Экономическая сущность и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия "налог", описание его видов, сущности, функций.
Исходя из цели в работе, поставлены следующие задачи:
раскрыть происхождение налогов;
изучить сущность налогов;
рассмотреть основные виды и функции налогов;
проанализировать место налогов в формировании доходов

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Происхождение налогов…………………………………………………...4
Экономическая сущность налогов………………………………………...8
Ф нкции налогов………………………………………………………….13
Назначение налогов как экономической, финансовой и правовой категории………………..…………………………………………………..15
Роль налогов в формировании доходов государства…………………...19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Объект или предмет  налога - доход или имущество, с  которого начисляется налог: доходы, стоимость товара, операции с ценными бумагами, имущество юридических и физических лиц.

Источником обложения  признается чистый доход как разность между валовым доходом и издержками производства. Согласно Налогового Кодекса  Российской Федерации, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения (исчисления) устанавливается к каждому налогу и сбору.

Налоговый    оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта обложения. Кроме того, при установлении налога и сбора определяется порядок и сроки уплаты, или непосредственный механизм налогообложения.

Законодательством Российской Федерации установлено, что объектами  налогообложения являются:

  • имущество - движимое и недвижимое;
  • доход (прибыль) от экономической деятельности;
  • операции по реализации товаров, работ, услуг;
  • ввоз (вывоз) товаров на или с таможенной территории Российской Федерации;
  • отдельные виды экономической деятельности;
  • другие объекты, установленные Налоговым Кодексом.

Ставка налога- величина налоговых начислений на единицу объекта налога (в процентах, твердой величине).

Налоговые ставки и порядок  их применения устанавливаются так  же применительно к каждому налогу и сбору. Ставка любого налога строго индивидуальна. Установлением или изменением ставок налогов государство осуществляет свою налоговую политику, оказывает воздействие на те или иные стороны процесса общественного воспроизводства. Налоговая ставка является эффективным средством осуществления фискальной политики  государства: изменяя ее правительство, может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя налоговые  ставки, осуществлять налоговое маневрирование.      

Налоговый механизм- совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую силу посредством налогового законодательства и регулирует его.

Можно выделить следующие  способы налогообложения: кадастровый, декларационный и безналичный.

Кадастровый способ  применяется при взимании прямых реальных налогов (например, земельного), основывается на оценке имущества специальными налоговыми оценщиками. В этом случае уплата производится после получения соответствующего извещения.

Декларационный способ обложения предполагает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления о полученных доходах за истекший период.

При безналичном способе (автоматическое удержание) налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход. Такие налоги называют авансовыми, поскольку они взимаются методом «удержание у источника», т.е. непосредственно из суммы выплачиваемых доходов в каждом случае их выплаты, и вносятся в казну плательщиком дохода, но от имени получателя этого дохода. «У источника»  удерживаются налоги с таких доходов, как заработная плата, дивиденды, арендные поступления, выплаты по авторским правам, лицензиям.

Уплата налогов - это обязанность  каждого налогоплательщика. Финансовые взаимоотношения государства и  плательщика налога находят свое выражение в налоговом обязательстве. Налоговым обязательством признается такое, в силу которого налогоплательщик обязан уплатить определенный налог или сбор, а налоговые или иные уполномоченные органы вправе требовать от налогоплательщика исполнения этих обязанностей.

Исполнением налогового обязательства  признается уплата в установленный  срок причитающихся сумм налога или  сбора.

Большая роль в осуществлении регулирующего  воздействия государства на экономику  принадлежит практике применения разнообразных налоговых льгот.

Налоговой льготой признается предоставляемая налогоплательщику при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом,  или иным актом налогового законодательства, возможность уменьшить подлежащую уплате сумму налога или сбора.

Можно выделить следующие виды льгот: установление налогооблагаемого минимума объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогом отдельных лиц  или категорий плательщиков; понижение  налоговых ставок; целевые и прочие налоговые льготы.

Налоговый период представляет собой отрезок времени, по которому определяются обязанности налогоплательщика в отношении того или иного налога или сбора. Налоговым периодом признается календарный год, а для разового сбора - промежуток времени, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить сбор.[5]

 

 

 

 

  1. Функции налогов

 

Функция налога - это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

Рассматривая современную  систему налогообложения, можно  сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции:

1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.

Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель - сделать распределение жизненно важных средств более равномерным.

