Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 11:56, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой работы - сформировать представление о налогах и сборах, их видах; об отношениях, возникающих при установлении и взимании налогов; о целях и принципах налогообложения; рассмотреть процесс создания и реформирования налоговой системы в России со времен Киевской Руси и до сегодняшних дней.
Содержание работы
Стр. Введение
3 1. Экономическая сущность налогообложения
4
1.1. Понятие и определение налога
4
1.2. Функции и принципы налогообложения
7 2. Эволюция налоговой мысли со времен Древней Руси до XX века
11
2.1. Налоговая система Киевской Руси. Налоговые реформы Петра I
12
2.2. Налоги в царской России в XVIII – XIX вв.
15
2.3 Система налогообложения в СССР
18 3. Этапы становления налоговой системы в РФ
24
3.1. Налоговые реформы 1990—2000-х гг
24
3.2. Налоговая система РФ. Ее особенности и недостатки на сегодняшнем этапе развития
После крестьянской реформы
1861 г. было введено налогообложение
земли, появились: подомовый
налог, земские налоги и сборы. А также
акцизы на товары народного потребления
– вино, соль, дрожжи, керосин, табак,
сахар, спички и др. С целью повышения доходов
была введена государственная монополия
на продажу спиртных напитков. Доход от
такой деятельности составлял большую
часть неналоговых поступлений в казну.
В конце XIX начале XX в. в России
начался период урбанизации, зарождение
капиталистических отношений, развития
промышленности, торговли, увеличение
иностранных инвестиций и строительный
бум. Но мирное развитие страны прервала
Первая мировая война. На финансовом положении
страны это сказалось самым плачевным
образом - выросла бумажно-денежная
эмиссия, что повлекло за собой инфляцию.
Систематически повышались налоги и сборы,
вводились новые акцизы. Стремительно
росли суммы займов как внутренних, так
и внешних, сокращался золотой запас.
После февральской революции
положение не улучшилось. Правительство
Керенского пополняло бюджет России, в
основном, за счет эмиссии обесцененных
бумажных денег и натуральных поборов
с населения, которое уже было не в состоянии
нести налоговое бремя.
Система налогообложения
в СССР
Начало формирования новой
налоговой системы Советской России
положил Декрет Совета народных
комиссаров «О взимании прямых налогов»,
который был принят 7 декабря 1917 г. Документ
устанавливал
четкий порядок и срок внесения
предприятиями и частными лицами, занимающимися
торговлей и частным промыслом, налога
на прирост прибыли. Несвоевременная уплата
налога или уклонение от уплаты могли
привести к расстрелу должника5. В тот период налоги являлись,
скорее инструментом классовой борьбы
и взимались с богатой части населения.
Местные бюджеты пополнялись также за
счет натуральных сборов с селян.
Государство остро нуждалось
в деньгах, но отказавшись от принципов
капитализма, тем не менее, пыталось сохранить
существовавшую дореволюционную систему
налогообложения. И в то же время уничтожало
последние возможные источники поступления
средств, национализируя землю, предприятия
и излишки производства, подрывая тем
самым товарно-денежные отношения, сокращая
стимулы к трудовой деятельности. Сама
грань между налогом и конфискацией практически
стерлась.
В дальнейшем финансовая
система России эволюционировала в направлении,
противоположном процессу общемирового
развития. От налогов она перешла к административным
методам изъятия прибыли предприятий
и перераспределения финансовых ресурсов
через бюджет страны, что привело страну,
в конце концов, к кризису.
С 1921 г. в стране начала действовать
новая экономическая политика
(НЭП), которая предполагала
серьезные изменения в области экономики
и налогообложения. Продразверстка заменили
продналогом; выплаты заработной платы
в натуральном виде заменили на денежную
оплату; вновь можно было создавать частные
предприятия и вести частную торговлю.
Для осуществления своих целей
государству восстановить финансовое
хозяйство, используя принципы, которые
могли бы дать максимальный налоговый
эффект:
-многократность и множественность
налогообложения
- деление налогов на
местные и государственные
- регулярность налогообложения
- смешанная форма поступлений:
денежная и натуральная.
Первыми несельскохозяйственными
сборами стали патентный и уравнительный
налоги. Патентным облагались промышленные
и торговые предприятия, как государственные,
так и частные. Ставка колебалась в пределах
от 1,5% до 6%, в зависимости от местонахождения
и разряда объекта (его размера, числа
рабочих, рода деятельности). Второй налог
был авансовым, так как засчитывался при
уплате уравнительного сбора. Отчисляли
его раз в полугодие высчитывая по декларациям
плательщика или по отчету предприятия
об оборотах. Оборот по реализации товара
как объект обложения позволял относительно
равномерно облагать все производимые
товары.
