Классификация налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:57, реферат

Описание работы

Налоговая проверка представляет собой процессуальное действие налогового органа по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов, осуществляемое путём сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчётных.
Проверки, проводимые налоговыми органами делятся на:
1) налоговые проверки;
2) проверки финансово-хозяйственной и иной деятельности.

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль.docx

— 35.68 Кб (Скачать файл)

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ  ПРОВЕРОК

 

        Налоговая проверка представляет собой процессуальное действие налогового органа по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов, осуществляемое путём сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчётных.

Проверки, проводимые налоговыми органами делятся на:

1) налоговые проверки;

2) проверки финансово-хозяйственной  и иной деятельности.

Мнемоническое правило: «Если  связано с налогообложением ‑ это первый вид, все остальное – второй». Этим остальным Инструкция считает:

обязательную продажу  валюты;

осуществление лицензируемой  деятельности;

предпринимательские расчеты;

ввоз бензина и дизтоплива в Беларусь;

предотвращение легализации  незаконных доходов;

посредническую торговлю;

кассовые операции;

иностранную безвозмездную  помощь;

другие виды деятельности, подконтрольные налоговикам.

Разобравшись с делением на виды, мы прочитали, что видовое  различие вряд ли понадобится, поскольку  для сокращения числа проверок следует  совмещать оба вида в одной  проверке. Такая совмещенная проверка является выездной.

         Второй (двойной) виток это описание видов налоговых проверок.

Налоговые проверки делятся  на:

1) плановые и внеплановые;

2) камеральные (исключительно  по месту нахождения налогового  органа) и выездные (как правило,  с выездом на место нахождения  проверяемого).

Здесь слово «выездные» (как  подвид налоговых, а не как совмещение налоговых с неналоговыми) имеет  другой смысл, близкий к общераспространенному. Что заставляет думать, что первый смысл появился как результат  неудачного формулирования норм Инструкции.

Следует иметь в виду, что различия весьма условны. Деление  на «плановые и внеплановые» не исключает  того, что абсолютно все проверки планируются и в то же время  любая из них сваливаются, как  снег на голову. А «выездные» проверки могут обходиться без выезда, как  и камеральные.

Кроме выезда отличия камеральной  проверки в том, что она проводится без выдачи предписания, не требует  оформления акта при взыскании пени и справки при отсутствии нарушений  законодательства .

И, наконец, третий виток  классификации: выездные налоговые  проверки могут быть:

1) комплексными;

2) рейдовыми;

3) тематическими;

4) встречными.

Чтобы разобраться в этом перечне нужно иметь в виду следующее. «Комплексные» имеют  свою пару – «тематические»: первые касаются всех налогов, а вторые –  нет. «Рейдовые» и «встречные» оставлены  без пары. Отличать их от «комплексных и тематических» также неправильно, как неправильно отличать «длинное»  и «красное» от «тяжелого и  легкого». Но авторы Инструкции этого  не бояться. В результате, четыре подвида  выездных проверок накладываются друг на друга весьма причудливо и делают данную классификацию нечеткой.

Для придания комплексной  проверке пущей масштабности в Инструкции указано, что она должна охватывать весь ранее не проверенный период. А чтобы ограничить тематические проверки, Инструкция ограничивает полномочия руководителей низовых инспекций  на их назначение следующим перечнем:

возврат (зачет) сумм налога на добавленную стоимость;

переплата по иным видам  налогов;

акцизы, налоги на доходы, лесной доход, государственная пошлина  и, так называемых, «прочих доходов  государственного бюджета»;

бланки строгой отчетности;

взимание и уплата физическими  лицами подоходного и единого  налогов, а также земельного налога и налога на недвижимость, местных  налогов и сборов;

декларирование физическими  лицами доходов, имущества и источников денежных средств;

задолженность по налогам  и ее взыскание за счет имущества  должника (оформляются актом (справкой) произвольной формы и не подпадают  под действие общих норм о принятии решений);

причины снижения налогов;

исполнение банками платежных  поручений по налогам;

перечисление средств  от реализации обращенного в доход  государства;

реструктуризация задолженности  по обязательным платежам;

целевое использование товаров  при льготном ввозе.

