Концептуальные положения организации налогового процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:13, доклад

Описание работы

Определение отражает состав и последовательность мероприятий (работ) охватывает все элементы налоговой системы, ее планирования и регулирования исходя из конкретной экономической ситуации, ориентировано на достижение локальной цели государственных финансов — обеспечение достаточных и необходимых для решения задач текущего (планового) периода бюджетных ресурсов в части налоговых поступлений.

Файлы: 1 файл

Концептуальные положения организации налогового процесса.docx

— 37.00 Кб (Скачать файл)

Прогнозируемая  сумма налога на доходы физических лиц рассчитывается как произведение облагаемой налогом оплаты труда  и средней ставки налога, сложившейся  в году, предшествующем прогнозируемому.

Прогноз налога на прибыль организаций осуществляется с учетом факторов, определяющих динамику налогооблагаемой прибыли (валовой внутренний продукт, объем промышленной продукции, общий объем товарооборота, индексы цен промышленной и иной продукции, темпы инфляции, материалоемкость, трудоемкость и др.).

Приведем в  качестве примера одну из предлагаемых схем краткосрочного прогноза прибыли  на основе интегрального показателя развития экономики региона. Указанный  показатель вбирает в себя прогнозируемый прирост объемов производства, индексы  цен и инфляционных ожиданий. Затем  рассчитывается сложившийся в отчетном периоде коэффициент отставания прибыли от интегрального показателя (как правило, он должен быть меньше единицы). Прогнозируемая величина прибыли  определяется путем корректирования  сложившегося в отчетном периоде  показателя прибыли на указанный  коэффициент отставания. Поскольку  налогообложение прибыли, полученной от разных видов деятельности, осуществляется по разным ставкам, то расчет прогнозной величины налоговых поступлений  по прибыли также осуществляется в этой схеме по средней расчетной  ставке. Такого рода упрощения, естественно, накладывают отпечаток на качество прогнозных расчетов. Однако более  качественный прогноз, например, осуществленный отдельно по видам деятельности и  категориям налогоплательщиков (например, по кредитно-финансовым организациям), реализовать на практике бывает затруднительно из-за отсутствия необходимой статистической информации.

Наибольшую  трудность составляют прогнозные расчеты налога на добавленную стоимость.Это обусловлено относительно большим числом факторов, формирующих добавленную стоимость, разными ставками налога в зависимости от вида продукции (товаров), рода деятельности налогоплательщиков (производство, розничная торговля, общественное питание), а также другими обстоятельствами. Добавленная стоимость включает в себя оплату труда работников материальной сферы, включаемую в издержки производства и обращения, начисления на оплату труда, амортизационные отчисления, прибыль, акцизы и прочие денежные расходы.

Сумма оплаты труда  работников материальной сферы рассчитывается на основе прогнозной величины оплаты труда всех работников и удельного  веса в ней оплаты труда работников материальной сферы, сложившейся в  отчетном периоде. Сумма социальных налоговрассчитывается по установленным ставкам от величины прогнозного значения сумм оплаты труда работников сферы материального производства.

Прогнозная  величина амортизационных отчислений рассчитывается на основе их отчетной величины с корректировкой последней  исходя из прогнозируемых темпов обновления и выбытия основных фондов, изменения  цен на них, инфляционных ожиданий и  других факторов.

В расчете НДС  используется прогнозная величина прибыли, одна из схем определения которой была описана выше.

В основу расчетов прогнозируемых акцизных поступлений закладывается прогноз объемов производств подакцизной продукции, предполагаемый уровень оптовых цен на них и ставок акцизов.

Прогнозная  величина НДС определяется как сумма  перечисленных выше составляющих. В  свою очередь, она должна быть скорректирована  на величину добавленной стоимости по не облагаемым НДС оборотам. Указанная часть добавленной стоимости существенно зависит от специфики региона, специализации предприятий, объема экспорта продукции и т. п. Как правило, коррекция добавленной стоимости осуществляется согласно сложившемуся в отчетном периоде процентному соотношению между добавленной стоимостью, не облагаемой НДС, и общей суммой добавленной стоимости. Прогноз суммы НДС осуществляется на основе средней расчетной ставки налога.

 

 

4. Порядок расчета контингентов важнейших налогов формирующих доходы региональных и местных бюджетов

Процесс налогового планирования следует рассматривать как единство нескольких элементов. Во-первых, налоговое планирование основывается на научно обоснованной концепции построения налоговой системы государства, се состава и структуры, соответствующих проводимым в экономике преобразованиям, В рамках данного направления устанавливаются цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения государства, и методы движения к ним. Таким образом, налоговое планирование находит выражение в налоговой политике государства, определяющей организационно-правовые принципы функционирования системы налогообложения и методику исчисления конкретных налогов.

Второй составляющей налогового планирования является разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления различных уровней. Определение конкретных пропорций распределения налогов между бюджетами и составляет основу для такого понимания налогового планирования. Нормативы отчислений налогов в бюджеты нижестоящего уровня бюджетной системы определяются законом о соответствующем бюджете.