Большое значение имело введение
в ноябре 1922 г. подоходно-поимущественного
налога. Основой обложения был совокупный
доход. Ставки налога зависели от размера
дохода и составляли от 0,83 до 15%. В дополнение
к уже имеющемуся налогу добавили налог
на капитал и имущество. Ставка была прогрессивной
и росла соразмерно увеличению капитала,
что препятствовало созданию товариществ,
акционерных обществ и прочему слиянию
капиталов. Государственные предприятия
были освобождены от поимущественного
налога, потому что и так принадлежали
государству. Для них был предусмотрен
подоходный линейный налог в размере 8%
от суммы чистого дохода. Обложение частных
предприятий было весьма разнообразным
в зависимости от оборота, бюджета, дохода.
Здесь функция налогов сводилась к ограничению
частной собственности и капитала, что
соответствовало государственным требованиям
того времени.
Что интересно имел место рентный
налог с земель, не использовавшихся в
сельском хозяйстве. Состоял он из двух
частей: основной и дополнительной. Основной
взимался в размере средней доходности
сельскохозяйственных угодий в данной
местности, дополнительный — в зависимости
от доходности строений, возведенных на
этой земле.
Что касается крестьянства,
то вместо денежных налогов с сельского
хозяйства продолжали взиматься натуральные
платежи. Хоть и Советское государство
испытывало большую потребность в сельскохозяйственной
продукции, такие налоги были крайне неудобны
по ряду причин. Во-первых, невозможность
учитывать платежеспособность хозяйства,
а также унифицировать взносы. Во-вторых,
сложность взимания таких налогов, что
препятствовало росту товарности хозяйства,
развитию отдельных его отраслей. В связи
с этим, позднее все имеющиеся налоги были
объединены в один сельскохозяйственный
налог. Он дал возможность крестьянину
вносить налоги за счет заработка или
за счет реализации продуктов. Что позволило
одновременно и регулировать рынок и развивать
те отрасли хозяйства, которые пользовались
наибольшим спросом. Денежные поступления
в бюджет от этого налога составляли третью
часть всех поступлений.
В целях расширения доходной
части государственного бюджета правительство
наряду с прямыми налогами ввело систему
косвенных налогов в виде акцизов. Ставки
налога дифференцировались в зависимости
от цены товаров. По мере развития народного
хозяйства и укрепления финансового положения
страны были снижены акцизы на ряд товаров
широкого потребления и увеличены ставки
на предметы не первой необходимости.
В результате, удельный вес поступлений
в бюджет по акцизам на предметы не первой
необходимости повысился соответственно
с 32,9% в 1922—1923 гг. до 56,7% в 1925—1926 гг. В то
же время удельный вес акцизов на товары
первой необходимости снизился с 67,1 до
43,3%. При этом общая сумма поступлений
увеличилась, что дало возможность регулировать
процессы развития промышленности и торговли.
Увеличение суммы налоговых
поступлений в период нэпа с 584 млн до 3522
млн руб., свидетельствует о возрастании
роли налоговой системы как одного из
основных элементов регулирования экономики,
способствующего развитию предпринимательства,
созданию рынка и нормальной системы денежного
обращения.
В целом можно сказать, что налоги
являлись одним из инструментов государственной
экономической политики. Способствовали
подавлению капиталистических элементов
в промышленности, торговле и в сельском
хозяйстве; укреплению и развитие социалистических
форм хозяйства.
К 1930 г. был ликвидирован частный
сектор в промышленности и торговле, и
сложная система налогообложения потеряла
смысл. В связи с этим налоговая реформа
30-х годов базировалась на двух основных
принципах:
- рационализация, упрощение
налоговой системы с учетом изменений
в соотношениях между различными секторами
народного хозяйства;
- изменение форм распределения
национального дохода, направленных на
решение новых задач социалистического
строительства6.
Можно сказать, что все налоги
свелись к двум основным видам: отчисления
от прибыли и налог с оборота.
Налог с оборота включал в себя
53 платежа, среди которых особо выделялись
промысловый налог и 12 акцизов. Можно сказать,
что сам он по сути был акцизом, т.к устанавливался
в форме платежа, взимаемого в твердых
ставках к обороту или валовой выручки
от реализации товаров, представляя собой
часть цены товара. Его доля в общем объеме
доходов государственного бюджета была
высока. С 1931 г. ставки налога дифференцируются
по товарным группам, так как ранее установленные
единые ставки привели к нарушению принципов
хозяйственного расчета деятельности
предприятий.
Что касается отчислений от
прибыли, то в 1930 г. установился точный
процент отчислений — 81% для промышленных
предприятий и 84% для торговых предприятий.
Практически вся прибыль промышленных
и торговых предприятий изымалась в доход
государства, что подрывало воспроизводственные
возможности предприятия. Поэтому и в
этой сфере потребовалась дифференцирование
размеров отчислений в зависимости от
величины прибыли предприятия и его потребности
в собственных средствах для развития.
Такое положение дел снизило роль налогов
в экономике страны.
В связи с началом Великой Отечественной
войны расходы бюджета
СССР значительно возросли,
что привело к введению новых налогов
с населения. Так, для помощи многодетным
матерям был введен налог на холостяков,
одиноких и малосемейных граждан, который
просуществовал до начала 90-х годов XX века.
