специальных режимов для ООО «Сатурн».
Введение 3
1. Специальные налоговые режимы в РФ 4
1.1. Теоретические основы применения специальных налоговых режимов 4
1.2. Правовые основы применения специальных налоговых режимов 8
2. Практика применения специальных налоговых режимов в ООО «Сатурн» 21
2.1. Анализ исчисления и уплаты налога за 2007-2008 гг. 21
2.2. Эффективность использования специального налогового режима по сравнению с обычной системой налогообложения 24
Выводы и предложения 25
Список использованных источников 26
Введение
1. Специальные налоговые режимы в РФ
1.1. Теоретические основы применения специальных налоговых режимов
1.2. Правовые основы применения специальных налоговых режимов
2. Практика применения специальных налоговых режимов в ООО «Сатурн»
2.1. Анализ исчисления и уплаты налога за 2007-2008 гг.
2.2. Эффективность использования специального налогового режима по сравнению с обычной системой налогообложения
Выводы и предложения
Список использованных источников
Формирование эффективной налоговой системы Российской Федерации фактически является центральной проблемой социально-экономического развития общества. В ходе реформирования налогового законодательства РФ в практику государственного регулирования экономики был внедрен своеобразный инструмент налоговой политики - специальные налоговые режимы. При их использовании налогоплательщику предоставляется возможность замены ряда обязательных для него налогов на единый платеж. Приобретение такой возможности может осуществляться на началах обязательности или в добровольном порядке. Налогоплательщикам такая замена во многих случаях облегчает положение, а государству - позволяет добиться совмещения фискального эффекта от функционирования налоговой системы с регулирующим эффектом.
Цель работы состоит в разработке оптимальной схемы налогообложения с помощью специальных режимов для ООО «Сатурн».
В соответствии с поставленной целью исследования автором сформулированы и решались следующие основные задачи:
Систематизировать порядок установления специальных налоговых режимов.
Дать хзарактеристику специальных налоговых режимов.
Проанализировать внедрение на предприятии специального режима налогообложения.
В работе использованы законодательные и нормативно-правовые акты, инструктивно-методические документы, материалы налоговых органов, статистические данные и специальная литература. В процессе решения поставленных задач применялись следующие методы научного исследования: статистическое наблюдение, сравнительный анализ, классификация и группировка, научная абстракция и модели в логических формах.
Специальный налоговый режим - это особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена одним налогом совокупности установленных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.[1]
Возможность применения специальных налоговых режимов (систем налогообложения) предусмотрена пунктом 3 статьи 18 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. от 31.12.2001; далее - Закон № 2118-1).
Перечень специальных налоговых режимов приводится в статье 18 части первой НК РФ. Эта статья кодекса начнет действовать со дня признания Закона № 2118-1 утратившим силу. Возможно также, что до этого момента в нее еще будут внесены изменения.
Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ (далее - Закон № 104-ФЗ), который дополняет раздел VIII.1 Налогового кодекса РФ (посвященный специальным налоговым режимам) новыми главами. Речь идет о главе 262 "Упрощенная система налогообложения" (далее - глава 262) и главе 263 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (далее - глава 263) НК РФ.
Обе главы вводятся в действие с 1 января 2003 года и существенно меняют условия применения этих налоговых режимов.
Легальное понятие специального налогового режима содержится в ст. 18 НК РФ. Специальный налоговый режим - это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не предполагает установление и введение в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения специальных налоговых режимов определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как видно из действующих норм о специальных налоговых режимах, законодатель практически ничем не ограничил себя в возможности вводить новые виды специальных режимов, которые в свою очередь могут полностью заменять налоги по обычной системе налогообложения.
С одной стороны, возможность свободно вводить необходимый налоговый режим, совершенно не зависящий от действующей налоговой системы, может способствовать благоприятному развитию тех предприятий (территорий, отраслей), для которых создается налоговый режим. При этом специальные нормы вполне гибко могут учесть все особенности и обеспечить развитие предпринимательской активности. Также стоит отметить, что традиционная система налогообложения, регулирующая общий налоговый режим, находится в стадии реформирования. Она является достаточно громоздкой и запутанной, а специальный налоговый режим – это всегда попытка упростить порядок взимания налогов.
С другой стороны, всякие специальные правила и режимы чреваты серьезными последствиями, искажающими налоговую систему, приводящими к предоставлению преимуществ одним хозяйствующим субъектам за счет других. Они нарушают нейтральность и прозрачность налоговой системы и зачастую приводят к результатам, прямо противоположным тем, ради достижения которых устанавливались эти налоговые режимы.
В большинстве развитых стран (США, Англия, Голландия, Швеция) отсутствуют какие-то особые налоговые режимы для малых и средних предприятий. Все зарегистрированные предприятия обязаны вести полный бухгалтерский учет, который используется при расчете прибыли для целей налогообложения.
