Стимулирующая подфункция заключается в формировании
посредством налогообложения определенных
стимулов развития для целевых категорий
налогоплательщиков и (или) видов деятельности.
Она реализуется через систему налоговых
преференций для этих категории и видов
деятельности: льготные режимы налогообложения,
пониженные налоговые ставки, налоговые
кредиты и каникулы, различные освобождения,
вычеты и т.д. К целевым категориям налогоплательщиков,
как правило, относятся малые предприятия,
благотворительные фонды, общественные
организации, предприятия инвалидов. К
целевым видам деятельности, которые традиционно
поддерживаются государством, чаще всего
относятся сельское хозяйство, образование,
наука, здравоохранение, благотворительная,
религиозная и просветительская деятельность.
Дестимулирующая
подфункция, напротив, заключается в формировании
посредством налогообложения определенных
барьеров для развития каких-либо нежелательных
экономических процессов. Следует заметить,
что налоги по своей сути дестимулируют
развитие любого производства, но, повышая
ставки налогов для отдельных видов деятельности,
можно целенаправленно ограничить именно
их распространение, как, например, игорного
бизнеса. Повышенные акцизы на нежелательные
для потребления продукты (алкоголь, табак)
в некоторой степени могут дестимулировать
их предложение.
Воспроизводственная
подфункция проявляется в направленности
отдельных видов налогов на накопление
средств для восстановления истощенных
ресурсов. Характерным примером может
служить механизм амортизации основных
средств, когда суммы начисленной амортизации
признаются расходами, учитываемыми при
исчислении базы по налогу на прибыль
организаций. Данная подфункция особенно
ярко прослеживается в так называемых
ресурсных налогах, платежи по которым
связаны с объемом потребления общественных
ресурсов: водном налоге, налоге на добычу
полезных ископаемых, сборах за пользование
объектами животного мира и водных биологических
ресурсов.
Налогообложение в
любом цивилизованном государстве должно
базироваться на определенных принципах
— основополагающих идеях и положениях,
существующих в налоговой сфере.
Еще в 1776 году Адам
Смит основоположник классической экономической
теории сформулировал четыре принципа,
которые с небольшими изменениями актуальны
и в настоящее время:
1. принцип
справедливости, утверждающий всеобщность
налогообложения и равномерность распределения
налогов между гражданами (равная обязанность
граждан платить налоги) соразмерно с
их доходами. Этот принцип означает, что
налоги должны взиматься с учетом возможностей
налогоплательщика, который обязан принимать
участие в финансировании соответствующей
части расходов государства.
2. принцип
определенности, согласно которому
способ, время и сумма платежа должны быть
точно и заранее известны налогоплательщику.
Это неизменность основных видов налогов
и налоговых ставок в течение долгого
времени. Об определенности свидетельствует
стабильность законодательства о налогах
и сборах. Конечно, налоговые реформы
идут непрерывно, но они, как правило, затрагивают
отдельные налоги и сборы, корректируют
раннее неучтенные мелочи. Общая же часть
НК РФ не может меняться часто. В то же
время налоговая система должна быть гибкой
и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим
условиям.
3. принцип
удобности предполагает, максимальную
прозрачность и открытость системы и порядка
сбора налога для налогоплательщика. Налог
должен взиматься в такое время и таким
способом, которые наиболее удобны для
плательщика;
4. принцип
экономии, рационализация системы
налогообложения или соизмеримость затрат
на взимания и обслуживание налога с суммой
реальных денежных средств поступивших
в казну. сокращение издержек взимания
налога.
- Эволюция налоговой
мысли со времен Древней Руси до XX века
Налоги появились еще в рамках
первобытнообщинного строя и имели различные
формы, от жертвоприношений богам до участия
членов общины в строительных работах,
но их основной смысл и экономическое
содержание прослеживаются достаточно
отчетливо - они основной источник образования
государственных финансов.
На заре цивилизации налоги
и сборы представляли бессистемные платежи,
в основном в натуральной форме (барщина,
оброк, рабочая сила, строительные материалы
и др.), которые взимались по мере необходимости
с отдельной местности.
Развитие и становление Российской
системы налогообложения вплоть до XX века
можно условно разделить на следующие
этапы3:
1. Финансовая система
Древней Руси.
2. Реформа налоговой системы,
проведенная Иваном III.
