Классификация налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Налоги - основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Понятие налога. Появление налогообложения..................................5
1.1. Сущность налога.......................................................................................6
1.2. Функции налога.........................................................................................7
1.3. Элементы налога.....................................................................................11
Глава 2. Принципы налогообложения.............................................................13
Глава 3. Классификация налогов.....................................................................14
3.1. По субъекту налогообложения..................................................................15
3.2. По способу взимания.................................................................................15
3.3. По уровню установления...........................................................................16
3.4. По учету налога в зависимости от источника уплаты............................18
3.5. По целевой направленности налоговых поступлений............................18
Заключение.........................................................................................................20
Список литературы............................................................................................22

Файлы: 1 файл

ККР.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

  Федеральное государственное бюджетное  образовательное

  учреждение высшего профессионального  образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «Финансы и менеджмент»

 

 

Контрольно-курсовая работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему № 8 «Классификация налогов»

 

                   

 

Выполнил: студент  гр. 720795и                 Ван Ян

                                                    (фамилия И.О.)      

                                            

Проверил:_________________                   Алехин С.Н.                                                                              (фамилия И.О.)

 

 

Тула 2012

Содержание

Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Понятие налога. Появление налогообложения..................................5

    1. Сущность налога.......................................................................................6
    2. Функции налога.........................................................................................7
    3. Элементы налога.....................................................................................11

Глава 2. Принципы налогообложения.............................................................13

Глава 3. Классификация налогов.....................................................................14

3.1. По субъекту налогообложения..................................................................15

3.2. По способу взимания.................................................................................15

3.3. По уровню установления...........................................................................16

3.4. По учету налога в зависимости  от источника уплаты............................18

3.5. По целевой направленности  налоговых поступлений............................18

Заключение.........................................................................................................20

Список литературы............................................................................................22

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги - основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической  политики государства. Поэтому оно  уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В Конституции  Российской Федерации определено, что  каждый обязан законно платить установленные  налоги и сборы. Законы, устанавливающие  новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации находится  установление общих принципов налогообложения  и сборов в Российской Федерации.

Основным законодательным документом по налогам и сборам в Российской Федерации является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

Выполнение  его требований обязательно для  налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений указанных в Налоговом  кодексе Российской Федерации есть серьезное противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном порядке. Существует также целый перечень документов по налогам и сборам, дополняющих и расширяющих Налоговый кодекс Российской Федерации. К таким документам можно отнести Постановление Правительства Российской Федерации касающееся вопросов налогообложения, Инструкции, Методические рекомендации Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и другие документы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие налога. Появление налогообложения

Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный  фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых  реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных  организаций начальной формой налогообложения  можно считать жертвоприношение. Не следует думать что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

По мере развития государства  налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого - то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие/ провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций. Например в США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34%; в Великобритании -с 45 до 35%; во Франции - в 1986 году с 50 до 45% , а в 1991 году -до 42%; в Японии - в 1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году - до 37,5%. В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании. Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.

Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

          1. Сущность налога

Налоги – это тот источник дохода, который позволяет существовать государству как институту власти, выполняя перед обществом свои обязанности.

Налоги оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления.

Как экономическая категория налоги связаны с движением стоимости  совокупного общественного продукта и основной его части – национального  дохода. В данном движении различают 4 основных фазы:

      • производство;
      • распределение;
      • обмен;
      • потребление.

Налоги возникают и функционируют  на второй фазе – распределения (перераспределения), где и проявляется их экономическая  сущность в форме прямого изъятия  государством определенной части совокупного общественного продукта для формирования централизованных финансовых результатов (бюджета).

1.2.   Функции налога

Функция показывает каким образом  реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц. в современных условиях налоги выполняют фискальную, регулирующую и контрольную функции.

Фискальная функция налогов - это одна из основных функций налогов, которая характерна для всех государств, независимо от их общественно политического строя. С ее помощью формируются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для нормального функционирования государства. Именно фискальная функция создает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода между различными классами и социальными группами, предприятиями и организациями и отраслями народного хозяйства.

