Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:09, контрольная работа
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, с налогоплательщиков (с юридических лиц и физических лиц) по ставке установленной законодательством.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру и на состояние НТП.
- Принцип гибкости налога. При изменении экономической ситуации в обществе и потребности государства в налоговых поступлениях налоги могут пересматриваться.
- Принцип политической ответственности. Налоговая система должна быть построена для убеждения налогоплательщика в том, что они платят налоги для своего же блага. Политическая система должна точно выражать предпочтения налогоплательщиков. Если налогоплательщик не чувствует возмещения от уплаченных налогов со стороны государства, то они стремятся уклониться от уплаты налога.
Методы налогообложения.
Под методами налогообложения понимается порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы.
В теории известны четыре метода налогообложения:
- Равный. Он подразумевает, что для каждого налогоплательщика принимается равная сумма налогов.
- Пропорциональный. Для каждого налогоплательщика применяется равная ставка налога (налог на прибыль организации)
- Прогрессивный. С ростом налоговой базы растёт базовая ставка
- Регрессивный. С ростом налоговой базы уменьшается ставка налога.
Способы уплаты налога
Существует четыре основных способа уплаты налога:
- Уплата по декларации. Декларация - документ, в котором налогоплательщик приводит налоговой базы и соответствующей ей величины налога. Особенность этого способа, является то, что выплата налога производится после получения налога.
- Кадастровый способ. Кадастровый налог взимается в том случае, если, когда объект налогообложения дифференцирован на группы по определённому признаку. Перечень этих групп указывается в специальных кадастрах. Для каждой группы устанавливается индивидуальная ставка налога. Такой способ характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта (транспортные налоги)
-Уплаты налога у источника. Здесь налог вноситься лицом, выплачивающим налог, поэтому уплата налога производиться до получения заработной платы (налог на доходы физических лиц). Он удерживается работодателем за физическое лицо и перечисляется в бюджеты, а налогоплательщик получает заработную плату уже, уменьшенную на величину налога.
-Уплата в момент расходования. Такой способ характерен для косвенного налога.
Понятие налоговой системы, ее составные элементы
Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.
Термин «налоговая система» может использоваться применительно к отдельным государствам или их крупным экономическим сообществам. Исторически налоговая система появилась с возникновения первых государств Древнего мира, которые вводили налоги на доходы и имущество своих подданных. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание войск, возведение укреплений, строительство храмов. Позднее в Римской империи значительные средства расходовались на устройство дорог, водопроводов, проведение праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и другие общественные цели.
Налоговая система выполняет следующие основные функции: фискальную - обеспечение доходов государственного бюджета; регулирующую - регулирование макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости: распределительную - перераспределение национального дохода, доходов физических и юридических лиц; социальную — аккумулирование средств для осуществления социальных программ; стимулирующую - микроэкономическое регулирование; контрольную - обеспечивает воспроизводство налоговых отношений.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1. налог на добавленную стоимость;
2. акцизы;
3. налог на доходы физических лиц;
4. налог на прибыль организаций;
5. налог на добычу полезных ископаемых;
6. водный налог;
7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8. государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
1. налог на имущество организаций;
2. налог на игорный бизнес;
3. транспортный налог.
К местным налогам относятся:
1. земельный налог;
2. налог на имущество физических лиц.
Составные элементы налоговой системы.
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Объект налогообложения
– реализация товаров (работ, услуг), имущество,
прибыль, доход, расход или иное обстоятельство,
имеющее стоимостную, количественную
или физическую характеристику, с наличием
которого законодательство о налогах
и сборах связывает возникновение у налогоплательщика
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.
Налоговая база и порядок ее определения устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, ее обычно называют налоговой квотой.
Основные виды:
- Твёрдые — устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы.
- Пропорциональные — действуют в одинаковом проценте к налоговой базе без учета её величины.
- Прогрессивные — возрастают по мере роста налоговой базы.
Порядок исчисления налога — налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.
Задача
Работник организации Бондарев И.И. 12 февраля 2012 года на основании заемного договора от 11 февраля 2012 года получил в организации по месту работы ссуду в размере 68 тыс. руб. на 9 месяцев из расчета 3,5 процентов годовых. Условиями договора займа предусмотрено, что уплата процентов и возврат ссуды производится одновременно не позднее 11 ноября 2012 года. Ставка рефинансирования Банка России на момент выдачи ссуды установлена в размере 7,25% годовых.
11 ноября 2012 года работник
вернул заем в размере 68 тыс. руб.
и уплатил проценты по
Определите:
а) сумму материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за использование заемных средств;
б) сумму налога на доходы, подлежащую уплате с этой материальной выгоды.
Решение:
Материальная выгода по рублевому займу (кредиту), по которому заемщик уплачивает проценты исходя из ставки, составляющей менее 2/3 ставки рефинансирования Банка России, рассчитывается в три этапа. Сначала определяется сумма процентов, подлежащих уплате согласно условиям договора займа (кредита). Для этого используется формула:
Прдог = СЗ × ПСдог ÷ КДобщ × КДпольз,
где Прдог – сумма процентов, исчисленная по условиям договора займа (кредита);
СЗ – сумма займа (кредита)
ПСдог – процентная ставка, установленная в договоре займа (кредита);
КДобщ – общее количество календарных дней в году;
КДпольз – количество дней пользования заемными (кредитными) средствами.
Прдог = 68000 × 3,5% ÷ 360 × 270 = 1785 руб.
Затем рассчитывается сумма процентов исходя из ставки, равной 2/3 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату уплаты процентов:
Пр2/3 ЦБ = СЗ × ПС2/3 ЦБ ÷ КДобщ × КДпольз,
где Пр2/3 ЦБ – сумма процентов, исчисленная исходя из 2/3 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату уплаты процентов;
СЗ – сумма займа (кредита)
ПС2/3 ЦБ – процентная ставка, составляющая 2/3 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату уплаты процентов;
КДобщ – общее количество календарных дней в году;
КДпольз – количество дней пользования заемными (кредитными) средствами.
Пр2/3 ЦБ = 68000 × 4,83% ÷ 360 × 270 = 2463,3 руб.
Разница между суммами процентов, рассчитанных исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования Банка России (Пр2/3 ЦБ), и фактически начисленных согласно договору займа (Прдог), признается материальной выгодой от экономии на процентах по рублевому займу (МВруб).
Она определяется с помощью формулы:
МВруб = Пр2/3 ЦБ – Прдог.
МВруб = 2463,3 – 1785 = 678,3 руб.
Полученная сумма материальной выгоды включается в доход налогоплательщика, облагаемый НДФЛ, в день уплаты процентов по займу (кредиту).
НДФЛ = 678,3 × 35% = 237,41 руб.
Список используемой литературы