Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:09, контрольная работа
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, с налогоплательщиков (с юридических лиц и физических лиц) по ставке установленной законодательством.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру и на состояние НТП.
Экономическая сущность налогов
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, с налогоплательщиков (с юридических лиц и физических лиц) по ставке установленной законодательством.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру и на состояние НТП.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и т.д.
В налоговых отношениях экономически воплощено существование государства.
Изъятие государством в пользу общества ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога.
С экономической точки зрения, налоги – инструменты фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.
С юридической точки зрения, налоговые отношения – система специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а с другой субъект налогообложения, на которого возложена обязанность оплачивать налоги в бюджет в соответствии с налоговым законодательством.
Можно выделить два направления, регулирующих доходность государства в сфере налогообложения:
- первый, заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании налоговой части бюджета.
- второй, заключается в стимулировании по средством рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики. В этом проявляется ее регулирующая функция.
Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательный платежей, взимаемых в установленном порядке с налогоплательщиков ЮЛ и ФЛ.
Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта.
Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и сбора: статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт следующее определение сбора.
«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставлении определённых прав или выдачу разрешений (лицензий)».
Налогообложение - взимание налогов.
Главное отличие налога от сбора состоит в том, что налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого ориентирования, при уплате же сбора всегда присутствует специальная цель или особые интересы.
Сходство налога и сбора:
- и налог и сбор обязательны
- и налог и сбор принудительны
- и налог и сбор взимаются в пользу государства.
Можно выделить следующие отличительные признаки налогов от других финансовых категорий:
- обязательность. Каждый налогоплательщик должен уплачивать установленные законом налоги и сборы
- индивидуальная безвозмездность. Каждое лицо уплатившее налог взамен прямо не получает за это какие-либо блага.
- уплата в денежной форме. Налоги не могут быть уплачены или взысканы в натуральной форме.
- финансирование деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги являются источниками формирования доходов бюджета.
- всеобщее и законодательное установление налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда закону определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
Классификация налогов
I. Финансово-экономический признак.
1. По способу изъятия:
- прямые;
- косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2. По переложению налогового бремени:
- перелагаемые (косвенные);
- не перелагаемые (прямые).
3. По способу обложения:
- налоги с ЮЛ;
- налоги с ФЛ.
- общие налоги.
4. По объекту обложения:
- имущественные;
- рентные;
- с выручки;
- налоги на потребление.
5. По единице налогообложения:
- экономические налоги;
- расчетные.
6. По налоговым ставкам:
- прогрессивные;
- регрессивные;
- пропорциональные;
- твердые;
- кратные МРОТ.
7. По сфере функционирования:
- общеобязательные;
- специальные.
8. По целевой направленности:
- абстрактные;
- конкретные.
9. По способу выражения:
- налично-денежные;
- безналичные.
10. По общему признаку налогового источника:
- налоги на доходы;
- налоги на расходы;
11. По источнику уплаты:
- индивидуальные;
- включаемые в себестоимость;
- за счет балансовой прибыли;
- за счет чистой прибыли;
- с выручки.
12. По способу обложения и взимания:
- кадастровые;
- декларационные;
- у источника.
II. Административно-правовой признак.
1. По праву использования платежей:
- собственные;
- регулирующие.
2. По структурно-административному признаку:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
3. По способу перечисления:
- автоматически;
- самостоятельно;
- по поручению.
III. Пространственно-временной признак.
1. По периодичности:
- срочные;
- регулярные.
2. По времени и месту взимания:
- у источника дохода;
- у владельца собственника
- при расходовании средств.
Функция налогов - проявление его сущности в действии и способ выражения его свойств.
Выделяют следующие функции:
- Фискальная. Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога - формирование финансовых ресурсов государства.
- Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.
- Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.
- Распределительная. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.
- Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.
Все функции налогов тесно взаимосвязаны и реализуется в совокупности.
Принципы налогообложения.
Принципы по Адаму Смиту.
1. Равномерность, т.е. равно напряженность налоговых изъятий, единство требования государства к налогоплательщикам и всеобщность налоговых правил.
2. Определенность, означает четкость, ясность, понятность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течении длительного времени.
3. Простота и удобство.
4. Не отягощенность, т.е. умеренность налогов.
Адам Смит предложил в качестве основных характеристик выплат рассматривать: прибыль, ренту и з/п.
Принципы российского налогообложения.
1. Всеобщность, т.е. охват налогом всех экономических субъектов, получающих доходы.
2. Стабильность, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.
3. Равно напряженность, т.е. равная нагрузка для субъектов с одинаковыми уровнями доходов.
4. Обязательность, т.е. принудительность налога и неизбежность его выплаты.
5. Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на риск дохода и группы населения.
6. Горизонтальная справедливость.
7. Вертикальная справедливость.
Элементы налогообложения
По налоговому кодексу РФ считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
Налогоплательщики и плательщиками сборов - организации и физические лица, на которые в соответствие с налоговым кодексом возложены обязанности, соответственно налоги и (или) соборы.
К элементам налогообложения относятся:
- Объект налогообложения: юридические факты или действия, которые обязывают заплатить налог
- Налоговая база. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, например - стоимость имущества.
- Налоговый период. Налоговый период - период времени, по истечению которого определяется наличная база и исчисленная сумма налога. Он может состоять из одного или более отчётных периодов, например - один год.
- Налоговая ставка - величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы
- Порядок исчисления налога. Последовательность действия по определению суммы налога, подлежащую уплате. Он устанавливается применительно каждому налогу.
- Порядок и сроки уплаты налогов. Последовательность действий с привязкой ко времени по уплате налога.
Принципы и методы налогообложения
Принцип - базисное положение теории, идеи, системы. Существует множество принципов налогообложения.
Основные принципы налогообложения:
- Принцип справедливости. Он означает, что налоговая система должна обеспечивать единство подходов к налогоплательщикам, всеобщность налогообложения, а также пропорциональность налогораспределения, налогового времени, относительно доходов налогоплательщиков. Данный принцип исключает возможность предоставления отдельным налогоплательщикам индивидуальных налоговых льгот.
- Принцип определённости. Сумма, способ, место платежа должны быть заранее известны налогоплательщику и любому другому лицу. Не допускается неясность налоговых законов, должно соблюдаться правило простоты и оперативности взимания налогов. Налог должен являться предсказуемым элементом при разработки предприятия стратегия своего развития, кроме этого по российскому законодательству все неопределённости налогового кодекса трактуются в пользу налогоплательщика.
- Принцип удобства. Он означает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен для налогового плательщика. Этот принцип реализуется в упрощении подачи налоговой декларации и в совершенствовании работы налоговых органов.
- Принцип дешевизны. Он включает в себя сокращение издержек по взиманию налогов, отмену налогов, доходы по которым не окупают затрат на сборы, а также научный подход к определению оптимальных ставок и штрафных санкций за налоговый промоушен.
- Принцип однократности налогообложения. Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только единожды.