Классификация налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Представления о налогах изменялись на протяжении веков. По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог». Через его определение осознается и оценивается отношение общества к налогообложению. Поэтому ученые и общественные деятели постоянно предпринимали попытки дать определение налога не только с экономических позиций, но и с юридической точки зрения.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и сущность налога
2. Функции налогов
3. Принципы налогообложения
4. Классификация и элементы налогов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат характеристика налогов.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная (иногда выделяемая) функция налогообложения, дающая возможность  соизмерения расходов государства  и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной  системы.

Функции налога тесно  взаимосвязаны. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия налоговых функций.

 

3. Принципы налогообложения

 

Принципы налогообложения  — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой Сфере. В системе налогообложения можно  выделить экономические, юридические и организационные принципы в таблице 1 [2, c 16].

Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. Эти принципы присущи налогу как  объективной экономической категории  вне зависимости от конкретного  государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами. В настоящее время экономические принципы претерпели некоторые изменения. Они именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

 

Принципы налогообложения

Экономические

Юридические

Организационные

 

Принцип нейтральности (равного налогового бремени)

 

Принцип хозяйственной  независимости

Принцип установления налогового закона

Принцип единства налоговой системы

Принцип справедливости

Принцип приоритета налогового закона над не налоговым

Принцип подвижности  налогообложения

Принцип соразмерности

Принцип отрицания  обратной силы налогового закона

Принцип стабильности налоговой системы

Принцип учета  интересов

Принцип наличия  в законе существенных элементов  налога

Принцип множественности налогов

Принцип экономичности

Принцип сочетания  интересов государства и субъектов  налоговых отношений

Принцип исчерпывающего перечня налогов


 

Принцип хозяйственной независимости. Данный принцип основан на праве частной собственности налогоплательщика, он занимает центральное положение по отношению ко всем остальным принципам.

Принцип справедливости (равенства налогообложения). Согласно этому принципу каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Две центральные идеи: 1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; 2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов.

Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Принцип соразмерности характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70-80-е гг. XX в.

Принцип учета интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности и принципа удобства. Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому «каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз [6, c 19].

Юридические принципы налогообложения  — это общие и специальные  принципы налогового права.

Принцип равного налогового бремени (нейтральности) предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом. При этом не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от каких-либо дискриминационных оснований. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика, к уплате налога исходя из принципа справедливости (ст. 3 НК РФ).

Принцип установления налогов законами закреплен в Конституции, РФ. Среди положений ст. 3 НК РФ сказано, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги.

Принцип отрицания обратной силы налоговых законов — общеотраслевой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами является специальным. Он означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства [5, c 25].

Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом. Совокупность правил в отношении установления обязательных элементов налога рассматривается в ст. 17 НК РФ.

Принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов присущ любой системе налогового законодательства и предполагает неравенство сторон (государство, субъекты Федерации, органы местного, самоуправления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона.

Организационные принципы – это положения в соответствии с которыми осуществляется построение, развитие и управление налоговой системой. Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами.

Принцип единства налоговой системы. Данный принцип закреплен в ст. 75 Конституции РФ, Основные начала российского законодательства о налогах и сборах не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободнее перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств (ст. 3 НК РФ). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Принцип подвижности (эластичности). Суть данного принципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства. Например, размер экспортных таможенных пошлин может меняться в зависимости от колебания мировых цен на нефть или газ [4, c 7].

Принцип стабильности. Главная цель налоговой реформы — это стабильное и более понятное, чем сегодня, налоговое законодательство. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет до новой стадии реформирования. Реализация данного принципа обусловлена интересами всех субъектов налоговых отношений, поскольку устраняет существующие в законодательстве препятствия развитию бизнеса.

Принцип множественности налогов. Любая налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, множественность налогов поддерживает принцип эластичности налоговой системы и, в-третьих, позволяет реализовать взаимную дополняемость налогов, поскольку минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого,

Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Согласно действующему законодательству федеральные налоги (сборы) устанавливаются, изменяются и отменяются Налоговым кодексом РФ, а налоги субъектов Федерации и местные налоги — соответственно законами субъектов Федерации о налогах и сборах и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления (п. 5 ст. 3 НК РФ). Запрещается также установление региональных и местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

 

  1. Классификация и элементы налогов

 

Налоги можно классифицировать по различным признакам. Приведем наиболее распространенные варианты классификации (табл. 2) [2, c 21].

Понятие налогов считается  достаточно сложным и характеризуется  через элементы. Основными элементами налогов и одновременно общими условиями установления налогов (ст. 17 НК РФ) являются:

  • налогоплательщики;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и срок уплаты налога;
  • налоговые льготы.

Налогоплательщики —  это организации, индивидуальные предприниматели  и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.

К организациям относятся:

  • юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством;
  • иностранные юридические лица, компании и прочие корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Физические лица —  это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

 

Классификация видов  налогов

№ п/п

Основа классификации

Виды налогов

Комментарий

1

Объект налогообложения

Прямые и косвенные

Прямые налоги взимаются  с дохода или с имущества; косвенные  включаются в цену товара (работ, услуг) и оплачиваются потребителем. Прямые налоги делятся на личные (улаживаются с действительно получаемого дохода) и реальные (взимаются с предполагаемого дохода); косвенные налоги делятся на индивидуальные акцизы, универсальные акцизы и таможенные пошлины

2

Субъект налогообложения

Раскладочные и количественные

Раскладочные налоги распределяются между налогоплательщиками; количественные учитывают имущественное  состояние налогоплательщика

3

Место поступления

Закрепленные и регулирующие

 

4

Уровень управления

Федеральные Региональные Местные

 

5

Цель использования

Общие и целевые

 

6

Сроки оплаты

Регулярные и разовые

Пример разового налога - налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения

7

Порядок ведения налога

Общеобязательные и  факультативные

Общеобязательные налоги устанавливаются законодательством Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако вводятся непосредственно законодательными актами республик, решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и пр.


 

Индивидуальные предприниматели  — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица.

Объект налогообложения — имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг).

Налоговая база — это  стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения [1, c 17].

Налоговый период — календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

Налоговая ставка — величина налоговых начислении на единицу  измерения налоговой базы. Ставки бывают твердыми и процентными.

Порядок исчисления налога показывает, кто исчисляет сумму налога: сам налогоплательщик, налоговый орган, третье лицо - налоговый агент. Налог может начисляться по частям либо нарастающим итогом. Уплачивается налог либо по декларации, либо у источника дохода, либо по кадастру.

Порядок уплаты налога - это технические приемы внесения конкретного налога в бюджет соответствующего уровня. Уплата налогов производится наличным или безналичным путем через кредитные организации в российской валюте. Днем уплаты налога считается день поступления налога на бюджетный счет, а при ввозе Товаров на территорию Российской Федерации - день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Сроки уплаты налогов  устанавливаются применительно  к каждому конкретному налогу и определяются календарной датой (15-е, 20-е, 28-е число месяца) или периодом (месяц, квартал, год).

Налоговые льготы - возможности, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков при наличии соответствующих оснований, уплачивать налог, в меньшем размере по Сравнению с другими категориями налогоплательщиков (скидки, вычеты) или не уплачивать вообще (освобождение).

При многочисленности и  разнообразии налогов классификация  позволяет устанавливать их сходство и различия. Особенности отдельных  групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер. По методу установления налоги принято разделять на прямые и косвенные.

К прямым относят подоходно-поимущественные  налоги, т. е. те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик - самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет [6, c 12].

Информация о работе Классификация налогов