Порядок возмещения налога:
1. В случае, если по
итогам налогового периода сумма
налоговых вычетов превышает
общую сумму налога, исчисленную
по операциям, признаваемым объектом
налогообложения в соответствии
с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная
разница подлежит возмещению (зачету,
возврату) налогоплательщику в соответствии
с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком
налоговой декларации налоговый
орган проверяет обоснованность
суммы налога, заявленной к возмещению,
при проведении камеральной налоговой
проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
2. По окончании проверки
в течение семи дней налоговый
орган обязан принять решение
о возмещении соответствующих
сумм, если при проведении камеральной
налоговой проверки не были
выявлены нарушения законодательства
о налогах и сборах.
3. В случае выявления
нарушений законодательства о
налогах и сборах в ходе
проведения камеральной налоговой
проверки уполномоченными должностными
лицами налоговых органов должен
быть составлен акт налоговой
проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.
Акт и другие материалы
камеральной налоговой проверки,
в ходе которой были выявлены нарушения
законодательства о налогах и
сборах, а также представленные налогоплательщиком
(его представителем) возражения должны
быть рассмотрены руководителем (заместителем
руководителя) налогового органа, проводившего
налоговую проверку, и решение по ним должно
быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения
материалов камеральной налоговой
проверки руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа выносит
решение о привлечении налогоплательщика
к ответственности за совершение
налогового правонарушения либо об отказе
в привлечении налогоплательщика
к ответственности за совершение
налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением
принимается:
решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной
к возмещению;
решение об отказе в возмещении полностью суммы
налога, заявленной к возмещению;
решение о возмещении частично
суммы налога, заявленной к возмещению,
и решение об отказе в возмещении
частично суммы налога, заявленной
к возмещению.
4. При наличии у налогоплательщика
недоимки по налогу, иным федеральным
налогам, задолженности по соответствующим
пеням и (или) штрафам, подлежащим
уплате или взысканию в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом,
налоговым органом производится
самостоятельно зачет суммы налога,
подлежащей возмещению, в счет
погашения указанных недоимки
и задолженности по пеням и
(или) штрафам.
5. В случае, если налоговый
орган принял решение о возмещении
суммы налога (полностью или частично)
при наличии недоимки по налогу,
образовавшейся в период между
датой подачи декларации и
датой возмещения соответствующих
сумм и не превышающей сумму,
подлежащую возмещению по решению
налогового органа, пени на сумму
недоимки не начисляются.
6. При отсутствии у
налогоплательщика недоимки по
налогу, иным федеральным налогам,
задолженности по соответствующим
пеням и (или) штрафам, подлежащим
уплате или взысканию в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом,
сумма налога, подлежащая возмещению
по решению налогового органа,
возвращается по заявлению налогоплательщика
на указанный им банковский
счет. При наличии письменного
заявления (заявления, представленного
в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной
подписью по телекоммуникационным каналам
связи) налогоплательщика суммы, подлежащие
возврату, могут быть направлены в счет
уплаты предстоящих платежей по налогу
или иным федеральным налогам.
7. Решение о зачете (возврате)
суммы налога принимается налоговым
органом одновременно с вынесением
решения о возмещении суммы
налога (полностью или частично).
3. Пути совершенствования
НДС.
В налоговой системе
России налог на добавленную стоимость
- один из самых сложных и конфликтных
налогов. Большинство налоговых
споров связаны с проблемами исчисления,
уплаты и возмещения НДС. Существующий
порядок исчисления и администрирования
НДС имеет ряд явных недостатков.
В целях совершенствования
исчисления налога на добавленную стоимость
был изданы законы (Федеральный закон
от 27.07.2006 N 137-ФЗ, Федеральный закон
от 17.05.2007 N 85-ФЗ, Федеральный закон
от 19.07.2007 N 195-ФЗ, Федеральный закон
от 04.11.2007 N 255-ФЗ, Федеральный закон
от 30.10.2007 N 240-ФЗ, Федеральный закон
от 22.07.2005 N 119-ФЗ) об изменении налогового
периода. В соответствии с законами
с 1 января 2008 года налоговый период
составляет - квартал, для всех налогоплательщиков
независимо от размера выручки. Ранее
предприятия сдавали налоговую
декларации по налогу на добавленную
стоимость ежемесячно.
Еще одним из основных
направлений совершенствования
законодательства о налогах и
сборах и механизмов его применения
на практике является принятие действенных
мер, обеспечивающих как законные права
налогоплательщиков, повышение их защищенности
от неправомерных требований налоговых
органов, так и пресечение имеющейся
практики уклонения от налогообложения.
Рассматривая проблему
уклонения от уплаты НДС с помощью
фирм-однодневок, необходимо отметить,
что во всех схемах уклонения от
налогообложения фирмы-однодневки
являются зарегистрированными налогоплательщиками
НДС.
Поэтому в целях сокращения
возможностей для исчезновения таких
организаций, в первую очередь, необходимо
принять меры по совершенствованию
процедур регистрации налогоплательщиков
НДС. В частности, регистрационные
процедуры должны содержать:
механизмы, противодействующие
получению статуса налогоплательщика
подставными лицами (то есть регистрации
налогоплательщиков с помощью недействующих
документов, по несуществующим адресам
и т.д.);
жесткие требования к информации,
предоставляемой лицами при регистрации
(наименование и фактический адрес
налогоплательщика, по которому предполагается
ведение деятельности; наименование
(имена) и фактический адрес руководителя
организации, основных владельцев или
акционеров налогоплательщика; информация
о виде деятельности налогоплательщика
в целях выявления участия
данных лиц в схемах уклонения
от уплаты НДС и неправомерного возмещения
НДС; наименование и фактические
адреса организаций, аффилированных с
регистрируемым налогоплательщиком).
