Источники налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 09:16, реферат

Описание работы

Источник налогового права имеет устанавливать определенные правила поведения, которые исключают его индивидуализацию относительно отдельного субъекта; должно быть выданным компетентным органом (в основном органами государственной власти); иметь четкое соответствие материальной и процессуальной сторон функционирования налогового механизма. Итак, источниками налогового права является форма выражения правотворческой деятельности государства по поводу принятия компетентными государственными органами нормативных актов, устанавливающих нормы налогового права.

Файлы: 1 файл

источники налогового права.docx

— 24.70 Кб (Скачать файл)

Источники налогового права

 

Источник налогового права  имеет устанавливать определенные правила поведения, которые исключают  его индивидуализацию относительно отдельного субъекта; должно быть выданным компетентным органом (в основном органами государственной власти); иметь четкое соответствие материальной и процессуальной сторон функционирования налогового механизма.

Итак, источниками налогового права является форма выражения  правотворческой деятельности государства  по поводу принятия компетентными государственными органами нормативных актов, устанавливающих нормы налогового права.

Источники налогового права  можно разделить по нескольким принципам.

I. По властно-территориальному  признаку (в основном это касается  видов нормативных актов):

1) общегосударственные нормативные  акты;

2) республиканские (Автономная Республика Крым);

3) местные нормативные  акты.

II. По характеру правовых  норм:

1) - нормативные акты, содержащие  правовые нормы общего характера,  принятые компетентными органами  в установленном порядке;

2) ненормативные - акты, которые  не содержат правовых норм  общего характера.

III. За особенностями правового  регулирования и характером установки:

1. Обычай, который санкционируют  компетентные органы в установленном  порядке. Чаще всего речь идет  о обычай, на который есть ссылка в законе. Обычаем, как правило, регулируются процессуальные стороны функционирования налоговых актов, пределы компетенции государственных органов в сфере налогообложения.

2. Прецедент получил широкого  распространения в правовых системах  англо-саксонского типа, особенно  при наличии пробела в законодательстве. Специфика в этом случае заключается  в том, что правоприменительный  орган фактически является нормотворческой  структурой. Много процессуальных норм родились в ходе судебных слушаний по налоговым делам. Например, рассмотрение налоговых правонарушений в американском суде усложнялся ссылками на пятую поправку к Конституции США, которая предоставляла право отказаться от дачи показаний, потому что это могло привести к “самообвинения”. Верховный Суд США, наделенный полномочиями конституционного контроля, отказал подозреваемым в возможности использовать пятую поправку к Конституции в случае рассмотрения дел по налоговым правонарушениям.

Подобные ситуации приводят к необходимости систематизации важнейших судебных решений. В США  судебную нормотворчество осуществляют Верховный Суд, апелляционные суды, претензионный суд, федеральные окружные суды и налоговый суд США.

3. Международные договоры (конвенции, соглашения) важное значение приобретают при урегулировании двойного налогообложения,

других вопросов налогообложения. Применение этого источники налогового права не всегда однозначное. Международные  договоры

обладают различной юридической  силой. Если в Украине они имеют  преимущество над законами, принятыми  Верховной Радой, то в США их действие равнозначна законам, и к системе законодательства международные договоры включаются наравне с законами США. Это вызывает проблемы как обеспечение правового регулирования таких норм, так и системы гарантий их обеспечения.

4. Правовая доктрина присуща  для мусульманских стран, где  она как одно из важных источников  шариата заполняет пробелы законодательства  в соответствии с предписаниями  мусульманской доктрины.

5. Нормативный правовой  акт - самое важное, а иногда единственный источник налогового права. В некоторых случаях другие источники рассматривают как производные от нормативного акта.

Система налогового права

 

Налоговое право содержит достаточно большую совокупность финансовых норм, объединенных в определенную систему. Последняя разбита на группы, которые имеют специфические  особенности, логическую структуру, объективный  состав. Система налогового права - объективная совокупность общественных финансовых отношений, что определяет внутреннюю структуру налогового права, содержание и особенности размещения норм, регулирующих налоговые правоотношения.

Нормы налогового права в  зависимости от особенностей отношений, им урегулированных, распределяют на отдельные  структурные подразделения. В системе  сложного института налогового права  существует несколько подсистем  институтов, которые можно сгруппировать  в разделы.