Абсолютное  и относительное увеличение налоговых  поступлений может привести к  негативным последствиям. В частности, увеличение налоговых платежей отразится на ухудшении условий воспроизводства (недостаток средств у предприятий и организаций), приведет к ухудшению материального положения трудящихся страны, а это порождает обострение социальных конфликтов в обществе, например к забастовкам. Поэтому данное перераспределение должно осуществляться по мере экономической целесообразности, т.е. так, чтобы обеспечить общегосударственные интересы и не нарушать нормальный ход воспроизводственного процесса.

Следовательно, налоги в дополнение к фискальной функции должны выполнять и регулирующую функцию по отношению к производству, обмену, распределительную к потреблению, т.е. фискальная функция обусловливает регулирующую функцию. Регулирующая функция возникла еще в пору первоначального накопления капитала. В современных условиях, наличие регулирующей функции означает, что налоги как активный инструмент перераспределительных процессов, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Расширение  налогового метода в мобилизации  средств для государства вызывает постоянное соприкосновение налогов  с участниками процесса производства, что предоставляет ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводственного процесса. Вместе с тем необходимо отметить, что на различных этапах развития общества действие регулирующей функции претерпевало значительные изменения. Так, в период первоначального накопления капитала налоги принимали участие в становлении и развитии производственных отношений. С развитием производительных сил, обобществлением производства и капитала в условиях НТР у государства создались объективные предпосылки и потребность вмешательства в производственный процесс. Это подняло на новую ступень налоговое регулирование.

Таким образом, фискальная функция, возникшая  одновременно с налогами, обуславливает  действие и развитие регулирующей функции. Возросшее фискальное значение налоговых доходов создает объективные условия для более широкого воздействия на процесс воспроизводства. В то же время регулирование производства, направленное на ускорение темпов экономического роста, повышает доходность отдельных предприятий и определенных групп населения, может в известной мере расширить базу для фискальной функции. Из этого следует, что обе эти функции налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Регулирующая налоговая  функция проявляется на практике в виде льгот и санкций. Применение налоговой санкции это проявление контрольной функции налога. Однако контрольное свойство системы налогообложения заложено в ней самой благодаря сути налога как экономической категории. Перераспределение финансовых ресурсов налоговым методом неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами этого процесса. Из этого следует, что любое движение стоимости в денежной форме должно сопровождаться постоянным контролем за ним. Следовательно, налоговое регулирование несет на себе нагрузку и контрольного свойства.

Контрольная функция налогов состоит в количественном отображении и соответствии налоговых платежей и поступлений. Данная функция налогообложения позволяет государству контролировать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах.

      1.3. Элементы налога

Налог или сбор считается установленным, если в нем присутствуют следующие элементы налогообложения:

  1. налогоплательщик (субъект налогообложения) – это организации и физические лица, на которых возложены обязанности по уплате налогов (сборов);
  2. объект налогообложения – все, что подлежит налогообложению – это операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество. прибыль, доход, любой иной объект, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налог;
  3. налоговая база – это стоимостная физическая или иная характеристика объекта налогообложения, фактическая часть предмета налогообложения, к которому применяется налоговая ставка;
  4. налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки могут быть:

    • твердые – определяются в абсолютной сумме на единицу объекта (акциз);
    • долевые – выражаются в определенных долях объекта налогообложения (пропорциональные или процентные ставки).
  1. налоговый период – календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего к уплате.
  1. льготы по налогам и сборам – преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, предусматривающие возможность не уплачивать налог (сбор), либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы могут быть следующих  видов:

    • необлагаемый минимум объекта налога;
    • изъятие из обложения определенных элементов налога;
    • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
    • понижение налоговых ставок;
    • прочие льготы.
  1. срок уплаты налога – устанавливается применительно к каждому налогу. Уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога, либо в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, как в наличной, так и в безналичной форме.

Перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок является изменением срока уплаты налога и может осуществляться в различных формах:

      • отсрочка;
      • рассрочка;
      • инвестиционный налоговый кредит.

Информация о работе Классификация налогов