Камеральная налоговая проверка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение основных моментов камеральной налоговой проверки.
Осуществление поставленной цели предопределило решение ряда следующих задач:
1) исследовать понятие и сущность камеральных налоговых проверок, а также методы их проведения;
2) определить порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……………3
1.Понятие камеральной проверки…………………………………..……………5
2. Методы проведения камеральных налоговых проверок……………………7
3. Правила проведения камеральной проверки…………………………………13
4. Правовые и организационные проблемы проведения
камеральной проверки………………………………………………………14
5. Оформление результатов камеральной проверки……………………….....17
6. Порядок составления Акта камеральной проверки…………………………18
Заключение……………………………………………………………………......22
Список используемой литературы………………………………………………24

Файлы: 1 файл

налоги.docx

— 42.77 Кб (Скачать файл)

Сигналом для повышения внимания к конкретному хозяйственному субъекту может быть:

- значительные  отличия ожидаемых и фактических  объектов налоговых платежей  налогоплательщика, существенные несоответствия  в накопленной информации;

- тенденция  в поведении показателей предприятия, указанных на определенные «махинации»  при осуществлении хозяйственной  деятельности;

- резкие  изменения показателей, приводящие  к существенному отличию показателей  налогоплательщика от средних  по сегменту, или выход их значений  за границы нормального диапазона, указывающие на ухудшение финансового  состояния налогоплательщика.

Формально логический дедуктивный и финансово-аналитический методы можно описать следующим образом:

-обнаружение  аномального поведения с помощью  аппарата математической статистики - типичные действия, описанные в  шаблоне, отклонения от которого  и признаются аномалией требующей  вмешательства соответствующих  органов (субъектов);

- обнаружение  нарушения, основное на сигнатурах, последовательных действиях, характеризующих  нарушения.

Подобные подходы широко используются в сфере информационных технологий при построении систем информационной базы, что делает занимательным использование достижений в этой области для повышения эффективности камерального налогового контроля.

Несомненно, наибольшей эффект возможен при совместном использовании всех четырех групп методов, их последовательности и сочетания. Результаты могут предоставить дальнейшее действия по восстановлению нарушенных интересов государства и наказанию виновных лиц.

Для достижения максимальной эффективности и результативности камерального контроля Федеральная налоговая служба России издает обязательные для внутреннего применения документы (приказы, инструкции, методические рекомендации, регламенты и др.), а также заключаются межведомственные соглашения о порядке взаимодействия и обмене информации.

Далее отдельно хотелось бы остановиться на следующем. При проведении камеральных налоговых проверок рекомендуется уделять повышенное внимание двум категориям хозяйствующих субъектов:

1. Крупнейшим  налогоплательщикам, которые обеспечивают  основную часть налоговых поступлений. Их целесообразно проверять таким  образом, чтобы с учетом ограничений  статей 87 и 88 Налогового кодекса  Российской Федерации не допустить  периодов, не подлежащих проверке. Внимание к данной категории  в большей степени обусловлено  их фискальной значимостью, а  не целенаправленным поиском  нарушения.

2. Налогоплательщика, прошлые проверки, которых обеспечили наибольшие доначисления.

На взгляд автора проверка вышеуказанных групп налогоплательщиков в меньшей степени связано с выявлением нарушений в налоговой сфере, а, прежде всего, реализует функцию контроля. Проверки первых преследуют фискальные цели (как тот или иной особой значимый для бюджета налогоплательщик исполняет свои налоговые обязательства). При проверках вторых выявляются, имеют ли место нарушения, аналогичные выявленных ранее. Немаловажным в этих случаях является и профилактический эффект.

Основными этапами камеральной проверки являются:

- проверка  правильности исчисления налоговой  базы и суммы налогов, исчисленных  и уплаченных в бюджет;

- проверка  правильности арифметического подсчета  данных, отраженных в налоговой  декларации, путем сопоставления  показателей строк и граф, предусмотренных  ее формой;

- проверка  обоснованности заявленных налоговых  вычетов;

- проверка  правильности примененных налогоплательщиком  ставок налога и льгот, их соответствие  действующему законодательству.

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

- проверку  логической связи между отдельными  отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;

- проверку  сопоставимости отчетных показателей  с аналогичными показателями  налоговой отчетности предыдущего  отчетного (налогового) периода;

- взаимоувязку  показателей бухгалтерской отчетности  и налоговых деклараций, а также  отдельных показателей деклараций  по различным видам налогов;

- оценку  данных бухгалтерской отчетности  и налоговых деклараций с точки  зрения их соответствия имеющимся  в налоговом органе данным  о финансово-хозяйственной деятельности  налогоплательщика, полученным из  других источников;

- анализ  соответствия уровня и динамики  показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства  и реализации товаров (работ, услуг), с уровнем и динамикой показателей  объемов потребления налогоплательщиком  энергетических (электро-теплоэнергии), водных, сырьевых и иных материальных  ресурсов.

С учетом изложенного на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что при проведении камерального контроля можно выделить четыре основных метода – это 1) негласный метод; 2)метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта; 3) логически-дедуктивный метод; 4) финансово-аналитический метод.

Конкретные методы камеральной налоговой проверки определяются налоговыми органами самостоятельно.

 

3. Правила проведения камеральной проверки

Камеральная проверка осуществляется без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Она проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны подаваться вместе с ней. Заметим, что три месяца - это общий срок проведения проверки, но в виде исключения законом может быть установлен и иной срок (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Из Кодекса следует, что камеральная проверка может проводиться только после предоставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Именно этим моментом и определяется начало камеральной проверки.

