Экономическая сущность и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия "налог", описание его видов, сущности, функций.
Исходя из цели в работе, поставлены следующие задачи:
раскрыть происхождение налогов;
изучить сущность налогов;
рассмотреть основные виды и функции налогов;
проанализировать место налогов в формировании доходов

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Происхождение налогов…………………………………………………...4
Экономическая сущность налогов………………………………………...8
Ф нкции налогов………………………………………………………….13
Назначение налогов как экономической, финансовой и правовой категории………………..…………………………………………………..15
Роль налогов в формировании доходов государства…………………...19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Налоги выступают  главной формой мобилизации государственных  доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных  правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины.

За счет налогов  и сборов, перераспределяемых через  государственный бюджет, формируется  часть финансовых ресурсов государственных  и муниципальных предприятий (в  Российской Федерации - унитарные предприятия) и ряда специальных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль налогов в формировании  доходов государства

 

 

 При рассмотрении роли налогов в  формировании доходов бюджетов разных уровней необходимо классифицировать доходы по видам.

Доходы бюджета в соответствии с бюджетным кодексом РФ образуются:

    1. За счет налоговых поступлений;
    2. За счет неналоговых видов доходов;
    3. За счет безвозмездных перечислений.

К неналоговым доходам относятся:

  • доходы, от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями в ведении собственно федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в результате возмещения вреда.
  • доходы, в виде финансовой помощи, полученные из бюджетов других уровней, а исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.
  • иные неналоговые доходы.

К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от ФЛ и ЮЛ, международных организаций, правительств иностранных государств и т.п.

К собственным доходам бюджета относят доходы полностью или частично закрепленные на постоянной основе законодательством РФ за соответствующие бюджеты.

Под регулярными доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым  на очередной финансовый год или  на долговой основе устанавливаются  нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или в местные бюджеты.

Самые собираемые налоги в бюджет: НДФЛ, НДС, имущественные  налоги, налог на прибыль. 

Возникает вопрос, а в  каком размере определить величину налоговой ставки, чтобы в бюджет поступала максимальная сумма налогов.  

Ученый Лаффер построил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой.

 

Кривая Лаффера показывает связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляет такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума. Кривая дает ответ на вопрос «при какой ставке налогов, налоговые поступления в бюджет максимальны?» При дальнейшем повышении ставки мотивация предпринимательской деятельности ослабевает, падают объемы производства и уменьшаются налоговые отчисления. 

Лаффер предполагал  в качестве оптимального значения рассматривать 30% налоговой ставки.

Оценивая в целом  роль налогов в современной России, говорить о ее позитивности не позволяют  следующие основания:

• высокое налоговое бремя не только не решает, но и усугубляет проблему острой нехватки средств бюджета для финансирования на должном уровне большинства социальных расходов, перевооружения армии и флота и других неотложных общественных потребностей;

• планирование, утверждение и исполнение российского бюджета от доходов, а не от расходов, как этого требует развитая рыночная экономика, делает профицит бюджета искусственным, получаемым путем занижения объема предоставляемых общественных благ и социальных расходов;

• низкая собираемость налогов при высокой налоговой нагрузке свидетельствует об излишней фискальности  налоговой системы;

• несмотря на достаточно жесткие штрафные налоговые санкции, не снижаются масштабы массовых уклонений налогоплательщиков от уплаты налогов, сокрытия доходов и объектов от налогообложения;

• действующая система налогового льготирования не дает должного регулирующего эффекта в виде существенного роста инвестиционной активности отечественных товаропроизводителей, заметного улучшения инвестиционного климата в отраслях обрабатывающей промышленности и превращения малого бизнеса в стабильную и надежную опору рыночной экономики, без чего невозможен долговременный общий экономический рост в стране;

• в структуре налоговой системы преобладают косвенные налоги, что искажает структуру ВВП и налоговой нагрузки на доходы населения в пользу скрытого налогообложения.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства.

В последнее время  практически все современные  экономические теории признают огромное значение налогов в экономике. Так по теории экономики предложения, сформулированной в начале 80-х годов американскими учеными М.Бернсом, Г.Стайном и А.Лэффером, рассматриваются налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит и к уменьшению налоговых платежей. Поэтому предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту.

Налоги представляют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с  формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию науки и др. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису, являются объективной необходимостью развития общества. Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства, у которого нет других методов обеспечить себе доход в условиях рынка.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 39102

  1. "НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (НК РФ) Часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (действующая ред.) [Электронные данные]. Режим доступа:   http://www.consultant.ru/popular/nalog2/ свободный, загл. с экрана. - дата обращения 25.04.13г.

  1. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Е. Ю. Жидкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2009.
  1. Теория и история налогообложения: Учебное пособие / Майбуров И.А. и др.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011.

  1. Налоги и налогообложение. Конспект лекций.  Зрелов А.П. / 5-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010.

  1. Налоги и налогообложение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Романова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  2. Колчин, С. П. Налоги в Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / С. П. Колчин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

 


Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов