Концептуальные положения организации налогового процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:13, доклад

Описание работы

Определение отражает состав и последовательность мероприятий (работ) охватывает все элементы налоговой системы, ее планирования и регулирования исходя из конкретной экономической ситуации, ориентировано на достижение локальной цели государственных финансов — обеспечение достаточных и необходимых для решения задач текущего (планового) периода бюджетных ресурсов в части налоговых поступлений.

Файлы: 1 файл

Концептуальные положения организации налогового процесса.docx

— 37.00 Кб (Скачать файл)
  1. Концептуальные положения организации налогового процесса

 

Налоговый процесс — это регулируемая нормами права, часть бюджетного процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по направлениям:

  • формирования, структуры бюджетов;
  • корректировке действующей системы налогов и сборов;
  • содержания объектов налогообложения;
  • состава налоговой базы и размеров налоговых ставок;
  • формированию налогового законодательства;
  • разработке и исполнению планов мобилизации налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, а также по контролю за их исполнением и соблюдением налогового законодательства.

Определение отражает состав и последовательность мероприятий (работ) охватывает все элементы налоговой  системы, ее планирования и регулирования  исходя из конкретной экономической  ситуации, ориентировано на достижение локальной цели государственных  финансов — обеспечение достаточных и необходимых для решения задач текущего (планового) периода бюджетных ресурсов в части налоговых поступлений.

Необходимость анализа проблем, связанных с налогообложением, а  также методологических подходов и  методических инструментов их решения  в виде целостного процесса диктуется  тем, что и настоящее время, как  на федеральном, так и на региональном уровне эти задачи решаются разнообразных, недостаточно связанных друг с другом структурно-организационных элементах  системы государственной и муниципальной  власти. Результатом такого разнообразия в решении задач налогообложения  являются очевидные противоречия между  отдельными нормативно-правовыми актами, прямо регулирующими и опосредованно  связанными с налогообложением, между  экономическими, социальными и политическими  целями государства и возможностями  финансового обеспечения их достижения.

Необходимо четкое представление  о том, какие действия и какой  последовательности следует предпринимать  для того, чтобы налогообложение  наилучшим образом выполняло  свои оперативные, тактические и  стратегические задачи и использовалось как действенный инструмент реализации основных задач государства — фискальной, экономической и социальной.

Обратимся к содержательной структуре налогового процесса, которая отражает связи между отдельными элементами процесса и последовательность реализации отдельных его задач. При решении основных задач налогового процесса можно выделить три этапа: прогнозирование, планирование с обязательным законодательным утверждением планов, исполнение и контроль за их выполнением.

Этап прогнозирования налогового процесса, который является важнейшей его составляющей, обеспечивающей научную объективность, достоверность и в конечном счете выполнимость, в свою очередь включает в себя более детализированные составляющие (задачи), Одна из них— прогнозирование основных макро-и социально -экономических показателей развития национальной экономики, к которым относятся валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход населения, средняя процентная ставка, платежный баланс, кассовые остатки, численность населения и др.

Совокупность количественных прогнозных значений макро- и социально-экономических показателей образует фундаментальную базу налогового процесса и в конечном счете определяет достижимый в течение налогового периода (совпадающего с периодом исполнения бюджета) объем налоговых поступлении. Общий механизм связи уровня этих показателей с объемом налоговых поступлений можно представить следующим образом:

• валовой внутренний продукт (ВВП) определяет общий размер агрегированной налогооблагаемой базы, так как является неструктурированным источником всех налоговых платежей;

• валовой национальный продукт (ВНП) дает представление о том, какая часть налоговых платежей будет формироваться за счет деятельности исключительно национального капитала;

• чистый национальный продукт (ЧНП) дополняет два предыдущих экономических макро-показателя, сужая агрегированную налогооблагаемую базу (за счет исключения амортизационных отчислений) до части ВНП, формирующей доходы населения и таким образом позволяет создать адекватное представление о возможном объеме важнейшего источника налоговых поступлений — косвенных налогах;

• национальный доход (НД), который, согласно методике его расчета, не включает в себя в отличие от ЧНП величину совокупных косвенных налогов, отражает другую составляющую возможных налоговых поступлений - прямые налоги;

• личные доходы населения, представляющие собой долю национального дохода, которая может быть израсходована на индивидуальное потребление и сбережения, является показателем, определяющим возможную величину налоговых поступлений за счет подоходных налогов;• средняя процентная ставка позволяет уточнить влияние на объем налоговых поступлений размеров ВВП и ВНП так как ее величина

Анализ результативности организации налогового процесса в  регионе, возможная корректировка  концепции налоговой политики, механизма  налогового и бюджетного регулирования  должны основываться на сравнении данных за достаточно длительный период, когда  тенденции развития и их причины  становятся очевидными.

