Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:03, реферат
Таким образом, государство на различных этапах своего функционирования с помощью налогов решало самые различные задачи: политические, экономические, социальные. Налоги и сборы в хозяйственных системах древнего мира и средние века выступали в виде бессистемных платежей, носивших, в основном, натуральную форму – дань, подать, барщина, оброк, подушный налог (поголовный налог) и др. (см. рис. 1.1). Основными характеристиками налогообложения в хозяйственных системах древнего мира и средних веков были:
«Никакое общество никогда не в состоянии
обходиться без налогов».
Ф. Нитти (1868-1953 г.),
итальянский экономист
«В жизни несомненны только смерть и налоги».
Б. Франклин (1706-1790 г.),
американский просветитель
«Налоги для того, кто их выплачивает, –
признак не рабства, а свободы».
А. Смит (1723-1790 г.),
английский экономист
Глава 1. История налогообложения. Научные теории.
1.1. История возникновения налогообложения.
История
возникновения и развития любого
государства неотделима от становления
и развития системы налогообложения.
Это объясняется тем, что налоги
– это основной источник образования
государственных финансов. Они известны
с древних времен. Так, еще в XIII-XII
вв. до н.э. взимался подушный налог
в Вавилоне. В этот же период появляется
поголовный налог в Китае и
Персии. Во времена первых династий
фараонов в Египте существовал земельный
налог. Налоговые поступления
Таким образом, государство на различных этапах своего функционирования с помощью налогов решало самые различные задачи: политические, экономические, социальные. Налоги и сборы в хозяйственных системах древнего мира и средние века выступали в виде бессистемных платежей, носивших, в основном, натуральную форму – дань, подать, барщина, оброк, подушный налог (поголовный налог) и др. (см. рис. 1.1). Основными характеристиками налогообложения в хозяйственных системах древнего мира и средних веков были:
Рис. 1.1
Основными характеристиками налогообложения в хозяйственных системах древнего мира и средних веков были:
1. отсутствие единой налоговой системы;
2. взимание
налогов по мере необходимости
(общественные строительные
3. форма
налогов и сборов
4. налогообложение отдельных местностей.
В мирное время не было необходимости взимать налоги. Они вновь вводились в случае общественного строительства или ирригационных сооружений как, например, в Египте. В таком случае налоги собирали особые жрецы.
Со временем начала расти экономическая мощь государства, а вместе с этим и государственные расходы. Стали появляться налоги в денежной форме, а также косвенные налоги, которые уплачивались с оборота при торговле рабами.
Практика взимания налогов в Древнем мире нашла свое продолжение и в Средние Века. С ростом поселений и развитием городов появилось понятие «акциза», ее платили по мере ввоза товаров на городские рынки и вывоза за их пределы.
Впоследствии, во многих европейских странах в средние века начала складываться определенная система налогообложения. Размер налога, который платили горожане, например, вассалу короля, в большинстве стран был фиксирован в городском законодательстве.
В становлении и развитии системы налогообложения в России можно выделить следующие этапы:
1. Финансовая система Древней Руси.
2. Реформа налоговой системы, проведенная Иваном III.
3. Упорядочивание
системы налогообложения в
4. Эпоха реформ Петра I (1672-1725 гг.). Развитие налоговой системы
в 17-18 веках.
5. Развитие финансовой науки в 19 веке.
6. Налоговая система России в 20 веке.
В Древнерусском государстве
Вскоре дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым». Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» — система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Во времена Золотой Орды (1243—1480) налог, именуемый «выходом» взимался с каждой души мужского пола и со скота. К XIV в. в московском государстве сложилась система кормлений — предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Сборы приурочивались к определенному времени — сбору урожая. Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимались в денежной форме. В военное время вводили чрезвычайные налоги: пищальные деньги, емчужные, полоняничные.
С 1556 г. проводились реформы
Во время нэпа в 1922—1929 гг. основными источниками доходов бюджета в первые годы советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы.
1.2. Научные теории
Общие теории налогов.
Одной из самых первых налоговых теорий
была теория обмена, которая основывалась
на возмездном характере налогообложения.
Суть заключается в том, что уплачивая
налоги, граждане приобретают у государства
услуги по охране и защите от нападения
или войн. Данная теория могла существовать
только в условиях средних веков, когда
за пошлины и сборы покупалась военная
и юридическая защита. В таких условиях
теория обмена являлась отражением отношений
индивида и государства.