После окончания Великой Отечественной
войны роль налогов продолжала снижаться,
так как бюджет пополнялся в основном
за счет неналоговых источников. Доходы
предприятий прямо поступали в бюджет,
где перераспределялись. Основным налогом,
уплачиваемым в это время предприятиями,
стал налог с оборота. Дальнейшее развитие
коммунистической идеологии должно было
привести к полной отмене налогов. Прежде
всего, были снижены налоги с заработной
платы трудящихся.
В 1960-е гг. в СССР, с началом экономической
реформы был введен еще ряд налогов. Новой
формой перераспределения прибыли
стал налог "Плата за фонды". Он стал
прототипом современного налога на имущество
предприятий и составлял фиксированные
6%. Подразумевалось, что такая форма налогообложения
ликвидирует ненужные предприятию производственные
фонды, и повысит производительность.
Для сельских и районных жителей,
имеющих доходы от сельского хозяйства,
был установлен подоходный налог с колхозников.
Та часть предприятий, которая
получала прибыль независящую от деятельности
предприятия, отчисляла фиксированные
(рентные) платежи. К началу реформ середины
1980-х гг. более чем 90% государственного
бюджета Советского Союза, как и его отдельных
республик, формировалось за счет поступлений
от народного хозяйства. Налоги с населения
(прямые) занимали незначительный удельный
вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.
Ориентируясь на западный
опыт, правительство М.С. Горбачева приступило
к созданию налоговой системы РСФСР, которая
позже легла в основу налоговой системы
РФ. Была разрешена индивидуальная
трудовая деятельность граждан. В связи
с этим, было разрешено приобретать патент
на право занятия индивидуальной трудовой
деятельностью. Кроме патента граждане,
желающие заниматься индивидуальной трудовой
деятельностью, должны были получить регистрационное
удостоверение. За выдачу удостоверения
и патента взималась своя плата для каждого
вида деятельности. Граждане, имевшие
патенты освобождались от уплаты подоходного
налога с доходов от занятия данным видом
деятельности.
Но существующая экономическая
система себя не оправдала. Политика централизации
ресурсов и нормативных платежей не давала
функционировать рыночным механизмам
саморегулирования экономики. Регулирующая,
стимулирующая и социальная функции налогов
почти полностью отсутствовали и были
заменены механизмами тотального планирования.
И как следствие, появилось много убыточных
предприятий и даже отраслей.
Реформирование налоговой
системы Советского Союза не было доведено
до конца в связи с известными политическими
событиями.
Этапы становления
налоговой системы в РФ
3.1 Налоговые реформы 1990—2000-х
гг
После распада СССР России
срочно понадобилось осваивать капиталистические
принципы экономики, проводя в ускоренном
темпе приватизацию, меняя и подстраивая
по ходу производственные отношения. Правительство,
не имея собственного рыночного опыта,
все преобразования делало по заграничным
экономическим образцам, руководствуясь
в основном мнением сторонних специалистов
по ключевым вопросам. Времени на более
или менее глубокомысленный анализ нюансов
столь разноплановых рыночных экономических
факторов и процессов не было7
Задачей налоговой системы
была стабилизация стихийных рыночных
отношений, снижение инфляции, формирование
социально-экономической инфраструктуры,
обеспечение казны минимально необходимым
финансовым потоком.
На этом этапе развития четко
прослеживалось несовершенство, разнонаправленность,
несвязанность элементов системы. Этой
стадии развития были присущи такие черты,
как
- равенство всех налогоплательщиков,
включая предоставление налоговых льгот
и защиту экономических интересов.
- введение и взимание налогов
всеми уровнями власти. Так, в декабре
1993 г. предоставлением права региональным
и местным органам вводить неограниченное
число новых налогов был нарушен один
из важнейших принципов построения налоговой
системы — принцип ее единства.
- многократность налогообложения
и слабое обозначение конкретных прав
и обязанностей налогоплательщиков и
государства, но с чрезмерным преобладанием
прав налоговых органов.
Частое, ежегодное изменение
в налоговом законодательстве стало нормой,
но эти изменения касались лишь отдельных
нюансов, не затрагивая основных положений
построения налоговой системы. В результате
сложившаяся к концу 1990-х гг. в Российской
Федерации налоговая система из-за несовершенства
ее отдельных элементов во все большей
степени препятствовала экономическому
развитию страны. В работах российских
экономистов этот этап становления называют
этапом неустойчивого налогообложения.
На плечи законопослушных
плательщиков легла колоссальная нагрузка,
это при том, что существовало большое
разнообразие налоговых льгот. В то же
время практически не пресекались случаи
сокрытия доходов и неуплаты налогов,
что стимулировало развитие теневой экономики.
Как подтверждение эффекта Лаффера, поток
поступлений средств в казну снижался
при непрерывном росте бюджетного дефицита.