Таким образом, научная обоснованность, рациональность организации налогового процесса и планирования требуют  соблюдения последовательности получения  и анализа ретроспективной экономической, финансовой, инновационной, структурно-организационной  информации о результативности функционирования системы налогообложения и налогового планирования в регионе, об объемах  потребления ресурсов. На основе рационализации взаимодействия элементов механизма  налогового процесса, в том числе  налогового планирования, а также  всех видов ресурсов, участвующих  в системе финансового планирования и налогообложения, можно делать выводы о перспективах финансового  обеспечения субъекта РФ, его реальной бюджетной самостоятельности.

 

 

3. Общие и специфические методы в процессе налогового прогнозирования и планирования на различных уровнях государственного управления

В связи с  тем, что в реальности невозможно разделить на отдельные этапы  прогнозирование и планирование, т. к. это взаимосвязанные и взаимодополняющие  процессы, то не представляется строго разграничить и методы налогового прогнозирования  и планирования. Практически каждый из представленных ниже методов в  равной степени применим и в рамках прогнозирования, и в рамках планирования.

В процессе налогового планирования (прогнозирования) используются общеизвестные методы экономического и финансового планирования: балансовый, коэффициентов, от достигнутого, нормативный, регрессивно-корреляционный, прогнозной экстраполяции с помощью трендовых  моделей и т. д. При этом особое значение имеет планирование налоговых  баз и объектов налогообложения, от достоверности которых зависит  не только качество налоговых планов, бюджетов и прогнозов, но и их исполнение.

Прогнозирование с помощью трендов считается одним из простейших методов статистического прогнозирования. Методика построения трендовых моделей представляет собой сочетание качественного экономического анализа и формальных математико-статистических процедур. Последние включают в себя выбор класса функций тренда, отбор которых осуществляется с ориентиром на выявленный тип изменения исследуемого показателя в ретроспективе. Далее с помощью регрессионного анализа осуществляется оценивание параметров функций тренда, а затем оценка близости тренда к аппроксимируемому динамическому ряду с помощью нескольких формальных критериев (коэффициента детерминации, остаточной дисперсии, суммы квадратов отклонений). После анализа остаточной компоненты динамического ряда на выполнение ряда требований выбирается функция тренда, с помощью которой и осуществляются прогнозные расчеты. Затем осуществляется расчет доверительного интервала, позволяющего определить область, в которой с определенной вероятностью следует ожидать прогнозируемую величину. Допустимость и правомерность использования трендовых моделей для прогнозирования определяется рядом условий: 1) период, для которого построен тренд, должен быть достаточным для выявления тенденции развития; 2) анализируемый период является устойчиво динамическим и обладает инерционностью; 3) не ожидается сильных внешних воздействий на изучаемый процесс, которые могут серьезно повлиять на тенденцию развития. В силу неустойчивого характера социально-экономических процессов в РФ и существенных изменений в налоговом законодательстве страны использование трендовых моделей для целей прогнозирования может иметь ограниченное применение: на короткий срок (краткосрочное прогнозирование) или как начальный этап комплексной методики прогнозирования. В последнем случае экстраполяционный прогноз интерпретируется как один из гипотетических вариантов, с которым сопоставляются другие варианты прогноза, полученные с помощью более совершенных методов. В частности, с помощью факторных моделей.

Различают однофакторные и многофакторные модели. Факторные модели отражают зависимость результирующего показателя (например, величины налоговых поступлений) от динамики одного или нескольких факторов. Факторные модели, как правило, строятся на основе эмпирических динамических рядов в виде регрессионных уравнений.

Для более долговременных прогнозов необходимо применять  другие подходы, в частности, строить сложные имитационные модели, посредством которых можно обсчитывать налоговые последствия различных управляющих воздействий и на этой основе выбирать наиболее предпочтительные из них. Возможно применение сценарного метода прогнозирования, когда на основе количественной и качественной информации разрабатываются альтернативные картины будущего социально-экономического развития страны, региона или территории и на этой основе просчитывается налоговый потенциал по каждому сценарию.

