Экономическая сущность налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:59, лекция

Описание работы

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру и на состояние НТП.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и т.д.
В налоговых отношениях экономически воплощено существование государства.

Файлы: 1 файл

Лекции по налогам.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

- сроки уплаты налогов;

- ставки налогов;

- виды налогов;

- субъекты налогов;

- налоговые санкции  – штраф, за нарушение налогового законодательства. Пеня не является налоговой санкцией – это мера воздействия, применяемая к налогоплательщику за нарушение сроков, за несвоевременную уплату налогов в бюджет.

 

Роль налогов  в формировании доходов государства

 При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней необходимо классифицировать доходы по видам:

 Доходы бюджета  в соответствии с бюджетным  кодексом РФ образуются:

  1. За счет налоговых поступлений;
  2. За счет неналоговых видов доходов;
  3. За счет безвозмездных перечислений.

К неналоговым доходам  относятся:

- доходы, от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

- доходы, от платных  услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями в ведении собственно  федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

- средства, полученные  в результате применения мер  гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности,  в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации,  а также средства, полученные в результате возмещения вреда.

- доходы, в виде финансовой  помощи, полученные из бюджетов  других уровней, а исключением  бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

- иные неналоговые  доходы.

 К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от ФЛ и ЮЛ, международных организаций, правительств иностранных государств и т.п.

 К собственным доходам  бюджета относят доходы полностью  или частично закрепленные на  постоянной основе законодательством РФ за соответствующие бюджеты.

 Под регулярными  доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год или на долговой основе устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или в местные бюджеты.

Самые собираемые налоги в бюджет: НДФЛ, НДС, имущественные налоги, налог на прибыль.

 Возникает вопрос, а в каком размере определить  величину налоговой ставки, чтобы  в бюджет поступала максимальная  сумма налогов.

 Ученый Лаффер построил  количественную зависимость между  прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой.

 Кривая Лаффера  показывает связь между налоговыми  ставками и объемом налоговых  поступлений, выявляет такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума. Кривая дает ответ на вопрос «при какой ставке налогов, налоговые поступления в бюджет максимальны?» При дальнейшем повышении ставки мотивация предпринимательской деятельности ослабевает, падают объемы производства и уменьшаются налоговые отчисления.

 Лаффер предполагал  в качестве оптимального значения  рассматривать 30% налоговой ставки.

 

 

 

Налоговые органы РФ, организация налогового контроля

 Налоговые органы  составляют единую централизованную  систему налоговых органов и  представлены следующими звеньями:

  1. Федеральная налоговая служба РФ;
  2. Межрегиональная налоговая инспекция;
  3. Инспекции по районам и в городах.

 Налоговые органы  в своей деятельности руководствуются  конституцией РФ, НК РФ, Федеральным  законом «О налоговых органах  в РФ» и другими законодательными актами.

 Главные задачи налоговых органов:

  1. Контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет.
  2. Валютный контроль в соответствии с законодательством с РФ.

 Вопросы отнесенные  к компетенции налоговых органов:

  1. Регистрация ЮЛ и предприятий.
  2. Право налагать административные штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах.
  3. Право приостанавливать операции предприятий по расчетному счету в банке, в соответствии со ст.7 закона «О налоговых органах в РФ».
  4. Налагать штрафы за нарушение порядка зачисления валютной выручки.
  5. Правило применения контрольно-кассовых машин и регистрация ККС.
  6. Контроль за оборотом алкогольной продукции.

 Организация налогового  контроля в РФ осуществляется  по 2 направлениям:

  1. Первичный контроль. Осуществляется на предприятии и включает в себя:

а) внутренний контроль (бухгалтерский);

б) внутренний аудит;

в) внешний аудит.

     2.  Государственный  контроль в лице налоговых  органов осуществляется в виде  двух проверок: камеральной и  выездной, а также в виде системы оперативного бухгалтерского учета налогоплательщиков в налоговых органах.

 Камеральная  проверка – это проверка на стадии приемки предприятий бухгалтерской и налоговой отчетности. Направления камеральной проверки:

- проверка полноты  отчетности т.е. должны быть представлены все расчеты в срок по всем налогам;

- правильность заполнения  документов, увязка данных всех  форм баланса;

- обоснованность применения  предприятием льгот по налогам.

 По результатам  камеральной налоговой проверки  акт не составляется.

 Выездная  налоговая проверка – проверка первичных бухгалтерских документов непосредственно на предприятии.

 Выездные проверки проводятся по плану или графику, в который включаются конкретные предприятия и вопросы, подлежащие проверки.

 Предприятия для  проверки подбираются по материалам камеральных проверок, сведений о нарушениях, и в соответствии с требованиями не меньше одного раза в три года.

  Результаты оформляются  актом, в нем указывают конкретные  цифровые данные по каждому  виду нарушений и суть нарушений со ссылкой на законодательство, дополнительные суммы начисленных налогов, выводы и предложения по устранению выявленных нарушений.

 Налогоплательщик  вправе рассмотреть и в двухнедельный  срок представить письменное  объяснение мотивов отказа подписать акт или возражений по акту.              После двухнедельного срока руководитель инспекции рассматривает акт с учетом объяснений или возражений и выносит решение:  

- о привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности;

- об отказе от привлечения  налогоплательщика к налоговой ответственности;

- о проведении дополнительных  мероприятий налогового контроля.

 Контроль за деятельностью  предприятий и ФЛ достигается  по средством ведения налоговыми  органами оперативно-бухгалтерского  учета начислений и поступлений каждого вида налогов и других обязательных платежей по каждому плательщику.