3. Упорядочивание системы
налогообложения в период царствования
Алексея Михайловича (1629-1676
гг.).
4. Эпоха реформ Петра I
(1672-1725 гг.). Развитие налоговой системы
в 17-18 веках.
5. Развитие финансовой
науки в 19 веке.
2. 1 Налоговая
система Киевской Руси. Налоговые реформы
Петра I
Еще во времена правления князя
Олега возникли первые упоминания о
дани – прямом налоге, собираемом
с населения. К концу IX века, когда древнерусское
государство объединилось, дань становится
основным источником доходов казны. Она
являлась военной контрибуцией с побежденных
народов.
Позже дань трансформировалась
в подать. Ее взимали, например, с количества
печей и труб в каждом домохозяйстве (дым),
с количества пашни (плуг или рало) и др.
Такое положение дел вполне
соответствовало первой налоговой теории
- эквивалентного
обмена. Ее основой было определение
сущности налогов как эквивалентной платы
граждан за услуги по охране границ, поддержанию
правопорядка, исправлению судопроизводства
и т.п., покупаемые у государства. Налоговый
платеж в обмен на покупку государственных
услуг представлялся, как акт свободного
волеизъявления людей, результат которого
эквивалентен.
Получали дань двумя способами:
либо плательщики сами привозили ее к
великому князю (такой способ назывался
- повоз), либо получали, специально снаряженные
дружинники (полюдье). Налоги имели только
одну функцию – фискальную. Объектом налогообложения
были имущество, урожай, результаты деятельности
крестьянского хозяйства и ремесленного
производства, субъектом – свободный
гражданин общины. В основном, налоги были
прямыми и реальными, но зарождались и
косвенные налоги – в виде судебных и
торговых пошлин. Отдельно хочется упомянуть
и церковную десятину – отчисление десятой
части дохода церкви.
Во время Золотой Орды, помимо
так называемых «ордынских тягостей»,
с населения взимали натуральные сборы
в княжескую казну. Существовали медовая
дань за право перерабатывать хмель, варить
мед и пиво, пошлины с соляных варниц, серебряного
литья, гостиная пошлина за право иметь
склады, торговая пошлина – за право устраивать
рынки. В XV–XVI вв. появились акцизы - право
продажи алкоголя (яеуся). В XIV в. появились
первые налоговые органы - кормленщики,
за которыми закреплялась определенная
территория. Сбирались налоги и пошлины
в период сбора урожая. В целом не было
единого подхода к взиманию дани, но уже
обозначилась централизация феодального
государства и укрепление его власти
Начиная со второй половины
XVI в. уплата налогов и сборов стала производиться
и в натуральной и в денежной форме. Освобождение
от татаро-монгольского ига способствовало
становлению государственности и развитию
торговли. Появилась новая группа плательщиков
- купцы. Акцизы, монополии и таможенные
пошлины стали составлять большую часть
государственного бюджета. Добавилась
новая функция налогов – воспроизводственная,
способствовавшая развитию собственного
производства и торговли и защищавшая
от конкуренции иностранного капитала.
Для выяснения налоговых способностей
производились регулярные переписи населения.
Произошел переход от посошных платежей,
где объектом налогообложения являлась
земля к подворной системе, что позволило
расширить круг плательщиков, включив
в него население, не обладающее землей,
лавками или мастерскими. Дополнительные
налоги вводились в военное время для
обслуживания армии. В 1679 г. появились
стрелецкие деньги – налог на содержание
стрелецкого войска.
Во времена правления Петра
I в налоговой системе страны произошли
большие изменения. В соответствии с передовыми
теориями Европы того времени, налог воспринимался,
как плата, вносимая гражданами в результате
своеобразного заключения ими публичного
договора с государством. Этот договор
обязателен, и уплата налогов и в обмен
на это пользование услугами государства
является обязательным актом.
Были заложены основы системы
местного самоуправления и местных налогов,
определены принципы налоговой политики.
В частности4:
- зависимости налоговой
системы и всего народного
хозяйства
-необходимость соизмерения
величины бремени с финансовыми возможностями
плательщика.
Однако на практике они не были
применены. Модернизация страны и затянувшаяся
война со Швецией требовали все новых
финансовых вливаний. Пришлось увеличить
и количество налогов, и их ставки. Также
были расширены функции государства и
ограничена частная собственность. За
государством установилась монополия
на торговлю самыми ходовыми товарами
на внутреннем и внешнем рынках.