Общая часть налогового права  аккумулирует институты, которые закрепляют общие подходы к регулированию  системы налогообложения, касающиеся всех видов налогов и сборов, всех норм Особенной части. Общая часть  охватывает нормы, вынесенные, так сказать, за скобки. В скобках - институты  Особенной части, к которым применяются  положения Общей части, но уже  в конкретном случае, обусловленное определенным налогом или сбором. К Общей части относятся нормы, которые определяют характер института налогового права, содержание налоговой системы, налога, элементы правового механизма налогу, основания ответственности за нарушение налогового законодательства, устранения двойного налогообложения и др.

Особенная часть налогового права содержит систему институтов, которые детализируют налоговую  систему в целом и определяют конкретные механизмы отдельных  налогов и сборов. Именно Особая часть и охватывает правовые механизмы  элементов налоговой системы.

Налогово-правовые нормы

 

Выходными элементами, формирующими налоговое право, является налогово-правовые нормы - правила, способы поведения, которые составляют содержание налогового права. Нормы налогового права по сути являются финансовыми и в основном тождественны им. Налогово-правовые нормы не имеют принципиальных особенностей, которые позволили бы выделить на этом основании отдельную подсистему в пределах финансовых норм. Некоторые черты финансовых норм при реализации налоговых правоотношений выделяются более рельефно, четко (например императивность), что и позволяет говорить об определенной своеобразие налогово-правовых норм.

Для налогово-правовых норм характерны следующие общие черты, которые определяют норму права:

1) общий характер;

2) формальная определенность;

3) установление и охрана  компетентными органами государства.

Особенности налоговых норм как подвида финансовых оказываются:

а) в смысле - они действительно  регулируют правила поведения, возникающих  в процессе финансовой деятельности государства, но специфической деятельности - по поводу установления, изменения, отмены налогов и поступлений за их счет доходов в бюджеты; определяют права  и обязанности участников отношений, предусматривают ответственность  за невыполнение предписаний государства  в сфере опосредствующим движение налоговых поступлений снизу  вверх (от плательщика к бюджетов и фондов);

б) в характере предписаний - если финансовые нормы в основном императивного характера, то налоговые  имеют исключительно повелительный  характер. Государство предписывает правила поведения в категорической форме, четко определяет права, размеры  обязанностей, кроме возможности  их односторонней (со стороны обязанного лица) изменения;

в) в мероприятиях ответственности, охватывающих практически весь спектр возможных видов - уголовную, административную, финансовую. Такой подход показывает, насколько важны для государства отношения, урегулированные налоговыми нормами, и насколько государство заинтересовано в постоянном пополнении доходной части бюджета;

г) в способах защиты прав участников отношений, вытекающих из определенной неравенства субъектов. Реализуется этот защита через механизм налоговой ответственности, что характеризуется презумпцией виновности налогоплательщика.

Традиционным является и  классификация налоговых норм.

1. За особенностями влияния  на участников отношений:

- обязывающие - нормы, что  в категорической форме устанавливают  обязанность делать определенные  активные действия. Например, нормы,  устанавливающие обязанность по  уплате налогов, предоставления  деклараций, отчетов;

- запрещающие - нормы, что  в категорической форме устанавливают  обязанность не делать запрещенных  действий, которые нарушают порядок,  закрепленный налоговыми нормативными  актами. Например, законодательно запрещается вносить изменения в принципиальные элементы налогового механизма (ставка, льготы, объект и т. п.) без соответствующих изменений в бюджетном законе или в течение бюджетного года запрещается предоставлять индивидуальные налоговые льготы;

- уполномочивающие - нормы,  предоставляющие участникам правоотношений  право на определенные позитивные  действия в пределах предписаний,  содержащихся в налоговой норме.  Допуская определенную самостоятельность,  подобные нормы все равно находятся  под влиянием (хоть и косвенным)  императивных предписаний: органы  местного самоуправления могут  устанавливать и регулировать  механизмы местных налогов и  сборов на своей территории, но  только в рамках (перечня, пределах), установленных законодательно.

2. По содержанию:

- материальные нормы, регулирующие  смысловой сторону реальных общественных  отношений, меру прав и обязанностей  участников, виды и объем материальных  и денежных обязательств;

- - процессуальные нормы,  регулирующие процедуру (порядок)  деятельности субъектов правоотношений  по реализации материальных норм  в сфере деятельности по поводу  поступления налогов и сборов  в бюджеты.