Третьим направлением налогового планирования является расчет конкретных сумм — контингентов налогов, мобилизуемых на территории. Это один из важнейших элементов системы налогового и бюджетного планирования, так как оценка налоговых поступлений призвана обеспечить экономически обоснованные качественные и количественные параметры бюджетных показателей. Основной задачей этого этапа налогового планирования является определение объемов налоговых поступлений на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом. Во многих странах, обладающих стабильно функционирующей налоговой системой, методическое обеспечение процесса налогового планирования основывается на экономических прогнозах с применением совершенного математического аппарата. Отечественный опыт составления таких расчетов невелик, что объясняется кардинальными изменениями системы платежей в бюджет и, следовательно, методов их оценки, произошедшими в период перехода к рыночным отношениям.

При формировании проекта  бюджета используются как среднесрочные, так и долгосрочные экономические  прогнозы. Среднесрочный прогноз, оценивающий  перспективы экономического развития, как правило, на ближайшие три  года, составляется на основе эконометрических моделей развития экономики государства  с учетом предполагаемых изменений  в бюджетно-налоговой и денежной политике. Методика расчета включает основные экономические показатели: индекс пен, уровень процентной ставки рефинансирования ЦБ, уровень безработицы, заработной платы рабочих и служащих, доходов физических и юридических  лип и др. Долгосрочный прогноз  составляется на отдаленную перспективу (свыше 5 лет)

По мере составления прогноза итоговых налоговых доходов бюджета  осуществляется распределение общей  суммы каждого платежа по срокам мобилизации. Такое распределение  имеет большое значение, так как  для каждого налога законом устанавливается свой порядок внесения средств и, следовательно, динамика платежей, осуществляемых в течение месяца, будет различаться. В основе распределения налоговых обязательств по срокам платежей лежит анализ временных рядов и практическая оценка специалистов.

Методика расчета налоговых  доходов бюджета еще не окончательно отработана, недостаточна база данных, которая необходима для достоверного моделирования влияния различных  факторов на объем налоговых поступлений. По мере накопления статистического  материала и опыта моделирования  необходимо плановые расчеты, производимые по традиционной методике, дополнять  прогнозом, полученным на основе многофакторных корреляционных моделей.

В силу объективной неопределенности прогнозов, поступлений налогов, различия между проектировками и фактическими объемами мобилизации неизбежны. Обычно расхождения являются следствием неточностей  в используемой для анализа экономической  отчетности; непредвиденных изменений  в законодательстве; изменений в  системе налогового администрирования  и степени соблюдения налогоплательщиками  законодательства; других причин экономического, организационного, методического характера.

Определение меры соблюдения налогового законодательства представляет большую трудность в области  налогового планирования. Для решения  этой задачи специалисты используют различные методы:

  • проведение косвенные оценок (для того, чтобы оценить величину торгового оборота, аналитики могут использовать информацию о количестве денег в обращении и сравнить ее с имеющимися данными об объемах продаж);
  • анализ широкой информации о конкретной категории налогоплательщиков - для оценки достоверности как декларируемого дохода, так и отчислений в виде налогов проводятся специальные проверки налогоплательщиков и их контрагентов, результаты обобщаются до степени экономических показателей на уровне территории или государства в целом:
  • опросы налогоплательщиков, создание экспериментальных баз данных по изучаемым и контрольным группам,
  • анализ результатов мобилизации налогов до и после налоговой амнистии, экстраполяция полученных значений на данные налоговых деклараций, анализ отчетности налоговых органов.

Таким образом, налоговое планирование представляет собой комплексный и многофакторный процесс определения общей суммы и структуры налоговых доходов бюджета. Улучшение методики налогового планирования в настоящее время является одним из направлений совершенствования процесса составления бюджета в целом. При этом важное значение имеет разработка нового подхода к количественной оценке бюджетных назначений на основе реальной налоговой базы и соответствующего налогового потенциала субъектов РФ. В мировой практике под налоговым потенциалом региона понимается максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов по данной территории на душу населения, которая может быть получена за определенный промежуток времени (обычно финансовый год) в условиях действующего налогового законодательства. Налоговый потенциал не следует отождествлять с объемом фактически собранных в регионе платежей, так как этот показатель призван отражать потенциальную способность региона генерировать бюджетные доходы.

Оценка налогового потенциала региона основана на расчете налоговой  базы. Она должна проводиться по каждому виду налогов в региональном разрезе с учетом экономической  специфики территории. В настоящее  время Министерство по налогам и  сборам РФ осуществляет формирование системы показателей, являющейся основой  для объективного определения налоговой  базы субъектов Российской Федерации  и расчета налогового потенциала. При установлении уровня налогового потенциала в первую очередь должны использоваться показатели, оказывающие определяющее влияние на формирование налоговой базы региона:

• отраслевая специализация региона;

• численность населения, соотношение городского и сельского населения;

• объем валового регионального продукта;

• количество и отраслевой состав предприятий региона, число крупнейших налогоплательщиков;

• показатели, характеризующие внешнеэкономическую деятельность в отраслевом разрезе;

• уровень оплаты труда, величина задолженности по заработной плате;

• другие показатели и характеристики.

Комплексная оценка макроэкономической ситуации в субъектах РФ в сочетании  с анализом поступлений налогов, тенденций развития налоговой базы, разработкой предложений по совершенствованию  налогового законодательства создает  основу для своевременного и обоснованного  составления плана налоговых  доходов бюджетов всех уровней.


Информация о работе Концептуальные положения организации налогового процесса