Изучение налогов и российского налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги — это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятия налогов 4
1.1. Элементы налогов 4
1.2. Функции налогов 8
1.3. Классификация налогов 10
2. Система налогов Российской Федерации 13
2.1. Налоги, взимаемые на территории России 13
2.2. Общие сведения об основных видах налогов 14
2.3. Возможности минимизации налоговых платежей 26
Заключение 36
Список литературы 37
Приложения 38
Приложение А. Субъекты налоговых правоотношений 38
Приложение Б. Объекты налогообложения 39
Приложение В. Классификация налогов 40
Приложение Г. Налоги и сборы, установленные в Российской Федерации 41
Приложение Д. Элементы налогов, взимаемых с физических лиц 42
Приложение Е. Элементы налогов, взимаемых с предприятий и организаций 43
Приложение Ж. Тарифы страховых взносов на социальные нужды 44

Файлы: 1 файл

...курсовая.docx

— 53.63 Кб (Скачать файл)

Содержание 
Введение 3 
1. Понятия налогов 4 
1.1. Элементы налогов 4 
1.2. Функции налогов 8 
1.3. Классификация налогов 10 
2. Система налогов Российской Федерации 13 
2.1. Налоги, взимаемые на территории России 13 
2.2. Общие сведения об основных видах налогов 14 
2.3. Возможности минимизации налоговых платежей 26 
Заключение 36 
Список литературы 37 
Приложения 38 
Приложение А. Субъекты налоговых правоотношений 38 
Приложение Б. Объекты налогообложения 39 
Приложение В. Классификация налогов 40 
Приложение Г. Налоги и сборы, установленные в Российской Федерации 41 
Приложение Д. Элементы налогов, взимаемых с физических лиц 42 
Приложение Е. Элементы налогов, взимаемых с предприятий и организаций 43 
Приложение Ж. Тарифы страховых взносов на социальные нужды 44

Введение

Изучение налогов и  российского налогообложения —  неотъемлемая составная часть современного экономического образования.

Налоги — необходимое  звено экономических отношений  в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально- экономических отношений.

Без знания конкретики налогового производства трудно себе представить  руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной  фирмы.

Именно поэтому в государственные  стандарты подавляющего большинства  экономических специальностей включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов и налоговых систем России и других стран.

Налогообложение находится  на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками  налоговое бремя, зависит успех  индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство  нации в целом. По содержанию налоговой  политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ  и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги — это мощнейшее  орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические  ценности в государстве.

1. Теоретические основы  налогообложения.

1.1. Элементы и функции  налогов

Общие принципы построения налоговых  систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые  включают: субъект, объект, источник, единицу  обложения, налоговую базу, налоговый  период, ставку, льготы и налоговый  оклад. Указанные элементы налогов  являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Собственно, через  эти элементы в законах о налогах  и устанавливается вся налоговая  процедура, в том числе порядок  и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия  налогообложения.

Субъект налога, или налогоплательщик. Налогоплательщик — это то лицо 
(юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком 
(субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект налога и носитель налога совпадают в одном лице.

Объектом налогообложения  может быть действие, состояние или  предмет, подлежащий налогообложению. , В этом качестве выступают:

. имущество;

. операции по реализации  товаров (работ, услуг);

. стоимость реализованных  товаров (работ, услуг);

. прибыль;

. доход (в виде процентов  и дивидендов);

. иные объекты, имеющие  стоимостную, количественную или  физическую характеристику.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т.д. Объект налогообложения неразрывно связан с всеобщим исходным источником налога — валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости  от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты налогообложения  представляют собой ту или иную форму  реализации ВВП.

 Единица обложения  представляет собой определенную  количественную меру измерения  объекта налогообложения. Поэтому  она зависит от объекта обложения  и может выступать в натуральной  или денежной форме 
(стоимость, площадь, вес, объем товара и т.д.). Например, единицей обложения по уплате акциза является объем добытого природного газа; по земельному налогу — сотая часть гектара, гектар; по подоходному налогу — рубль.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или  иную характеристику объекта налогообложения. Необходимо иметь в виду, что налоговую  базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта  налога, к которой по закону применяется  налоговая ставка. Налоговая база — это объект налогообложения  за минусом налоговых льгот и  налоговых вычетов. Например, объектом обложения налогом на прибыль  является прибыль предприятия, но налоговую  базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая  может быть или больше, или меньше балансовой прибыли. В частности, балансовая прибыль для целей налогообложения  должна быть увеличена на сумму сверхнормативных расходов на представительские цели, служебные командировки и т.д. Налоговая  база и порядок ее определения  по федеральным, региональным и местным  налогам устанавливаются налоговым  законодательством Российской Федерации.

