Экономическая сущность и характеристика налога на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время налог на добавленную стоимость - является одним из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Файлы: 1 файл

НДС.docx

— 91.44 Кб (Скачать файл)

Поступление налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2011 год превысят сумму налога по уточненной оценке за 2010 год на 294 703,4 млн. рублей или на 23,8 %.

При этом в результате роста  ВВП доходы федерального бюджета  от уплаты налога увеличатся на 342 850,9 млн. рублей, снижения объемов возмещения налога - на 122 488,0 млн. рублей, дополнительных поступлений, связанных с погашением задолженности по налогу за прошлые  периоды, - на 24 000,0 млн. рублей. В то же время увеличение объема импорта  приведет к снижению доходов на 164 007,8 млн. рублей, объема экспорта - на 24 431,6 млн. рублей, курса доллара США  по отношению к рублю - на 6 196,1 млн. рублей.

Поступление налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется в размере 1 729 716,9 млн. рублей (3,09% к ВВП), что  на 194 973,5 млн. рублей или на 12,7% больше суммы, планируемой на 2011 год. При  этом доходы федерального бюджета от уплаты налога увеличатся на 359 356,7 млн. рублей в связи с ростом ВВП. На снижение поступление налога окажет влияние увеличение объема импорта  и экспорта (на 101 428,4 млн. рублей и  на 50 988,5 млн. рублей соответственно), а  также повышение прогнозируемого  курса доллара США по отношению  к рублю (на 11 966,3 млн. рублей).

Поступление налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в размере 1 928 353,1 млн. рублей (3,11% к ВВП), что  на 198 636,2 млн. рублей или на 11,5% больше суммы, планируемой на 2012 год. При  этом в результате роста ВВП доходы федерального бюджета от уплаты налога увеличатся на 380 982,0 млн. рублей. В то же время увеличение объема импорта  приведет к снижению доходов на 117 064,3 млн. рублей, объема экспорта - на 45 791,3 млн. рублей, прогнозируемого курса  доллара США по отношению к  рублю - на 19 490,2 млн. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Порядок исчисления  и взимания налога на добавочную  стоимость.

2.1 Плательщики  НДС.

В настоящее время процесс  налогообложения НДС регулируется главой 21 части второй Налогового Кодекса  РФ.

Первый элемент любого налога, в том числе и НДС, - определение субъекта обложения. Понятие  плательщика является одним из центральных  в системе налога на добавленную  стоимость. Оно обозначает налогового субъекта, под контролем которого находятся все экономические  объекты - товары, услуги, подлежащие обложению  этим налогом. Только этот субъект несет  ответственность перед налоговыми органами, ведет соответствующий  бухгалтерский учет. Статья 143 Налогового Кодекса РФ определяет круг лиц, которые  являются плательщиками НДС. В качестве таковых названы:

· организации;

· индивидуальные предприниматели;

· лица, признаваемые налогоплательщиками  налога на добавленную стоимость, в  связи с перемещением товаров  через таможенную границу Таможенного  союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством  Таможенного союза и законодательством  Российской Федерации о таможенном деле.

Все налогоплательщики НДС  подлежат обязательной постановки на учет в налоговом органе по месту  нахождения организации, месту жительства физического лица, а также по месту  нахождения принадлежащего им недвижимого  имущества.

Не признаются налогоплательщиками  организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и  о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта  и внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации" или иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, а также филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в  отношении операций, совершаемых  в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Не признаются налогоплательщиками  организации, являющиеся официальными вещательными компаниями в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации  и о проведении XXII Олимпийских  зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического  курорта и внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации", в отношении  операций по производству и распространению  продукции средств массовой информации (в том числе по осуществлению официального теле- и радиовещания, включая цифровые и иные каналы связи), осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией, и совершаемых в течение периода проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленного частью 2 статьи 2 указанного Федерального закона.

 

2.2 Освобождение  налогоплательщиков от уплаты  НДС.

