Экономическая сущность налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:59, лекция

Описание работы

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру и на состояние НТП.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и т.д.
В налоговых отношениях экономически воплощено существование государства.

Файлы: 1 файл

Лекции по налогам.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Экономическая сущность налогов.

 Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, с налогоплательщиков (с ЮЛ и ФЛ) по ставке установленной законодательством.

  Налоги являются  необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру и на состояние НТП.

  Налоги возникли  вместе с товарным производством,  разделением общества на классы, которому требовались средства  на содержание армии, судов, чиновников и т.д.

  В налоговых отношениях  экономически воплощено существование  государства.

  Изъятие государством  в пользу общества ВВП в  виде обязательного взноса составляет  сущность налога.

  С экономической точки зрения, налоги – инструменты фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.

  С юридической точки зрения, налоговые отношения – система специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а с другой субъект налогообложения, на которого возложена обязанность оплачивать налоги в бюджет в соответствии с налоговым законодательством.

  Можно выделить  два направления, регулирующих  доходность государства в сфере  налогообложения:

 а) первый,  заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании налоговой части бюджета.

 б) второй,  заключается  в стимулировании по средством  рычагов определенных видов экономической  деятельности или отраслей экономики. В этом проявляется ее регулирующая функция.

 Взносы осуществляют  основные участники производства  ВВП:

  1. Работники своим трудом создающие материальные и нематериальные блага, и получающие определенный доход.
  2. Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала действующего в сфере предпринимательства.

  Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и   других обязательный платежей, взимаемых в установленном порядке с налогоплательщиков ЮЛ и ФЛ.

Классификация налогов

 I. Финансово-экономический признак.

   1. По способу изъятия:

    - прямые;

    - косвенные  (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

   2. По переложению налогового бремени:

    - перелагаемые (косвенные);

    - неперелагаемые (прямые).

  3. По способу обложения:

     - налоги  с ЮЛ;

     - налоги с ФЛ.

     - общие  налоги.

   4. По объекту обложения:

     - имущественные;

     - рентные;

     - с выручки;

     - налоги  на потребление.

   5. По единице налогообложения:

     - экономические  налоги;

     - расчетные.

   6. По налоговым ставкам:

     - прогрессивные;

     - регрессивные;

     - пропорциональные;

     - твердые;

     - кратные  МРОТ.

   7. По сфере функционирования:

     - общеобязательные;

     - специальные.

    8. По целевой направленности:

      - абстрактные;

      - конкретные.

    9. По способу выражения:

      - налично-денежные;

      - безналичные.

     10. По общему признаку налогового источника:

      - налоги  на доходы;

      - налоги  на расходы;

     11. По источнику уплаты:

      - индивидуальные;

      - включаемые  в себестоимость;

      - за  счет балансовой прибыли;

      - за  счет чистой прибыли;

      - с выручки.

     12. По способу обложения и взимания:

      - кадастровые;

      - декларационные;

      - у источника.

     II. Административно-правовой признак.

  1. По праву использования платежей:

       - собственные;

    - регулирующие.

    2. По структурно-административному признаку:

    - федеральные;

    - региональные;

    - местные.

    3. По способу перечисления:

    - автоматически;

    - самостоятельно;

    - по поручению.

  III. Пространственно-временной признак.

  1. По периодичности:

- срочные;

- регулярные.

2. По времени и месту взимания:

- у источника дохода;

- у владельца собственника  дохода;

- при расходовании  средств.

 

Функции налогов

  1. Фискальная функция. Обеспечивает формирование финансовых ресурсов государства необходимых для реализации бюджетной, социальной и иных программ, а также для существования государственных институтов.
  2. Экономическая функция. Предназначена для социально-справедливого перераспределения доходов, в зависимости от социально-экономических приоритетов или значимости субъектов предпринимательства, т.е. это инструмент косвенного регулирования экономики.
  3. Регулирующая функция. Проявляется в том, что налоги являются инструментом оказания влияния на воспроизводство стимулируя или замедляя его темпы, платежеспособный спрос, накопление капитала, НТП и т.д.
  4. Контрольная функция. Заключается в том, что с помощью налогов государство осуществляет контроль за доходами и расходами налогоплательщиков.
  5. Социальная функция.

Принципы налогообложения.

 Принципы по Адаму Смиту.

  1. Равномерность, т.е. равнонапряженность налоговых изъятий, единство требования государства к налогоплательщикам и всеобщность налоговых правил.
  2. Определенность, означает четкость, ясность, понятность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течении длительного времени.
  3. Простота и удобство.
  4. Неотягощенность, т.е умеренность налогов.

 Адам Смит предложил в качестве основных характеристик выплат рассматривать: прибыль, ренту, и з/п.

 Принципы  российского налогообложения.

  1. Всеобщность, т.е. охват налогом всех экономических субъектов, получающих доходы.
  2. Стабильность, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.
  3. Равнонапряженность, т.е. равная нагрузка для субъектов с одинаковыми уровнями доходов.
  4. Обязательность, т.е. принудительность налога и неизбежность его выплаты.
  5. Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на риск дохода и группы населения.
  6. Горизонтальная справедливость.
  7. Вертикальная справедливость.