Перечисленные требования
о предоставлении информации должны
быть обязательными для всех лиц,
обратившихся в налоговые органы
с целью регистрации в качестве
налогоплательщиков НДС.
С целью упрощения процедур
проверки представленных сведений Федеральная
налоговая служба Российской Федерации
выступает с предложением о создании
системы информационного обмена, объединенной
в единую всероссийскую сеть базы данных
различных ведомств, имеющих отношение
к перечисленным сведениям (прежде всего,
территориальные объединения органов
внутренних дел, налоговых органов и органов
таможенного контроля).
Сегодня, в условиях продолжающегося
экономического кризиса, всяческие
попытки поднять руку на НДС рассматриваются
Минфином России как неуместные. Аргумент
таков: в сложившихся обстоятельствах
НДС остается важнейшим источником
доходов бюджета, так что не время
предпринимать какие-либо серьезные
шаги в налоговой политике.
Происходящий процесс
накопления теоретических и практических
знаний в сфере действия налога на
добавленную стоимость, многогранность
и широта взаимоотношений хозяйствующих
субъектов объективным образом
способствует лучшему пониманию
вопросов, связанных с правильностью
исчисления и уплаты НДС в бюджет.
Заключение
В данной курсовой работе были
изучены сущность и значение налога
на добавленную стоимость, его функции
и порядок взимания.
Налог на добавленную стоимость
является основным и наиболее стабильным
источником налоговых поступлений, формирующих
федеральный бюджет и обязательным для
уплаты всем участникам рынка, за исключением
выделенных в особые группы освобождающихся
и льготников. Данный налог устанавливается
Главой 21 Налогового Кодекса Российской
Федерации и представляет собой форму
изъятия в бюджет части добавленной стоимости,
создаваемой на всех стадиях производства
и определяемой как разница между стоимостью
реализованных товаров, работ и услуг
и стоимостью материальных затрат, отнесенных
на издержки производства и обращения.
Он выполняет фискальную, распределительную
и стимулирующую функции.
Введение НДС в нашей стране
обусловлено началом внедрения в экономику
рыночных отношений, переходом к свободным
рыночным ценам на большинство товаров,
работ и услуг. За годы своего существования
НДС прочно укрепился в налоговой системе
России и стал одним из важнейших федеральных
налогов. В федеральном бюджете РФ налог
на добавленную стоимость стоит на первом
месте, превосходя по размеру все налоговые
доходы.
Объектами обложения по НДС
выступают обороты по реализации товаров,
работ, услуг на территории РФ, а также
ввозимые товары в соответствии с режимом
импорта. Налогооблагаемая база выступает
основой при исчислении суммы налога,
подлежащего внесению в бюджет. В соответствии
с принятым в Российской Федерации налоговым
законодательством обложение НДС производится
по основным налоговым ставкам: нулевая
ставка НДС, 10%. - ная, 18% -ная. Исчисление
и уплата налога на добавленную стоимость
осуществляется в определенном порядке.
В России существующий порядок
исчисления и администрирования
НДС имеет ряд явных недостатков.
Другим из направлений совершенствования
законодательства о налогах и
сборах и механизмов его применения
на практике является принятие действенных
мер, обеспечивающих как законные права
налогоплательщиков, повышение их защищенности
от неправомерных требований налоговых
органов, так и пресечение имеющейся
практики уклонения от налогообложения.
В свою очередь, процесс накопления
теоретических и практических знаний
в сфере действия налога на добавленную
стоимость, взаимоотношения хозяйствующих
субъектов объективным образом
способствует лучшему пониманию
вопросов, связанных с правильностью
исчисления и уплаты НДС в бюджет.
Библиографический
список:
1. Закон Российской Федерации от 06.12.1991г.
№ 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"
(в редакциях последующих Федеральных
Законов)
2. Закон Российской Федерации
от 27 декабря 1991 года "Об основах
налоговой системы в РФ" (в
редакциях последующих Федеральных
Законов)
3. Инструкция Государственной налоговой
службы Российской Федерации
от 11.10.95 г. № 39 "О порядке
исчисления и уплаты налога
на добавленную стоимость"
4. Налоговый кодекс Российской
Федерации (часть вторая) от 05.08.2000
N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред.
от 28.12.2010) (с изм. и доп., вступающими
в силу с 30.01.2011)
5. Авдеев В.В. Индивидуальные
предприниматели и НДС // Налоговый
вестник. 2011. №2.
6. Аналитический бюллетень. Тенденции
российской экономики. Итоги I
квартала 2011 года. М.: Риановости, 2012. Борисов
Ю.К. Последние изменения налогового законодательства
в части НДС // Налоговый вестник. 2011. №3.
7. Лермонтов Ю.М. Налог на прибыль
и НДС // Налоговая политика
и практика. 2010. №6.
8. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение.
М.: ИНФРА, 2009.
9. НДС: ставки исчисления налоговой
базы, счета-фактуры // Налоговая
политика и практика. 2010 №11.
10. Паскачев А.Б. НДС: Налог
на доходы или налог на потребление
// Налоговая политика и практика.
2010. №4.
11. Панасиков В.Г. Налогообложение
в Российской Федерации. М.: Проспект,
2008.
12. Путеводитель по налогам. Практическое
пособие по НДС // ИПС "Консультант
плюс"
13. Самсонова Л.И. Налог на
добавленную стоимость: возможные
пути совершенствования // Аудит
и финансовый анализ. 2010. №4.