Этот перечень слишком  обширен, чтобы считаться ограничением полномочий.

Встречная проверка придумана, чтобы перепроверить других проверяемых. А рейдовая – чтобы поймать  с поличным подвернувшихся нарушителей. По сути, такие проверки преследуют ограниченные цели и требуют соответствующей  умеренности. Но формулировки Инструкции настолько обобщены, что любая  встречная или рейдовая проверка может оказаться круче комплексной.

Как зарождается выездная проверка

В начале должен быть квартальный  график плановых проверок или поручение  о проведении проверки внеплановой.

Инструкция перечисляет  основания для плановой проверки. Это:

- анализ имеющихся документов;

- полугодовой координационный  план контрольной деятельности  Совета по координации контрольной  деятельности в Республике Беларусь;

- поручение контролирующих, правоохранительных, судебных органов,  руководителей налоговых органов.

При желании проведение проверки можно оспорить, как лишенное оснований, установленных Инструкцией. Но как  выяснить наличие отсутствия?

Гораздо больше оснований  для признания проверки необоснованной дают нормы Инструкции о периодичности  проверок. К сожалению, эти цифры  оставляют желать лучшего: они указывают  максимальные сроки, а реальные могут  быть меньше. Единственный минимальный  срок обставлен многочисленными  исключениями. Судите сами: плановая проверка может назначаться не ранее 12 месяцев  после вручения акта предыдущей, кроме  случаев, предусмотренных законодательством (прекращение деятельности, банкротство  и т.п.).

Впрочем, указание максимальных сроков нельзя назвать совершенно бесполезным.

Графики выездных проверок доводятся до сведения проверяемых  путем размещения на информационных стендах налоговых органов. Хочешь знать, когда тебя проверят – чаще посещай родную налоговую инспекцию. Зато органам КГК, Минфина, Нацбанка графики поступают «лично в руки»  не позднее 5 дней после утверждения. Графики могут запросить иные правоохранители и контролеры. Проверяемого известят лично только, если к нему едет проверка из МНС или областной (Минской городской) инспекции. Начальству ‑ больше чести.

Выездная проверка может  быть перенесена по ходатайству проверяемого при наличии уважительных причин (болезнь, отпуск, командировка, аудиторская  проверка и др.). Просите – Вам  ответят. Сроки проверки могут изменить и по ходатайству проверяющих.

Для обеспечения стратегической внезапности внеплановые проверки проводятся без предупреждения. Инструкция как бы ограничивает круг инициаторов  этих проверок. Но в этом кругу вся  королевская рать: Президент, Правительство, КГК, Совет по координации контрольной  деятельности, руководители налоговых  органов, правоохранительные и судебные органы. Еще одно иллюзорное ограничение  – список оснований внеплановых  проверок по инициативе налоговиков. Это:

- наличие сведений  и  фактов о нарушениях;

- непредставление в срок  налоговых документов;

- необходимость перепроверки;

- прекращение деятельности  проверяемого;

- заявление проверяемого  о зачете (возврате) уплаченных налогов;

- взыскание налогов за  счет имущества;

- проверка жалобы проверяемого.

- процедура признания  банкротом;

- изменение района (города) места жительства (нахождения) проверяемого;

- представление дополнительных  документов после проверки.

Во время подготовки к  проверке следует:

- поискать в документах  диспропорции между налогами  и хоздеятельностью (Инструкция  требует использовать для этого  компьютерную программу);

- проверить обоснованность  льгот;

- поискать арифметические  ошибки;

- проанализировать результаты  прежних проверок, чтобы узнать  о прежних нарушениях и убедиться  в их устранении;

- изучить все акты (разъяснения), которые обязан соблюдать проверяемый;

-  изучить типичные  ошибки налогоплательщиков;

- выявить все банковские  счета, кассовые аппараты и  иной учет выручки;

- сделать выборку сведений  об экспортно-импортных операциях  проверяемого;

- выяснить организации,  принадлежащие проверяемому или  его учредителям (собственникам)  либо утвержденные ими;

- информировать проверяемого  по телефону о плановой проверке  и о том, что он имеет право  представить уточненные расчеты  до начала проверки.