В общем виде алгоритм методики определения  поступлений налоговых платежей в бюджет можно представить следующей  формулой: 

где: НП – ожидаемая  сумма поступления налога в текущем  году; НБ – налогооблагаемая база текущего года; Л – сумма льгот по налогу, вступающих в силу с планируемого финансового года; dinf – индекс-дефлятор, учитывающий инфляционный доход; Нож – ожидаемая сумма недоимки налога на конец текущего года; Нр – сумма реструктурированной недоимки в соответствии с действующим законодательством.

Исходной составляющей налогового планирования является определение  налоговой базы по видам налогов, расчет которой проводится в целом  по стране и по регионам.

Прогноз поступлений  налогов является исследованием  перспективного характера, базирующимся на познании и предвидении объективных  и субъективных факторов, влияющих на поступление налогов в их количественной определенности. Вследствие этого его  результаты носят вероятностный, предварительный  характер, несмотря на то, что при  его разработке учитываются реальные экономические условия и процессы, а фундаментом прогноза являются комплексные программы экономического и социального развития страны или  региона, которые определяют необходимую  для этого динамику изменений  основных макропоказателей. Учитывая эти обстоятельства, при прогнозировании налоговых поступлений должны быть, как уже отмечалось, охвачены этим процессом не столько сами величины налоговых поступлений, сколько их налогооблагаемые базы и (или) их составляющие элементы. В частности, динамика объемов производства отраслей промышленности и других отраслей народного хозяйства, индексы цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения качественного и количественного состава предприятий и другие факторы, определяющие величины налогов.

Поскольку структура  налоговых поступлений как в  России в целом, так и в регионах характеризуется высокой долей  косвенных налогов (более 60 %), важное значение приобретает прогнозирование поступлений по таким крупным классификационным группам, как косвенные и прямые налоги. Рассмотрим в качестве примера налоговое прогнозирование прямых и косвенных налогов на основе факторной модели.

В прогнозной модели косвенных налогов (YK) в качестве факторов были взяты: общая сумма прибыли (X1), сумма амортизационных отчислений (Х2), сумма оплаты труда (Х3) и валовые вложения в основной капитал (Х4). Соотношение, на основе которого осуществлялось прогнозирование суммы косвенных налогов, имело следующий вид:

В модели прямых налогов (Yn) следует использовать те же факторы, только вместо прямых налогов в качестве первого фактора нужно взять косвенные налоги.

Рассмотрим  на примерах расчетов налога на доходы физических лиц, налога на прибыль и  НДС общую схему действий при  краткосрочном прогнозировании  налоговых поступлений. Прогнозирование  целесообразно осуществлять в указанной  последовательности, поскольку величина налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц служит исходной информацией  для расчета прогноза по налогу на прибыль и НДС, а ряд составляющих налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, в свою очередь, учитывается при  прогнозе НДС.

Прогноз поступлений налога на доходы физических лиц осуществляется на основе показателей среднемесячной численности работников (занятых в целом по народному хозяйству страны или в регионе, районе соответственно в зависимости от масштаба прогнозной задачи), среднемесячной оплаты труда (в стране, регионе, районе), средней ставки налога, льготируемой части оплаты труда. В основу прогноза численности работников кладется показатель численности согласно данным статистических органов за отчетный период, предшествующий прогнозируемому, с учетом возможных изменений факторов, влияющих на численность занятых. К числу таких факторов относятся: изменения объемов производства продукции и производительности труда, трансформация форм собственности предприятий, их количественный состав, факторы демографического порядка и др.

Сумма оплаты труда  на прогнозируемый период рассчитывается как произведение численности работников, занятых в народном хозяйстве  страны или региона, среднемесячной оплаты труда и количества месяцев  в году. Для целей налогообложения  его следует скорректировать на льготирумую часть оплаты труда. В краткосрочных прогнозах долю льготируемой оплаты труда принимают на уровне отчетного периода, поскольку, с одной стороны, прямой прогноз льготируемой части оплаты труда трудоемок, а с другой стороны, как показывает анализ ретроспективных данных, эта доля достаточно стабильна во времени.

Информация о работе Концептуальные положения организации налогового процесса