Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:13, доклад
Определение отражает состав и последовательность мероприятий (работ) охватывает все элементы налоговой системы, ее планирования и регулирования исходя из конкретной экономической ситуации, ориентировано на достижение локальной цели государственных финансов — обеспечение достаточных и необходимых для решения задач текущего (планового) периода бюджетных ресурсов в части налоговых поступлений.
Налоговый процесс — это регулируемая нормами права, часть бюджетного процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по направлениям:
Определение отражает состав и последовательность мероприятий (работ) охватывает все элементы налоговой системы, ее планирования и регулирования исходя из конкретной экономической ситуации, ориентировано на достижение локальной цели государственных финансов — обеспечение достаточных и необходимых для решения задач текущего (планового) периода бюджетных ресурсов в части налоговых поступлений.
Необходимость анализа проблем,
связанных с налогообложением, а
также методологических подходов и
методических инструментов их решения
в виде целостного процесса диктуется
тем, что и настоящее время, как
на федеральном, так и на региональном
уровне эти задачи решаются разнообразных,
недостаточно связанных друг с другом
структурно-организационных
Необходимо четкое представление о том, какие действия и какой последовательности следует предпринимать для того, чтобы налогообложение наилучшим образом выполняло свои оперативные, тактические и стратегические задачи и использовалось как действенный инструмент реализации основных задач государства — фискальной, экономической и социальной.
Обратимся к содержательной структуре налогового процесса, которая отражает связи между отдельными элементами процесса и последовательность реализации отдельных его задач. При решении основных задач налогового процесса можно выделить три этапа: прогнозирование, планирование с обязательным законодательным утверждением планов, исполнение и контроль за их выполнением.
Этап прогнозирования налогового процесса, который является важнейшей его составляющей, обеспечивающей научную объективность, достоверность и в конечном счете выполнимость, в свою очередь включает в себя более детализированные составляющие (задачи), Одна из них— прогнозирование основных макро-и социально -экономических показателей развития национальной экономики, к которым относятся валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход населения, средняя процентная ставка, платежный баланс, кассовые остатки, численность населения и др.
Совокупность количественных прогнозных значений макро- и социально-экономических показателей образует фундаментальную базу налогового процесса и в конечном счете определяет достижимый в течение налогового периода (совпадающего с периодом исполнения бюджета) объем налоговых поступлении. Общий механизм связи уровня этих показателей с объемом налоговых поступлений можно представить следующим образом:
• валовой внутренний продукт (ВВП) определяет общий размер агрегированной налогооблагаемой базы, так как является неструктурированным источником всех налоговых платежей;
• валовой национальный продукт (ВНП) дает представление о том, какая часть налоговых платежей будет формироваться за счет деятельности исключительно национального капитала;
• чистый национальный продукт (ЧНП) дополняет два предыдущих экономических макро-показателя, сужая агрегированную налогооблагаемую базу (за счет исключения амортизационных отчислений) до части ВНП, формирующей доходы населения и таким образом позволяет создать адекватное представление о возможном объеме важнейшего источника налоговых поступлений — косвенных налогах;
• национальный доход (НД), который, согласно методике его расчета, не включает в себя в отличие от ЧНП величину совокупных косвенных налогов, отражает другую составляющую возможных налоговых поступлений - прямые налоги;
• личные доходы населения, представляющие собой долю национального дохода, которая может быть израсходована на индивидуальное потребление и сбережения, является показателем, определяющим возможную величину налоговых поступлений за счет подоходных налогов;• средняя процентная ставка позволяет уточнить влияние на объем налоговых поступлений размеров ВВП и ВНП так как ее величина
Анализ результативности организации налогового процесса в регионе, возможная корректировка концепции налоговой политики, механизма налогового и бюджетного регулирования должны основываться на сравнении данных за достаточно длительный период, когда тенденции развития и их причины становятся очевидными.
Таким образом, научная обоснованность,
рациональность организации налогового
процесса и планирования требуют
соблюдения последовательности получения
и анализа ретроспективной
3. Общие и специфические методы в процессе налогового прогнозирования и планирования на различных уровнях государственного управления
В связи с
тем, что в реальности невозможно
разделить на отдельные этапы
прогнозирование и
В процессе налогового
планирования (прогнозирования) используются
общеизвестные методы экономического
и финансового планирования: балансовый,
коэффициентов, от достигнутого, нормативный,
регрессивно-корреляционный, прогнозной
экстраполяции с помощью
Прогнозирование с помощью трендов считается одним из простейших методов статистического прогнозирования. Методика построения трендовых моделей представляет собой сочетание качественного экономического анализа и формальных математико-статистических процедур. Последние включают в себя выбор класса функций тренда, отбор которых осуществляется с ориентиром на выявленный тип изменения исследуемого показателя в ретроспективе. Далее с помощью регрессионного анализа осуществляется оценивание параметров функций тренда, а затем оценка близости тренда к аппроксимируемому динамическому ряду с помощью нескольких формальных критериев (коэффициента детерминации, остаточной дисперсии, суммы квадратов отклонений). После анализа остаточной компоненты динамического ряда на выполнение ряда требований выбирается функция тренда, с помощью которой и осуществляются прогнозные расчеты. Затем осуществляется расчет доверительного интервала, позволяющего определить область, в которой с определенной вероятностью следует ожидать прогнозируемую величину. Допустимость и правомерность использования трендовых моделей для прогнозирования определяется рядом условий: 1) период, для которого построен тренд, должен быть достаточным для выявления тенденции развития; 2) анализируемый период является устойчиво динамическим и обладает инерционностью; 3) не ожидается сильных внешних воздействий на изучаемый процесс, которые могут серьезно повлиять на тенденцию развития. В силу неустойчивого характера социально-экономических процессов в РФ и существенных изменений в налоговом законодательстве страны использование трендовых моделей для целей прогнозирования может иметь ограниченное применение: на короткий срок (краткосрочное прогнозирование) или как начальный этап комплексной методики прогнозирования. В последнем случае экстраполяционный прогноз интерпретируется как один из гипотетических вариантов, с которым сопоставляются другие варианты прогноза, полученные с помощью более совершенных методов. В частности, с помощью факторных моделей.