Однако в законах о подоходном налоге имеется ряд специальных положений о малых предприятиях, которые позволяют упростить процедуру учета и отчетности, тем самым стимулируя и облегчая инвестиции в малый бизнес.
К таким специальным положениям относятся: пониженные ставки налогов, отсутствие обязанности предприятий малого бизнеса производить авансовые платежи по налогам, использовать кассовый метод учета, вычеты расходов на инвестиции, менее строгие требования к отчетности.
Особенностью налоговой системы России и ряда других постсоветских государств (Украина, Литва, Казахстан и т.д.) является существование таких видов специального налогового режима, которые направлены не только на введение особых условий налогообложения на определенной территории, но и обращены к определенному кругу предпринимателей или отдельным отраслям. Упрощенная система налогообложения является одним из таких видов специального налогового режима. Основная идея этой системы в том, что предпринимателю достаточно будет знать условия своего режима, не утруждая себя изучением всего порядка налогообложения.
По данным Минфина, за 2002-2007 годы количество налогоплательщиков, применяющих указанные специальные налоговые режимы увеличилось с 2,0 миллиона до 3,7 миллиона (из них один миллион - организации) или в 1,8 раза, а поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением этих режимов выросли в 3,3 раза.[2]
"Так, повсеместно налоговыми органами выявляются факты искусственного разделения организаций для получения доступа к специальным налоговым режимам в целях минимизации налогообложения", - указывает Минфин.
Реальность такова, что крупные на специальные налоговые режимы в настоящее время переходят совершенно спокойно, а малые предприятия с этими режимами мучаются из-за необходимости вести бухгалтерский учет, констатирует Минфин. Происходит это из-за недостаточной определенности в отношении возможностей применения спецрежимов.
"Необходимо уточнить критерии по идентификации субъектов предпринимательской деятельности для предоставления права применения специальных налоговых режимов таким образом, чтобы выгоды от использования таких режимов действительно получали представители малого предпринимательства", - констатирует Минфин.
В частности, в системе ЕНВД, по мнению Минфина, можно, например, установить ограничения на количество работающих. Не реже чем раз в три года Минфин предлагает корректировать показатель базовой доходности с учетом отраслевых исследований.
В части упрощенной системы налогообложения предлагается регламентировать применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. Кроме того, плательщикам в упрощенной системе налогообложения Минфин предлагает отменить поквартальные отчеты и предусмотреть обязательство предприятий представлять декларации только по итогам года.
"Это позволит сократить количество отчетности для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в четыре раза, для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога - в два раза, за счет отмены обязанности представления деклараций по итогам отчетных периодов", - резюмирует Минфин.
Упрощенная система налогообложения ориентирована на малый бизнес. Упрощенная система налогообложения применяется наряду с общей системой. Выбор осуществляется добровольно налогоплательщиками.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Организации, применяющие упрощенную систему, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством.[3]
Организация может перейти на упрощенную систему налогообложения, если ее доходы за 9 мес. не превысили 15 млн руб. Эта сумма подлежит индексации ежегодно. Коэффициент-дефлятор устанавливается Правительством РФ.
Некоторые предприятия и организации, даже будучи малыми, права перейти на упрощенную систему не имеют. Так, не могут применить упрощенную систему налогообложения:[4]
• банки;
• страховые компании;
• инвестиционные фонды;
• негосударственные пенсионные фонды;
• профессиональные участники рынка ценных бумаг;
• ломбарды;
• частнопрактикующие нотариусы и адвокаты;
• организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых или игорным бизнесом;
• организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
• организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный ДОХОД или единого сельскохозяйственного налога, организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%;
• организации, средняя численность которых превышает 100 человек;
• организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн руб.;
• бюджетные учреждения;
• иностранные организации, имеющие обособленные подразделения на территории РФ.
Объектом налогообложения при упрощенной системе по желанию налогоплательщика может выступать или доход, или доход, уменьшенный на величину расходов.
При этом организации учитывают свои доходы от реализации товаров, работ и услуг; от реализации имущества и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Индивидуальные предприниматели учитывают доходы от предпринимательской деятельности.
Доходы могут быть уменьшены на следующие расходы:
• расходы на приобретение основных средств;
• расходы на приобретение нематериальных активов;
• расходы на ремонт основных средств;
• арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
• материальные расходы;
• расходы на оплату труда;
• расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ;
• суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам);
• проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитным организациям;
• расходы на обеспечение пожарной безопасности;
• расходы на содержание служебного транспорта;
• расходы на командировки;
• плата за нотариальное оформление документов;
• расходы на аудиторские услуги, на публикации бухгалтерской отчетности;
• расходы на канцелярские товары;
• расходы на оплату услуг связи;
• расходы на приобретение и обновление программ для персональных компьютеров и баз данных;
• расходы на рекламу;
• расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.
Помимо этого в расходы включаются: суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию России; уплаченные суммы налогов и сборов; расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации и некоторые другие.
Информация о работе Использование специальных налоговых режимов