Налогоплательщик специально не информируется о проведении камеральной налоговой проверки. Камеральная проверка - это прямая обязанность налогового органа, поэтому ей должен подвергаться каждый налогоплательщик при сдаче налоговой отчетности.

В ходе камеральной проверки налоговый орган проверяет, прежде всего, подана ли налоговая отчетность в установленный срок. Если оказывается, что налоговая декларация представлена позже, чем установлено законом, то налогоплательщик привлекается к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Далее налоговый орган проверяет содержание представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и прилагающихся к ним документов. Налоговые декларации (расчеты) сопоставляются с иными документами, касающимися деятельности налогоплательщика, которые имеются в распоряжении налогового органа.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении налоговой декларации (расчета) или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах и имеющимися у налогового органа, то налогоплательщик должен быть об этом извещен. Информация о наличии ошибок и (или) противоречий должна сопровождаться требованием о предоставлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в течение пяти дней. Нарушение налоговиками данной обязанности может быть основанием для освобождения налогоплательщика в последующем от налоговой ответственности.

Давая пояснения, налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Редакция ст. 88 НК РФ более детально регламентирует отношения по предоставлению пояснений. Теперь прямо указано, что налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

 

 

4. Правовые и организационные проблемы проведения камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест в механизме налогового контроля, так как является менее трудоемкой, чем, например, выездная проверка, а также позволяет выявить налоговые правонарушения на их начальной стадии, предупредить их совершение и обеспечить неотвратимость наступления налоговой ответственности. Кроме того, именно камеральные проверки позволяют определить налогоплательщиков, деятельность которых требует более детального анализа. Нормативно-правовая база, регулирующая процедуру проведения камеральных проверок, постоянно совершенствуется, однако многие организационно-правовые проблемы реализации мероприятий камеральных проверок остаются нерешенными.

Являясь наиболее эффективным методом налогового контроля, камеральная налоговая проверка представляет собой форму оперативного реагирования, направленную в первую очередь на предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в налоговой сфере на их начальной стадии.

Законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере осуществления мероприятий камеральной налоговой проверки, далека от совершенства. В последние годы законодательство о налогах и сборах подверглось существенным изменениям, однако многие проблемы в области правового и организационного обеспечения камеральных проверок так и не были решены, о чем свидетельствует как правоприменительная практика налоговых органов, так и практика арбитражных судов. [3, с.206]

В настоящее время камеральные проверки остаются одним из основных инструментов пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе таких проверок ошибки в налоговых декларациях в части обоснования льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет. Важным направлением камеральной проверки является проверка обоснованности заявленных плательщиком к возмещению сумм НДС по экспорту, так как сами по себе эти суммы, как правило, велики, а по объему и составу проверяемых документов такая камеральная проверка приближается к выездной.

На сегодняшний день серьезным препятствием для развития российского экспорта является проблема возмещения НДС из федерального бюджета, поскольку налоговые органы в большинстве случаев не могут проверить реальность экспортных операций в срок менее чем один год. Более того, зачастую при осуществлении реального экспорта в "цепочках" производства любого экспортного товара могут оказаться десятки трансакций, при которых полученный от покупателей налог не поступает в бюджет. В связи с тем что налоговое законодательство в области организации и проведения мероприятий камеральной налоговой проверки окончательно не сформировалось, а многие аспекты ее проведения не урегулированы законом. На практике возникает большое количество споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Таким образом, для выполнения требований ст. 88 НК РФ необходима в первую очередь активная правотворческая деятельность компетентных законодательных органов, основанная на сложившейся правоприменительной практике, а также разработка и внедрение механизмов, позволяющих:

- более  эффективно выполнять задачи  внедрения новых технологий налоговых  проверок;

- обеспечивать  оперативное проведение проверок  с максимальным охватом налогоплательщиков;

- повышать  объективность информации, содержащейся  в информационных базах данных;

- анализировать  информацию о налогоплательщиках  для рационального отбора налогоплательщиков  на выездную налоговую проверку;

- проводить  оптимальную предпроверочную подготовку  специалистов перед выходом на  проверку.

Налоговая политика предполагает единообразное осуществление налогового контроля на всей территории РФ, единство форм, методов и порядка проведения налоговых проверок.

Несовершенство налогового законодательства подтверждается также многочисленными пробелами в нормах, регулирующих проведение камеральных налоговых проверок.

Невыполнение требования налогового органа о внесении соответствующих исправлений в установленные сроки не является самостоятельным налоговым правонарушением и само по себе не влечет налоговой ответственности.

Пробелы налогового законодательства можно преодолеть путем правотворческой деятельности компетентных государственных органов, которая должна основываться на сложившейся правоприменительной и арбитражной практике.

 

5. Оформление результатов камеральной проверки

Процедура завершения камеральной проверки зависит от ее результатов. Если налоговый инспектор не выявил в декларации ошибок или противоречивых сведений, а также не установил наличие состава налогового правонарушения в действиях налогоплательщика, то на этом проверка благополучно заканчивается. Инспектор подписывает декларацию и на ее титульном листе ставит дату.

Если же в ходе камеральной проверки было выявлено налоговое правонарушение, то составляется акт, который вместе с материалами проверки передается на рассмотрение руководителю налогового органа.

В п. 5 ст. 100 НК РФ уточнены сроки вручения акта налоговой проверки проверяемому лицу. С 2009 г. на эту процедуру отводится пять дней с даты подписания данного акта лицами, проводившими проверку. Ранее срок его вручения установлен не был.

Информация о работе Камеральная налоговая проверка