Налоговая реформа привела
к появлению прямого личного налогообложения
– подушной подати со всего мужского населения
страны. Платежи были независимы от дохода,
но дифференцированы: меньше всех платили
крестьяне, больше всех - купцы. Следует
отметить, что крепостной мужик платил
еще и своему помещику и, говоря современным
языком, формировал, как местный, так и
федеральный бюджет. Одновременно происходят
изменения в административно-территориальном
делении страны. Создается должность губернатора
– на него возлагаются обязанности местного
взимания податей. Учреждается Сенат –
высший орган государственного правления
в сфере доходов и расходов.
При Петре I впервые начинает
формироваться представление о целях
и принципах налогообложения, что находит
отклик в работах экономистов. Например,
у Посошкова И.Т. в «Книге о скудности
и богатстве» есть следующие предложения:
- установить льготные
пошлины для русских купцов
и высокие для привезенных
товаров
- царские поборы с крестьян
нужно брать в удобное для
крестьян время по единому
тарифу с количества обрабатываемой
земли, объект обложения – десятина.
- отдельная система тарифов
предлагается для городской местности,
кроме церковных дворов.
- заменить многочисленные
внутренние таможенные сборы
одним царским. Пошлина должна
взиматься с каждого товара
лишь раз.
- ввозные пошлин для
иноземных купцов должны быть
установлены для каждого товара
отдельно.
Трудно сказать, руководствовался
ли напрямую этими идеями сам Петр I, но
многие эти принципы были реализованы
на практике.
2.2 Налоги в царской
России в XVIII – XIX вв.
XVIII – XIX века период становления
и развития школы классической
экономической теории. Согласно
этой теории экономика есть
устойчивая и саморегулируемая
система, в которой спрос рождает
предложение, а при переизбытке
любого из них происходит самоуравновешивание
системы путем передвижения производителей
в дефицитные отрасли хозяйства. Происходит
саморегулирование экономики по
принципу «невидимой руки». Государство
при этом должно выполнять лишь возложенные
на него функции: охрану права собственности
и обеспечение развития свободного
рынка. Основоположники классической
теории пытаются ограничить сферу действия
налога, настаивая на том, что только обороноспособность
страны должна обеспечиваться за счет
сбора налогов. Все остальные государственные
расходы, осуществление правосудия, содержание
общественных заведений и работ, учреждение
образования и религиозного воспитания
должны оплачиваться целевыми пошлинами
и сборами, взимаемыми с пользователей
данных общественных благ и государственных
услуг. И только в случае нехватки целевых
сборов данные расходы должны покрываться
налогами со всего общества.
В России также продолжается
совершенствование финансовой системы.
Указом Александра I в 1802 г. было создано
Министерство Финансов и определена его
роль. Главным источником доходов
оставались государственные налоги. Основным
прямым налогом была подушная подать.
Наряду с общими прямыми налогами
вводились целевые сборы (на строительство
государственных больших дорог, на устройство
водных сообщений, и др.). А также специальные сборы: сбор с проезда
по шоссейным дорогам государственного
масштаба; с пассажиров железных дорог,
пароходств, с железнодорожных грузов.
Действовали пошлины
с имущества, переходящего по наследству
или по актам дарения. В то время ими облагались
только лица, не имеющие прямого права
наследования. Кроме государственных
налогов имелись местные.
В 1824 году состоялась
гильдейская реформа, было введено патентное
налогообложение торговли и промыслов,
сохранившееся почти без изменений до
30х годов XX века.
Кризисные явления
и дефицит бюджета 1854—1856 гг. спровоцировали
новое повышение налогов. Финансовая ситуация
усугублялась, промышленность и торговля
испытывали нехватку капиталов. Для стабилизации
ситуации были снижены таможенные пошлины
на ряд материалов, необходимых для развития
российской промышленности. Был усилен
контроль за расходованием средств. В
1862г. Александр II утвердил новые бюджетные
правила, вводившие единую систему бюджетного
учета и отчетности. Все финансовые ресурсы
сосредоточивались в казначействе. В губерниях
создавались контрольные палаты. Каждое
министерство и ведомство было обязано
представлять подробные сметы расходов
с указанием отдельных статей.