Структура налогово-правовой нормы отражает внутренний склад  нормы, ее составные части, элементы.

1. Гипотеза - часть нормы  права, что определяет условия  действия налоговой нормы. Она  описывает фактические обстоятельства, при наступлении которых следует  руководствоваться этой нормой, указывает на участников отношений  и главные условия.

2. Диспозиция - часть нормы  права, что указывает, каким  должно быть поведение субъектов  отношений, содержание их прав  и обязанностей при наступлении  обстоятельств, описанных в гипотезе. Например, механизм уплаты налога  с владельцев транспортных средств предполагает пропорциональное его распределение.

3. Санкция - часть нормы права, которая предусматривает меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, которые не соблюдают распоряжений налоговых норм. Санкции рассчитаны на наступления фактических обстоятельств, что представляют собой правонарушения, и реализуют при этом охранную функцию права.

Налоговые санкции имеют  такие особенности:

а) принудительное воздействие  на правонарушителя реализуется  через влияние на его средства (в некоторых случаях предусматривается  погашение задолженности перед  бюджетом по налогам путем принудительной реализации имущества плательщика);

б) средства плательщика, что  справляются с него в виде налоговых  санкций, поступают в бюджеты  или целевых фондов в первоочередном и бесспорном порядке;

в) в отличие от административной, налоговая санкция предусматривает  влияние как на физических, так и юридических лиц;

г) как и финансовые санкции в целом, налоговые предусматривают сочетание правовідновлюючих и штрафных элементов. Пеня, штрафы, взимаемые с плательщиков, как реализация механизма наказания нарушителя налоговой нормы, пополняют собственность государства (бюджетные доходы) или возмещают упущенную выгоду от их недополучение;

д) налоговые санкции предусматривают  иногда применение наказания независимо от характера вины налогоплательщика. Начисляют Пеню автоматически при  задержке налоговых платежей, штрафы налагаются за несвоевременное представление  отчета и др.

Нормативно-правовые акты США, регулирующие отношения по использованию  товарного знака в доменном имени

 

 

 

США - первая страна, принявшая  специальное законодательство об использовании  товарного знака в доменном имени. 29 ноября 1999 года Конгресс США одобрил  Закон о защите потребителя от киберпиратства (АСРА).

 

Его принятие было вызвано  появившейся практикой киберпиратства и сложностью защиты прав владельцев товарных знаков от их незаконного  использования в качестве доменных имен на основании существовавших на тот момент законодательных актов, а именно.

 

Закона Лэнхэма о Товарных знаках (An Act to provide for the registration and the protection of trademarks used in commerce, to carry out the provisions of certain international conventions, and for other purposes. Закон, используемый для регистрации и охраны товарных знаков в предпринимательстве с целью выполнения условий определенных международных конвенций и для других целей - принятый 5 июля 1946 года) (раздел 15, глава 22 Свода законов); 2. Федерального закона об ослаблении товарного знака 1996 года (the U.S. Federal Trademark Dilution Act (FTDA) - Федеральный закон США об ослаблении товарного знака).

 

Владельцы товарных знаков обращались в федеральные суды по поводу защиты их товарных знаков от нарушения и  ослабления против тех, кто зарегистрировал  их товарные знаки и фирменные  наименования в качестве доменных имен. Сначала владельцы товарных знаков столкнулись со сложностью убеждения  судов в правомерности их притязаний и с множеством процедурных препятствий, таких как: неспособность установить истинного нарушителя, предоставившего  ложную информацию о регистрации, а  также с трудностью доказывания факта подчинения пострадавшей стороны юрисдикции США.

 

АСРА является частью законодательства США о товарных знаках (частью 43(d) Закона Лэнхэма). Закон запрещает недобросовестную и вводящую в заблуждение регистрацию товарных знаков в качестве доменных имен с целью извлечения прибыли от репутации таких знаков - практику киберпиратства. АСРА устанавливает, что киберпиратство имеет место, когда лицо регистрирует доменное имя, тождественное или сходное до степени смешения с товарным знаком, с целью недобросовестного извлечения прибыли из такого знака. Таким образом, сфера применения АСРА шире киберпиратства. Закон содержит не исчерпывающий список из девяти факторов, указывающих на недобросовестность намерений по извлечению прибыли:

Информация о работе Источники налогового права