 Порядок ведения  оперативно-бухгалтерского учета  определяется Федеральной налоговой  службой России.

 Учет поступлений  и фактически поступивших сумм  налогов и финансовых санкций ведется в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, утвержденной Министерством Финансов России.

 Бюджетная классификация  является основанием и методологическим  документом на базе которого  должны составляться и использоваться бюджеты всех уровней. Бюджетная классификация предусматривает, что каждый вид налога или другого обязательного платежа зачисляется на строго определенный для него код бюджетной классификации.

 В соответствии  с бюджетным кодексом РФ, функции  по использованию бюджетов возложены на органы федерального казначейства.

  Копии платежных  поручений передаются по установленной  форме в налоговые органы для  осуществления учета и контроля за поступлением налогов. Учет начисленных и поступивших сумм налогов с ФЛ ведется лицевых счетах. По состоянию на 01.01 производится сверка расчетов с бюджетом по всем плательщикам. Налоговые органы сверяют данные лицевых счетов с данным бухгалтерских отчетов предприятий и их налоговыми расчетами. На основе данных лицевых счетов составляется реестр по форме №25. На основании этих реестров и данных лицевых счетов налогоплательщиков каждая инспекция по месту регистрации составляется статистическую отчетность о поступлении сумм налогов в бюджет – по форме НМ и по недоимке по платежам в бюджет по форме № 4 НМ.      

 

Налоговый кодекс РФ

 Налоговый кодекс  является основным нормативным  документом на федеральном уровне, который состоит из двух частей и заменяет закон «Об основах налоговой системы РФ».

 Налоговый кодекс  устанавливает принципы построения и функций налоговой системы, порядок ведения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления местных и региональных налогов и других обязательных платежей.

 Налоговый кодекс  определяет правовое положение  налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений.

 Часть I НК РФ

 Раздел 1.

 Состоит из общих  положений характеризующих законодательство  о налогах и сборах, и устанавливающих  систему о налогах и сборах в РФ.

 Раздел 2.

 Речь идет о налогоплательщиках, налоговых агентов, об их правах  и обязанностях и о представительстве  налоговых отношений.

 Раздел 3.

 Посвящен налоговым  органам и органам государственной  власти.

 Раздел 4.

 Устанавливает общие  правила использования по оплате налогов и сборов.

 Раздел 5.

 Определяет порядок  сдачи налогоплательщиком декларации, а также формы, методы и способы  проведения налогового контроля.

 Раздел 6.

 Классифицируются  налоговые правонарушения и определяется ответственность за их нарушения.

 Раздел 7.

 Приводится порядок  обжалования актов налоговых  органов и действия их должностных лиц.

  Часть II НК РФ

 Посвящена конкретным видам налогов, которые делятся на федеральные, региональные и местные.

 Раздел 8. Федеральные налоги.

 Глава 21. НДС

 Глава 22. Акцизы

 Глава 23. НДФЛ

 Глава 24. ЕСН

 Глава 25. Налог на  прибыль.

 Глава 25.1. Сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов.

 Глава 25.2. Водный  налог.

 Глава 25.3. Государственная пошлина.

 Глава 26. Налог на  добычу полезных ископаемых.

 Раздел 8.1. Специальные налоговые режимы.

 Глава 26.1. Единый  сельскохозяйственный налог.

 Глава 26.2. Упрощенная  система налогообложения.

 Глава 26.3. Единый  налог на вмененный доход.

 Глава 26.4. Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.

 Раздел 9. Региональные налоги и сборы.

 Глава 27. Не действует.

 Глава 28. Транспортный  налог.

 Глава 29. Налог на  игорный бизнес.

 Глава 30. Налог на  имущество организаций.

 Раздел 10. Местные налоги.

 Глава 31. Земельный  налог.

 

Налоговые правонарушения

 Налоговые правонарушения – это виновносовершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

 Налоговое правонарушение  состоит из 4 элементов:

а) Объект налогового правонарушения – это установленный или охраняемый государством правопорядок, уплаты налогов и использования участниками налоговых отношений своих обязанностей.

б) Объективная сторона – составляет конкретной деяние правонарушений в форме действий или бездействий.

в) Субъект налогового правонарушения – это лицо, на которой в соответствии с налоговым кодексом РФ может быть возложена ответственность за совершение налогового правонарушения.

г) Субъективная сторона  - это вина правонарушителя.

 Различают две формы  вины:

1) Умысел

 Налоговый кодекс  РФ предусматривает только 1 состав налоговых правонарушений в виде неуплаты или не полной уплаты сумм налога, в результате занижения налогооблагаемой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий), совершенных умышлено, ответственность за которое устанавливается по п.3 ст. 122 налогового кодекса РФ.

2) Неосторожность

 Состав правонарушений, которые могут быть совершены только умышленно:

  • Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц, налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента.
  • Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившейся в отказе организации предоставить имеющиеся у ней документы, предусмотренные налоговым кодексом РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа.
  • Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний и даче заведомо ложных показаний.
  • Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, а также дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществлении переводчиком ложного перевода.

 Презумция невиновности  означает, что лица привлекаемые  к ответственности не обязаны  доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказанию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении возлагается на налоговые органы.

 Перечень обстоятельств  исключающих виновность лица  в свершении налогового правонарушения:

  • Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийных бедствий или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.
  • Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, плательщиков, ФЛ, находившегося в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния.
  • Выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросу применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органам или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетентности.

Информация о работе Экономическая сущность налогов