В эпоху просвещения появляется разновидность
теории обмена -атомистическая теория.
Ее представителями были французские
просветители Себастьен Ле Претр де Вобан
(1633-1707 гг.) - теория «общественного договора» -
и Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) - теория
«публичного договора».
Приверженцы этой теории утверждали, что
налог это результат договора между народом
и государством, согласно которому житель
платит государству за охрану, защиту
и другие услуги. Никто не может отказаться
от налогов, так же как и от использования
услуг, которые предоставляет государство
своим подданным. В конечном итоге этот
обмен оказался выгодным, поскольку даже
самое слабое правительство лучше защитит
подданных, чем, если бы каждый из них защищал
себя самостоятельно. Такой же позиции
придерживались английский философ Томас
Гоббс (1588-1679 гг.), французские мыслители
Вольтер (1694-1778 гг.) и Оноре Мирабо (1749- 1791
гг.).
Швейцарский экономист Жан Симонд де Сисмонди (1773-1842 гг.), автор работы «Новые начала политэкономии» (1819 г.) который сформулировал теорию наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения. С помощью налогов гражданин покупает не что иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности и т. д. Как можно заметить Ж. Сисмонди озвучил атомистическую теорию в собственном видении.
Теория налога как страховой премии, Адольф Тьера (1797-1877 гг.) Д. Р. Мак-Куллоха (1789-1864 гг.) утверждает, что налоги - это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Жители в зависимости от уровня своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т. д. Однако, в данном контексте граждане в случае наступлении страхового случая не получают возмещения, а финансируют оборону и правопорядок.
По-настоящему высокий теоретический уровень имеет сформулированная английскими экономистами А. Смитом и Д. Рикардо в конце XVIII в. классическая теория налогов. Эта теория впервые обосновала экономическую природу налогов, в соответствии с ней, налоги – это лишь один из видов государственных доходов. Согласно классической теории налоги должны уплачивать независимые граждане, обладающие собственностью и получающие доход в результате самостоятельной хозяйственной деятельности. А. Смитом были сформулированы принципы налогообложения, которые делают налоги, по его мнению, признаком свободы, а не рабства. Это – принцип справедливости (основывается на необходимости уплачивать гражданами налоги на содержание государства в ответна защиту и покровительство, которые это государство предоставляет гражданам), принцип определенности (каждый гражданин должен знать, какие налоги и в каком размере следует уплачивать) и др.
Научная теория Адама Смита.
В 1776 году экономист и философ Адам Смит опубликовал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он сформулировал принципы налогообложения, и дал определение понятию «налоговый платеж». В своей работе А. Смит подчеркнул, что налог – показатель свободы, а не рабства. При этом налог, в понятии Смита, рассматривался как источник покрытия расходов государства. А заботу о содержании судебных и прочих учреждений Смит переложил на совесть заинтересованных в этом лиц.
Как мы знаем, экономист определил 3 источника богатства: труд, земля, капитал, а значит и формы налогообложения должны быть различными.
Глава 2. Виды, сущность и функции налогов.
2.1. Виды налогов
2.1.1. Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) введен в действие Законом Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями). Налог представляет собой в соответствии с Законом форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
2.1.2. Акцизы
Подакцизными товарами признаются:
1) спирт
этиловый из всех видов сырья,
за исключением спирта
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.
3) алкогольная
продукция (спирт питьевой, водка,
ликероводочные изделия,
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) автомобили
легковые и мотоциклы с
7) автомобильный бензин;
8) дизельное топливо;
9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
10) прямогонный бензин.
2.1.3. Налог на прибыль предприятий
Налог на
прибыль предприятий и
Плательщиками налога на прибыль являются, по общему правилу, все юридические лица, а также все филиалы и обособленные подразделения юридических лиц, включая иностранные юридические лица и их филиалы и представительства.
2.1.4. Водный налог
Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.5. Государственная пошлина
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
2.1.6. Региональные налоги
К ним относят:
а) Налог на имущество предприятий
б) Транспортный налог
в) Налог на игорный бизнес
2.1.7. Местные налоги
В большинстве своем это земельный налог
2.2. Сущность налогов
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. В законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" дается следующее понятие налога: "Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке на условиях, определенных законодательными актами".