Согласно Налоговому кодексу  РФ налоговым периодом считается  календарный год или иной период времени, указанный в законе применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

Налоговая ставка (норма налогового обложения). Налоговая ставка — это  величина налога на единицу измерения  налоговой базы. В зависимости  от предмета (объекта) налогообложения  налоговые ставки могут быть твердыми 
(специфическими) или процентными (адвалорными), пропорциональными или прогрессивными, регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу  обложения независимо от размеров доходов  или прибыли. Они применяются  обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В  российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.

Процентные ставки устанавливаются  к стоимости объекта обложения  и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности, установленные российским законодательством  ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены  таким образом, что с увеличением  стоимости объекта обложения  увеличивается и их размер. При  этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Ярким примером прогрессивной процентной ставки в российской налоговой системе являлась действовавшая до 2001 г. шкала обложения физических лиц подоходным налогом. Вся сумма годового совокупного облагаемого налогом дохода граждан была разделена на три части: первая часть (до 50000 руб.) облагалась по ставке 12 %; вторая (от 50000 до 150000 руб.) — по ставке 20%; третья (более 150000 руб.) — по ставке 30%.

Регрессивные ставки налогов  уменьшаются с увеличением дохода. В российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по единому социальному налогу.

Налоговые ставки в России по федеральным налогам установлены  по отдельным налогам второй частью Налогового кодекса РФ, а по большинству  налогов — соответствующими федеральными законами. Ставки региональных и местных  налогов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации  и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При этом ставки региональных и местных налогов могут быть установлены этими органами лишь в пределах, зафиксированных в  соответствующем федеральном законе по каждому виду налогов.

Налоговые льготы. Это полное или частичное освобождение от налогов  субъекта в соответствии с действующим  законодательством. Одним из видов  налоговой льготы является необлагаемый минимум — наименьшая часть объекта  налогообложения, освобожденная от налога.

Налоговые льготы могут также  выступать в виде вычетов из облагаемого  дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.

Налоговый оклад. Налоговый  оклад представляет собой сумму  налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами: у источника  получения дохода, по декларации и  по кадастру.

Взимание налога у источника  осуществляется в основном при обложении  налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной  степени фиксированных доходов. В частности, подобный способ взимания налогов в 
России характерен для налога на доходы физических лиц, когда бухгалтерия предприятия исчисляет и удерживает данный налог с доходов как работающих на данном предприятии работников, так и лиц, получающих эти доходы по договорам и другим актам правового и гражданского законодательства. 
Взимание налога у источника является по своей сути изъятием налога до получения владельцем дохода.

Взимание налога по декларации представляет собой изъятие части  дохода после его получения. Указанный  порядок предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые  органы декларации — официального заявления налогоплательщика о  полученных доходах за определенный период времени. 
Применение этого способа взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников.

Российское налоговое  законодательство предусматривает  подачу деклараций, в частности, при  уплате налогов физическими лицами, занимающимися предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица (нефиксированные  доходы), при уплате акцизов.

Кадастровый способ взимания налогов предполагает использование  кадастра. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения. 
Указанный способ взимания налогового оклада применяется, как правило, при обложении земельным налогом, налогом с владельцев транспортных средств и некоторыми другими.

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций  имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической  категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в обществе.

Выделяют три важнейшие  функции налогов:

1) фискальную (финансирование государственных расходов);

2) регулирующую, или распределительную  (государственное регулирование  экономики);

3) социальную (поддержание социального равновесия в обществе путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними).

Все функции налога не могут  существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.

Разграничение функций налога носит в значительной мере условный характер, поскольку они осуществляются одновременно. Отдельные черты одной  функции непременно присутствуют в  других. Рассмотрим суть и механизмы  проявления налогом своих функций.

Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для  любой налоговой системы любого государства. И это естественно, так как главное предназначение налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия  части доходов предприятий и  граждан для создания материальных условий функционирования государства  и выполнения им собственных функций  — обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных  и ряда других задач, создания и поддержания  единой коммуникационной структуры.

Наиболее тесно связана  с фискальной функцией налога его  регулирующая, или распределительная, функция, выражающая экономическую  сущность налога как особого централизованного  фискального инструмента распределительных  отношений в обществе. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их 
Установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по регионам страны.

Информация о работе Изучение налогов и российского налогообложения