В соответствии со ст. 145 НК РФ «Освобождения от исполнения обязанности  налогоплательщика» от уплаты НДС освобождаются:

 1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

2. Положения настоящей  статьи не распространяются на  организации и индивидуальных  предпринимателей, реализующих подакцизные  товары в течение трех предшествующих  последовательных календарных месяцев,  а также на организации, указанные  в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии  с пунктом 1 настоящей статьи  не применяется в отношении  обязанностей, возникающих в связи  с ввозом товаров на территорию  Российской Федерации и иные  территории, находящиеся под ее  юрисдикцией, подлежащих налогообложению  в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, использующие право  на освобождение, должны представить  соответствующее письменное уведомление  и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в  налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и  документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Форма уведомления об использовании  права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные  предприниматели, направившие в  налоговый орган уведомление  об использовании права на  освобождение (о продлении срока  освобождения), не могут отказаться  от этого освобождения до истечения  12 последовательных календарных  месяцев, за исключением случаев,  когда право на освобождение  будет утрачено ими в соответствии  с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных  месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока  освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная  в соответствии с пунктом 1 настоящей  статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных  месяца в совокупности не превышала  два миллиона рублей;

уведомление о продлении  использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных  месяцев или об отказе от использования  данного права.

5. Если в течение периода,  в котором организации и индивидуальные  предприниматели используют право  на освобождение, сумма выручки  от реализации товаров (работ,  услуг) без учета налога за  каждые три последовательных  календарных месяца превысила  два миллиона рублей либо если  налогоплательщик осуществлял реализацию  подакцизных товаров, налогоплательщики  начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое  превышение либо осуществлялась  реализация подакцизных товаров,  и до окончания периода освобождения  утрачивают право на освобождение.

Сумма налога за месяц, в  котором имело место указанное  выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров  и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в  бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные  в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные  сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что  налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом  и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном  порядке с взысканием с налогоплательщика  соответствующих сумм налоговых  санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими  в соответствии с пунктами 3 и  4 настоящей статьи право на  освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета  доходов и расходов и хозяйственных  операций (представляют индивидуальные предприниматели);

копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

7. В случаях, предусмотренных  пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик  вправе направить в налоговый  орган уведомление и документы  по почте заказным письмом.  В этом случае днем их представления  в налоговый орган считается  шестой день со дня направления  заказного письма.

8. Суммы налога, принятые  налогоплательщиком к вычету  в соответствии со статьями 171 и 172 НК до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным  налогоплательщиком, утратившим право  на освобождение в соответствии с  настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при  осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в  соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика  организации, получившей статус участника  проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов.

1. Организация, получившая  статус участника проекта по  осуществлению исследований, разработок  и коммерциализации их результатов  в соответствии с Федеральным  законом "Об инновационном  центре "Сколково" (далее в настоящей  статье - участник проекта), имеет  право на освобождение от обязанностей  налогоплательщика, связанных с  исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), в течение десяти лет со  дня получения ею статуса участника  проекта в соответствии с указанным  Федеральным законом.

Предусмотренное настоящей  статьей освобождение не применяется  в отношении обязанностей, возникающих  в связи с ввозом на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, подлежащих налогообложению  в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

2. Участник проекта утрачивает  право на освобождение в случае, если:

утрачен статус участника  проекта, с момента утраты такого статуса;

совокупный размер прибыли  участника проекта, рассчитанный в  соответствии с главой 25 настоящего Кодекса нарастающим итогом начиная  с 1-го числа года, в котором годовой  объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, превысил 300 миллионов  рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера  прибыли.

Сумма налога за налоговый  период, в котором произошла утрата статуса участника проекта или  имело место указанное превышение совокупного размера прибыли, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с  взысканием с участника проекта  соответствующих сумм пеней.

3. Участник проекта вправе  использовать право на освобождение  с 1-го числа месяца, следующего  за месяцем, в котором был  получен статус участника проекта.

Информация о работе Экономическая сущность и характеристика налога на добавленную стоимость