 

Система сущностных характеристик налогов

Элементы налога

 Отражают социально-экономическую  сущность налога и используются в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условиях налогообложения, порядок исчисления и взимания налогов.

 Налогообложение – процесс установления взимания налогов в стране, определение видов, объектов, величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты в кругах ЮЛ и ФЛ, которые являются налогоплательщиками в соответствии с выработанной налоговой политикой и принципами налогообложения.

 Субъект  налога – налогоплательщик, т.е. ЮЛ или ФЛ, на которое законом возложена обязанность по внесению налога в бюджет.

 Носитель  налога – это ФЛ или ЮЛ, уплачивающее оклад налога субъекту налога, а не государству. Классическим примером переложения налогов являются косвенные налоги.

 Объект  налога – это имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности, которые служат основанием для обложения налога.

 Источник  налога – доход субъекта или носителя налога, из которого вносится оклад налога в бюджет.

 Единица  налога (масштаб) – это единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога.

 Ставка  налога – размер налога, установленный на единицу налога.

 Виды налоговых  ставок:

- прогрессивные;

- регрессивные;

- твердые;

- пропорциональные;

- кратные МРОТ.

 Оклад налога – сумма налога, исчисленная на весть объект налога за определенный период времени и подлежащая внесению в бюджет.

 Налоговый  период – время, определяющее период исчисления оклада налоги и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

 Налоговая  квота – доля оклада налога в источнике налога. Она может быть

Система налогов  – совокупность и структура налогов данной страны, в соответствии с их классификацией установленной в законодательном порядке.

  Налоговая  декларация – официальное заявление налогоплательщика о полученных им и подлежащих налогообложению доходах, за определенный период времени и о распространение на них налоговых скидок и льгот.

  Налоговое  обязательство – экономическое соглашение по которому, налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налогов, а государство в лице уполномоченных органов вправе требовать у налогоплательщика исполнение этого обязательства. Налоговое обязательство существует обстоятельств, установленных налоговым законодательством страны.

  Налогоплательщики  – это ФЛ и ЮЛ, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги. ЮЛ – это предприятия или организация, выступающая в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей и имеющего следующие признаки:

  - наличие имущества, обособленного от имущества собственника.

  - независимость существования от входящих в его состав отдельных лиц.

  - право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью.

  - право осуществлять от своего имени экономические операции.

  - право выступать в суде от своего имени, в качестве истца или ответчика.

  - самостоятельная имущественная ответственность.

 ФЛ – граждане данной страны, участвующие в экономической деятельности и выступающие в качестве полноправного ее субъекта. К ФЛ относят: граждан данной стран, ин. граждан, лиц, без гражданства, которые действуют в экономике, в качестве самостоятельных фигур, обладают правом лично проводить определенный хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами, организациями, ЮЛ. ФЛ действуют в экономике от своего имени.

  Резиденты- ЮЛ и  ФЛ постоянно зарегистрированные  или постоянно проживающие в данной стране.

  Нерезиденты –  1) ЮЛ, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект  хозяйствования в другой стране. 2) ФЛ, действующее в данной стране, но проживающее в другой стране.

  Налоговый  агент – лицо, на которое в силу принятого налогового законодательства возлагается обязанность по исчислению в соответствующий бюджет налога или сбора. Пр.: налоговой агент – работодатель, который выплачивает з/п работникам, начисляет, удерживает НДФЛ из з/п.

 

Налоговая политика и механизмы налогообложения

  Налоговая  политика – представляет собой комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение определенных целей и задач. Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней.

  Задачи налоговой  политики сводятся: к обеспечению  государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, к сглаживанию неравенства в уровнях доходов населения.

  Условно задачи  налоговой политики делятся на 3 составляющие:

- фискальную;

- экономическую;

- контролирующую.

  Основные задачи налоговой политики являются: создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов, и стимулирование экономического роста по средством сочетания личных и общественных интересов.

  Выделяют три типа  налоговой политики:

  1. Высокий уровень налогообложения;
  2. Низкое налоговое бремя;
  3. Налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения.

 На практике налоговая  политика осуществляется через  налоговый механизм. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов налогообложения.

 

Формирование  налогового механизма

  Налоговая политика осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. Принцип справедливости;
  2. Принцип платежеспособности;
  3. Принцип стимулирования предпринимательской активности.

Для достижения целей, стоящих  перед налоговой политикой и  нормального функционирования налогового механизма государство использует налоговые инструменты:

- налоговые льготы  – это снижение размера (тяжести)  налогообложения. Существует несколько видов налоговых льгот:

 а) введение налогового  минимума – это освобождение  от налога части объекта налога;

 б) установление  налогового иммунитета;

 в) понижение ставок  налога;

 г) уменьшение оклада  налога;

 д) предоставление  налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога в бюджет).

 е) изъятие из  налогообложения части объекта  налога;

 ж) освобождение  от отдельных видов налогов.

Информация о работе Экономическая сущность налогов