Различают однофакторные и многофакторные модели. Факторные модели отражают зависимость результирующего показателя (например, величины налоговых поступлений) от динамики одного или нескольких факторов. Факторные модели, как правило, строятся на основе эмпирических динамических рядов в виде регрессионных уравнений.
Для более долговременных прогнозов необходимо применять другие подходы, в частности, строить сложные имитационные модели, посредством которых можно обсчитывать налоговые последствия различных управляющих воздействий и на этой основе выбирать наиболее предпочтительные из них. Возможно применение сценарного метода прогнозирования, когда на основе количественной и качественной информации разрабатываются альтернативные картины будущего социально-экономического развития страны, региона или территории и на этой основе просчитывается налоговый потенциал по каждому сценарию.
В общем виде алгоритм методики определения поступлений налоговых платежей в бюджет можно представить следующей формулой:
где: НП – ожидаемая сумма поступления налога в текущем году; НБ – налогооблагаемая база текущего года; Л – сумма льгот по налогу, вступающих в силу с планируемого финансового года; dinf – индекс-дефлятор, учитывающий инфляционный доход; Нож – ожидаемая сумма недоимки налога на конец текущего года; Нр – сумма реструктурированной недоимки в соответствии с действующим законодательством.
Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы по видам налогов, расчет которой проводится в целом по стране и по регионам.
Прогноз поступлений
налогов является исследованием
перспективного характера, базирующимся
на познании и предвидении объективных
и субъективных факторов, влияющих
на поступление налогов в их количественной
определенности. Вследствие этого его
результаты носят вероятностный, предварительный
характер, несмотря на то, что при
его разработке учитываются реальные
экономические условия и
Поскольку структура налоговых поступлений как в России в целом, так и в регионах характеризуется высокой долей косвенных налогов (более 60 %), важное значение приобретает прогнозирование поступлений по таким крупным классификационным группам, как косвенные и прямые налоги. Рассмотрим в качестве примера налоговое прогнозирование прямых и косвенных налогов на основе факторной модели.
В прогнозной модели косвенных налогов (YK) в качестве факторов были взяты: общая сумма прибыли (X1), сумма амортизационных отчислений (Х2), сумма оплаты труда (Х3) и валовые вложения в основной капитал (Х4). Соотношение, на основе которого осуществлялось прогнозирование суммы косвенных налогов, имело следующий вид:
В модели прямых налогов (Yn) следует использовать те же факторы, только вместо прямых налогов в качестве первого фактора нужно взять косвенные налоги.
Рассмотрим на примерах расчетов налога на доходы физических лиц, налога на прибыль и НДС общую схему действий при краткосрочном прогнозировании налоговых поступлений. Прогнозирование целесообразно осуществлять в указанной последовательности, поскольку величина налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц служит исходной информацией для расчета прогноза по налогу на прибыль и НДС, а ряд составляющих налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, в свою очередь, учитывается при прогнозе НДС.
Прогноз поступлений налога на доходы физических лиц осуществляется на основе показателей среднемесячной численности работников (занятых в целом по народному хозяйству страны или в регионе, районе соответственно в зависимости от масштаба прогнозной задачи), среднемесячной оплаты труда (в стране, регионе, районе), средней ставки налога, льготируемой части оплаты труда. В основу прогноза численности работников кладется показатель численности согласно данным статистических органов за отчетный период, предшествующий прогнозируемому, с учетом возможных изменений факторов, влияющих на численность занятых. К числу таких факторов относятся: изменения объемов производства продукции и производительности труда, трансформация форм собственности предприятий, их количественный состав, факторы демографического порядка и др.
Сумма оплаты труда на прогнозируемый период рассчитывается как произведение численности работников, занятых в народном хозяйстве страны или региона, среднемесячной оплаты труда и количества месяцев в году. Для целей налогообложения его следует скорректировать на льготирумую часть оплаты труда. В краткосрочных прогнозах долю льготируемой оплаты труда принимают на уровне отчетного периода, поскольку, с одной стороны, прямой прогноз льготируемой части оплаты труда трудоемок, а с другой стороны, как показывает анализ ретроспективных данных, эта доля достаточно стабильна во времени.
Информация о работе Концептуальные положения организации налогового процесса