           В ходе предварительной работы проверяющий составляет программу проверки, включая в нее вопросы, подлежащие обязательной проверке, календарный план, распределение обязанностей между проверяющими и пункты собственного изобретения. Без программы разрешается обойтись при проверках правильности удержания подоходного с зарплаты, встречных проверках, а также в иных случаях, где не нужна особая детализация.

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕОБХОДИМОСТЬ  БОРЬБЫ С  ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ  ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

 

         Проблема легализации преступных доходов в современных условиях является одной из наиболее актуальных. Исторически она возникает тогда, когда доходы, полученные в результате криминальных операций, настолько превышают запросы личного потребления, что возникает острая потребность их вложения в законное дело (предприятие).

        Мировым  сообществом признается, что легализация  преступных доходов представляет  собой глобальную угрозу экономической  безопасности государств. Незаконный  оборот денежных средств обеспечивает  поступление больших прибылей, которые  позволяют транснациональным преступным  организациям проникать в правительственные  органы, во все сферы экономической  и социальной жизни общества.

         Для противодействия такого рода общественно опасной деятельности государства была принята Конвенция «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.» Она предусматривала криминализацию следующих действий:

  1. Передачу материальных ценностей, о которых тот, кто этим занимается знает, что эти материальные ценности составляют доход от преступления с целью скрыть незаконное происхождение вышеназванных материальных ценностей;
  2. Утаивание или искажение природы, происхождения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей;
  3. Приобретение, владение или использование материальных ценностей, о которых тот, кто приобретает, или владеет, или пользуется, знает в момент их получения, что они являются доходами, добытыми преступным путём.

По мнению одних авторов  объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие законный порядок осуществления  предпринимательской деятельности.  Другие исследователи рассматривают это преступление как действие, наносящее ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государства. Третьи классифицируют это действие, как преступление против общих условий осуществления экономической деятельности.

Способы и  условия легализации

         Традиционно процесс легализации состоит из трех этапов:

    1. На первом этапе (этап размещения) происходит размещение незаконных доходов в финансовых институтах.
    2. Второй этап (этап преобразования) заключается в проведении финансовых операций, целью которых является сокрытие преступного происхождения доходов.
    3. На третьем этапе (этап консолидации) "очищенный" капитал возвращается преступнику в виде денежных средств, имущества или имущественных прав.

 Классические схемы  легализации включают в себя использование операций с наличностью, злоупотребления услугами банковских и других финансовых институтов, операции с дорогостоящим движимым и недвижимым имуществом, азартные игры. В последние годы широкое распространение получили схемы с вовлечением офшорных финансовых компаний, сети Интернет, кредитных карт, небанковских ("альтернативных") систем перевода денежных средств и международной торговли товарами и услугами.

Основные направления  борьбы

 

           В борьбе с легализацией доходов, как правило, используются следующие механизмы:

     - финансовая и налоговая отчетность юридических и физических лиц;

     - выездные проверки компаний и банков органами регулирования;

     - внешние аудиторские проверки;

     - внутренний аудит, включая выделение особых лиц, ответственных за                    контроль операций на предмет отмывания денег;

    - контроль в рамках профессиональных ассоциаций и саморегулируемых организаций;

   - оперативные операции местных и иностранных (международных) правоохранительных органов;

    - добровольное (за вознаграждение) предоставление информации физическими лицами.

          При создании полноценной системы противодействия легализации преступных доходов должен быть достигнут компромисс, во-первых, между увеличением затрат на государственном и частном уровне по ее финансированию и ограничением свободы действий экономических субъектов, и, во-вторых, между эффективностью функционирования системы и ужесточением контроля за выполнением предъявляемых государством требований.

       В ходе противодействия легализации особую роль играет судебная система. При официальном доказательстве вины частных лиц в отмывании денег судебные органы испытывают наибольшие сложности с доказательством того, что:

Информация о работе Классификация налоговых проверок