В итоге происходит изъятие  части дохода одних и передача его другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции  являются акцизы, устанавливаемые, как  правило, на отдельные виды товаров  и в первую очередь роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

3. Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

4. Поощрительная функция  налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т.д.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства и является скорее сопутствующей, чем ведущей.

5. Регулирующая функция  налогов. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальное назначение – в некоторых случаях им придавалось и функции управления социальными процессами. Однако, вопрос о месте и значении налогов, как регулятора тех или иных общественных отношений, до сих пор не имеет единодушной оценки.[6]

    1. Назначение налогов как экономической,  финансовой и   правовой категории

 

Налогам как частной  финансовой категории присущи общие с государственными финансами отличительные признаки:

  • исключительно стоимостный, денежный характер отношений,
лежащих в основе этих категорий;
  • отражают движение части стоимости валового и чистого продукта общества в форме финансовых ресурсов;
  • связаны с образованием и использованием государственных доходов.

 Экономическая  природа налогов заложена в  их понимании
 как объективной финансовой категории. Государство - это первопричина налогов, а определенный и достаточный уровень развития
 товарно-денежных отношений - их необходимое условие и экономическая основа. Через налоги государство реализует свое финансовое
 право на получение доли валового и чистого продукта общества для
обеспечения нормального функционирования всех его структур.

Налоги как  финансовая категория (как совокупный налог) 
опосредует движение на эквивалентной, возвратной и возмездной основе части стоимости валового (чистого) продукта общества от субъектов хозяйствования и граждан к государству в форме законодательно установленных обязательных платежей в государственную казну,
 предназначенных для покрытия расходов государства при выполнении им своих функций.

Налоги - один из основных способов формирования доходов  бюджетов. Как правило, налоги взимаются  с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом  смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Для каждой общественно-экономической  формации характерна присущая ей система  государственных доходов, обусловленная  уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.

С момента своего возникновения государственные  доходы претерпели значительную эволюцию. Различного рода натуральные повинности и сборы существовали с древнейших времен, а с развитием товарно-денежных отношений постепенно уступали место  денежным налогам и сборам. Наряду с налоговыми доходами к государственным доходам относятся государственный кредит (государственные займы), доходы различного рода государственных фискальных монополий, а также доходы от использования государственного имущества и от его продажи.

Современные бюджетные  системы включают бюджеты центрального правительства, региональных органов  и органов местного самоуправления. Государственные доходы формируются  главным образом за счет налогов. До XX в. в структуре государственных  доходов доминировали акцизы, таможенные пошлины и фискальные монополии. Прямые реальные налоги постепенно уступают место более эластичным личным налогам, главным образом подоходным, а также налогу с наследств и дарений и др.

До начала 1980-х  гг. отмечалась тенденция повышения доли государственных доходов в общем объеме совокупного общественного продукта и национального дохода. Если накануне Первой мировой войны государство аккумулировало около 15% национального дохода, то в 1980-х гг. - уже 40-50%. Основная форма мобилизации налоговых поступлений в большинстве развивающихся стран - косвенные налоги. По мере развития промышленности и торговли происходит расширение сферы косвенного налогообложения товаров местного производства. Важную роль играют таможенные пошлины. Наиболее значительна доля поступлений по таможенным пошлинам в бюджетах наименее развитых и небольших странах, а также в странах - экспортерах сырья. В промышленно развитых странах доля поступлений от таможенных пошлин составляет в среднем около 5% бюджетных поступлений. У нефтедобывающих стран вывозные таможенные пошлины являются одним из основных источников государственных доходов.

Наряду с  усилением косвенного налогообложения  большое значение приобрели прямые налоги, прежде всего налоги на доходы. Большая часть государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах, куда поступают наиболее крупные доходы. К важнейшим налогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся: подоходный налог, корпорационный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают доходы от местного хозяйства, доходы от займов местных органов власти, субсидии центрального правительства. К основным региональным и местным налогам относятся поимущественные и поземельные налоги, а также - в некоторых странах - акцизы. Доходы государственных предприятий складываются из прибыли, займов, правительственных субсидий и кредитов. Многочисленные специальные фонды государства формируются за счет специальных налогов и сборов, добровольных взносов, субсидий из бюджета и займов. В ряде стран фонд государственного социального страхования - составная часть государственного бюджета, в других странах создается автономный фонд, образуемый за счет обязательных отчислений (взносов) лиц, работающих по найму, предпринимателей, лиц свободных профессий, а также субсидий государства.

Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов